9 класс Задания для выбора ответа («да» — если высказывание верно, «нет» — если высказывание неверно)



Скачать 166.54 Kb.
Дата09.07.2019
Размер166.54 Kb.
#118074

Задания первого тура заключительного этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2012 г.

9 класс
1. Задания для выбора ответа
(«да» — если высказывание верно, «нет» — если высказывание неверно)

1.1. До получения на руки экземпляра трудового договора работник не вправе приступать к работе.

1.2. При прочих равных условиях, снижение величины совокупных инвестиций может спровоцировать рецессию в экономике.

1.3. Если у вас нет собаки, ее не отравит сосед. У меня есть собака. Значит, сосед ее отравит. Верно ли я рассуждаю?

1.4. Традиционные культуры стремятся к целенаправленному преобразованию мира, обеспечению власти человека над природой.

1.5. Элита общества — это группа людей, стоящая на верхней ступени иерархии, способная создавать образцы потребностей и поведения.

1.6. К характерным признакам государства относится выборность органов государственной власти.

1.7. Публичные слушания являются одной из форм непосредственной демократии.

1.8. Президент Российской Федерации вправе отменить закон, противоречащий Конституции Российской Федерации.

1.9. В командной экономике потребности людей могут быть ограничены решением правительства.

1.10. Проблема ограниченности ресурсов может быть решена, если государство будет печатать столько денег, сколько нужно каждому человеку.

Ответы:

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

1.7.

1.8.

1.9.

1.10.

































2. Задания на ряды
2.1. Назовите общее понятие для приведенных ниже:
2.1.1. Акция, купонная облигация, дисконтная облигация, вексель

___________________________________________________________



2.1.2. Политические партии, общественные организации, общественные движения, общественные фонды, орган общественной самодеятельности

_________________________________________________________________



2.2. Что является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили.

2.2.1. Православный, поэт, ученый, семьянин, юноша, школьник.

__________________________________________________________________



2.2.2. Законодательное собрание края, Генеральная прокуратура, министерство финансов, Федеральная антимонопольная служба, муниципальное собрание _________________________________________________________________

2.2.3. Рецессия, безработица, сокращение объемов производства, сокращение товарно-материальных запасов фирм.

_________________________________________________________________



3. Решите задачи
3.1. Задачи по праву (при решении этих задач вы можете ссылаться на номера статей закона, но это делать не обязательно)

3.1.1. Гражданин Н. приобрел у ООО «Ы» тестомешалку, произведенную фирмой «Z». На второй день после покупки он обнаружил, что тестомешалка не работает. Н. обратился к ООО «Ы» с претензией о качестве товара, в которой потребовал заменить ему купленную тестомешалку на аналогичный товар надлежащего качества. ООО «Ы» отказало в удовлетворении претензий Н., сославшись на то, что продавец не отвечает за качество товара, но отвечает за него производитель, и порекомендовало обратиться ему с данной претензией в представительство фирмы «Z». Обоснован ли отказ? К кому и какие требования вправе был предъявить Н.?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3.1.2 . Гражданин О., проходя по торговому центру, увидел, что в одном из магазинов продаются футболки с его изображением. Изображение точно соответствовало фотографии, которую он недавно сделал в одном из ателье. Гражданин О. обратился в юридическую консультацию вопросом, нарушены ли его права и возможна ли их судебная защита. Какой ответ должен быть дан гражданину О.?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________
3.1.3. Гражданин Л. потребовал в Администрации города предоставить ему данные исследований о концентрации вредных веществ в воздухе на территории района его проживания. В предоставлении этих данных ему было отказано. Л. обратился в районный суд с жалобой о нарушении его права на информацию о состоянии окружающей его природной среды. Правомерен ли отказ Администрации города гражданину Л. в предоставлении запрашиваемых им сведений? Какие дальнейшие действия он может предпринять?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________
3.2. Логическая задача.

В одной семье живут два брата: Ваня и Паша. Ваня по четным числам всегда говорит правду, а по нечетным лжет. Паша поступает в точности наоборот: всегда лжет по четным числам и говорит правду по нечетным. Однажды случилось так, что каждый из них произнес: «Завтра я буду говорить правду».



3.2.1. Как такое возможно?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3.2.2. Сколько раз в году бывают такие дни?

__________________________________________________________________



3.3.3. Кто при этом сказал правду — Ваня или Паша?

__________________________________________________________________



4. Вставьте понятие
4.1. __________________ — механизм, который координирует экономические действия огромного числа потребителей и производителей.
4.2. ___________________ — суммарная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за определенный период.
4.3. ___________________ — исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, служит удовлетворению социальных потребностей и тем самым выполняет в обществе определенные функции.
4.4. .___________________ — в марксизме этот термин обозначает совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.).
4.5. ____________________ — это способность вызывать изменения во мнениях, установках, убеждениях, намерениях, поведении объекта в процессе взаимодействия с ним.
4.6. ____________________ — раздел философии, в котором изучаются такие проблемы как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, истины и заблуждения и т. д.
4.7. ___________________ — совокупность способностей, которые позволяют получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.
5. Определите направление мысли:
5.1. В ходе предвыборных дебатов один из кандидатов — гражданин Н. — сказал, что он не отрицает полностью возможность государственного регулирования экономики, но считает, что свободный рынок и неограниченная конкуренция являются основными средствами обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости, возможных прежде всего на основе экономического роста. Программа другого кандидата — гражданина Д. — требовала обеспечения: 1. Социально ориентированной рыночной экономики в противовес абсолютизированному свободному рынку; 2. Социального партнерства между трудящимися и работодателями; 3. Сокращение разрыва между богатыми и бедными; 4. Создания «государства всеобщего благосостояния».

Сторонниками каких политических идеологий являются кандидат Н. и кандидат Д?

___________________________________________________________________________________________________________________________________



5.2. Установите соответствие между философами и направлениями, к которым они принадлежат.

На философском конгрессе встретились три мыслителя: Смарт, Уайз и Клевер. Каждый из них является представителем одного из трех направлений: эмпиризма, рационализма и иррационализма. Смарт недавно опубликовал книгу, в которой отрицается надежность и достоверность апостериорного познания. Уайз придерживается тезиса о том, что человек получает знание в виде независимых от его воли мгновенных вспашек озарения, а не с помощью целенаправленных индуктивных или дедуктивных умозаключений. Кто из них к какому направлению относится? Аргументируйте свой ответ.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Выполните задания
6.1. Установите соответствие между понятием и определением:

К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.







ПОНЯТИЯ




ОПРЕДЕЛЕНИЯ



Лоббизм

А.

Запрещение государством ввоза товаров в страну или вывоза товаров из страны



Эмбарго

Б.

Продажа товаров по искусственно заниженным ценам, не обеспечивающим фирме-продавцу получение прибыли



Демпинг

В.

Соглашение между крупными продавцами о разделе рынка и назначении единой цены



Картель

Г.

Форма легального отстаивания интересов определенной группы агентов путем формирования фракций депутатов в законодательных органах власти

Запишите ответ в виде последовательности цифр и соответствующих им букв (без пробелов и каких-либо символов). Например: 1А2Б3В4Г.
_____________________________________________________________________________

6.2. Найдите в приведенном ниже списке признаки рецессии в экономике и выпишите в ответ подряд.

1) отрасли, производящие потребительские товары длительного пользования и капитальные товары увеличивают спрос на рабочую силу

2) рост дефицита государственного бюджета, вызванный сокращением доходных статей

3) рост числа людей, обращающихся за пособием по безработице

4) рост незанятости населения в целом по экономике

5) рост числа трансфертных выплат

6) изменения в предложении труда, когда люди уходят в массовые отпуска в третьем годовом квартале

7) снижение бюджетного дефицита, вызванное ростом доходных статей

Ответ в виде числа запишите без пробелов и каких-либо знаков, указывая последовательно выбранные цифры.
_________________________________________________________________

6.3. Установите соответствие между функциями морали и характеристиками их содержания, данные известными философами и общественными деятелями.





Функция морали




Характеристика функции

1.

регулятивная

А.

Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.

И. Кант

2.

ценностно-ориентировочная (мировоззренческая)

Б.

Прекрасное постигается путем изучения и больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда.

Демокрит

3.

мотивационная

В.

Если правильно понятый интерес составляет принцип всей морали, то надо, стало быть, стремиться к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами.

Карл Маркс

4.

социализации

Г.

Внеобщественный человек не может иметь морали.

Вольтер

5.

коммуникативная

Д.

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.

Теодор Рузвельт

6.

познавательная

Е.

«…что же представляет собой наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла и т. д.

С. Н. Булгаков

Запишите ответ в виде последовательности цифр и соответствующих им букв (без пробелов и каких-либо символов). Например: 1А2Б3В4Г.

__________________________________________________________________



7. Какие явления описаны в нижеследующих текстах?

7.1. «После первой мировой войны в Германии была открытая инфляция грандиозных масштабов… Были периоды, когда цены росли не на 50% ежемесячно, а удваивались каждую неделю, а в некоторых случаях даже в течение дня. Иногда рост цен достигал такого уровня, что фирмы начинали платить заработную плату своим работникам три раза в день… Фактически это была экстраординарная инфляция, и она продолжалась около трех лет.

Инфляция нанесла Германии колоссальный ущерб. Обнищание средних классов, безжалостное перераспределение доходов и безумная нестабильность, бесспорно, подготовили почву для появления Гитлера».



М. Фридман

Дайте определение описанному явлению:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________
7.2. В мае 2009 г. спикер британской Палаты общин лейборист лорд Майкл Мартин добровольно ушел в отставку из-за скандала в парламенте вокруг злоупотреблений депутатами системы возмещения расходов и нецелевым использованием государственных средств. Уход высшего должностного лица Палаты общин в отставку - беспрецедентный для Великобритании случай. Эта должность пожизненная, и спикер может только уйти на пенсию.

Министр обороны Великобритании Лиам Фокс 14 октября 2011 г. подал в отставку из-за скандала, в который он оказался вовлечен из-за своего друга Адама Уэррити. Фокс был уличен в том, что включал Уэррити в состав официальных делегаций в поездках за рубеж, не имея на это права, причем поездки Уэррити оплачивали некие частные спонсоры.



Укажите, какие принципы правового государства были реализованы в рассматриваемых случаях? Обоснуйте свой ответ.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

8. Решите кроссворд.


1.

И

Р

О

В

О

З

З

Р

Е

Н

И

Е




2.

С

Т

Е

С

Т

В

О

З

Н

А

Н

И

Е

3.

Е

С

Т

И

Т

У

Ц

И

Я













4.

О

Н

Ф

Л

И

К

Т



















5.

К

Ц

И

З




























6.

И

Г

И

Л

И

З

М



















7.

О

В

А

Р




























8.

Н

Т

У

И




И

Я



















9.

Е

Г

И

Т

И

М

Н

О

С

Т

Ь







10.

Н

В

Е

С

Т

И

Ц

И

И













11.

А

Н

Я

Т

О

С

Т

Ь
















12.М

О

Н

О

П

С

О

Н

И

Я














ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

1. Система взглядов на мир и место человека в нем, на смысл его жизни и деятельности.

2. Вся совокупность наук о природе, рассматриваемых в их взаимной связи, единстве и целостности.

3. Форма материального возмещения ущерба в результате неправомерного международного акта, путем восстановления состояния, существовавшего до его совершения.

4. Столкновение сторон, мнений, сил.

5. Косвенный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления внутри страны.

6. Отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.

7. Продукт, предназначенный для продажи и обмена.

8. Знание, возникающее как результат познавательного озарения без осознания путей и условий его получения.

9. Признание подавляющим большинством граждан законности, существующей официальной власти, принимаемых ею законодательных актов и решений.

10. Долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей.

11. Общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая доход.

12. Ситуация на рынке, когда имеется один единственный покупатель, полностью контролирующий спрос на товар.
8.1. В выделенных клетках по вертикали получится название одного из направлений мировой экономической мысли. Запишите его определение.

________________________________________________________________


8.2. Кто из известных экономистов выступал против идей, выдвигаемых представителями этого направления?

__________________________________________________________________


9. Ниже изображены самые масштабные памятники-символы.

1http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/7d/statue_of_liberty3.jpg/300px-statue_of_liberty3.jpg2 worker and kolkhoz woman(2).jpg 3файл:brasil.riodejaneiro.corcovado.jpg 4http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5d/ahu_ko_te_riku.jpg/220px-ahu_ko_te_riku.jpg5file:peter the great statue in saint petersburg.jpg



9.1. Назовите их. Укажите, где они находятся и что символизируют.

1._________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. ________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. ________________________________________________________________

__________________________________________________________________

9.2. Укажите памятник, выпадающий из общего ряда.

__________________________________________________________________


10. Ознакомьтесь с представленными материалами и выполните предложенные задания

«...Анализ динамики ценности, специфики мотивов труда на предприятии [является предметом нашего исследования]. Основные жизненные ценности рабочих выявлялись ответом на вопрос «Какие из ценностей (1) жизни наиболее значимы для вас в настоящее время?» Респонденту предлагалось выбрать 2–3 варианта суждений из списка или назвать свой ответ. Структура мотивов труда изучалась путем анализа ответов на вопрос: «Мотивы труда у людей самые разные. Что для вас лично очень важно, а что нет?» Для оценки важности каждого из мотивов труда использовалась 5балльная шкала.

...Ценность труда на предприятии продолжала снижаться и в условиях экономического роста. Это общая тенденция для мужчин и женщин во всех трех городах.

В иерархии наиболее значимых жизненных ценностей и у мужчин, и у женщин по-прежнему 1–2е места сохраняют семья (2), ее материальное благополучие, воспитание детей и здоровье. При этом значимость первой, судя по доле ответов, у мужчин даже несколько увеличилась во всех городах, а у женщин — в двух из трех городов. Разрыв между ценностями семьи и работы, отличавший в 1991 г. Россию от других стран, продолжал расти. В Брянске у рабочих он увеличился в 1,9, в Пскове — в 1,5, а в Кирове в 3,2 раза. Это говорит об общих тенденциях в динамике основных жизненных ценностей и прежде всего труда (см. рис. 1).



Рабочие (3) в целом оценивали все предложенные мотивы труда как важные (индексы более 3х баллов в обоих исследованиях) (см. табл. 1).

Рис. 1. Основные жизненные ценности рабочих в зависимости от пола, 2007 г.

Таблица 1. Мотивы труда рабочих в зависимости от пола на машиностроительных заводах в областных центрах РФ в 2003 и 2007 гг. (индексы)

Мотивы труда

2003

2007

Муж.

N=178

Жен.

N=235

Все

N=413

Муж.

N=214

Жен.

N=192

Все

N=406

Хороший заработок

4,9

4,9

4,9

4,8

4,8

4,8

Безопасность работы

-

-

-

4,6

4,6

4,6

Нормальные санитарно- гигиенические условия труда

-

-

-

4,6

4,6

4,6

Удобное время работы

-

-

-

4,3

4,5

4,4

Взаимоотношения с товарищами по работе

4,1

4,4

4,3

4,4

4,4

4,4

Интересная работа

-

-

-

4,3

4,2

4,3

Гарантия занятости

4,2

4,4

4,3

4,2

4,0

4,1

Возможность общаться с людьми

3,8

4,3

4,1

4,0

4,1

4,0

Самостоятельность

4,1

4,2

4,1

4,1

3,9

4,0

Чтобы работа приносила пользу людям

3,7

3,9

3,8

3,9

3,9

3,9

Взаимоотношения с руководством

4,0

4,2

4,1

3,7

3,9

3,8

Реализовать свои способности и умения

4,0

4,1

4,0

3,9

3,6

3,8

Общественное признание моего труда

3,5

3,9

3,7

3,7

3,7

3,7

Ответственная работа

-

-

-

3,7

3,6

3,7

Постоянное повышение квалификации

3,5

3,5

3,5

3,5

2,9

3,2

Активное участие в управлении производством

3,0

3,1

3,1

-

-

-

Участие в обсуждении, выработке и принятии решений о жизни коллектива

-

-

-

3,1

3,4

3,2

Примечание: список мотивов труда дан в порядке снижения их важности для всех рабочих в целом.

Большинство мотивов (7 из 11 в первом и 9 из 16 во втором исследовании) названы рабочими как наиболее важные (индексы 4 балла и больше). По-видимому, время, когда хороший заработок был единственным важнейшим мотивом труда, проходит, и в настоящее время, наряду с ним, для рабочих важными мотивами являются также условия труда, взаимоотношения с товарищами и интересная работа. Фактически, структура мотивов труда вернулась к той, что была выявлена у рабочих еще в 1970е годы.

Важность мотива гарантия занятости, который занимал 2е место (после мотива иметь хороший заработок) в исследованиях в 1990е годы, в 2000е годы уменьшилась. В 2007 г. в иерархии мотивов труда он занимал только 7е место из 16.

...Как объяснить эти разноплановые тенденции? С нашей точки зрения, динамика мотивов труда зависит от того, в какой степени рабочие реализуют важные для них мотивы в своей трудовой деятельности и, соответственно, какова степень их удовлетворенности работой на предприятии.

...Наблюдаются различия в оценках важности некоторых мотивов труда между мужчинами и женщинами на массивах данных обоих исследований. Однако это разные мотивы: в 2003 г. — общественное признание своего труда, возможность общаться с людьми, отношения с коллегами … и отношения с руководством, а в 2007 г. — постоянное повышение квалификации, реализация способностей, гарантия занятости и удобное время работы. С нашей точки зрения, в трансформирующемся обществе можно говорить не об устоявшейся специфике мотивов труда у мужчин и женщин, а о специфике мотивов труда у мужчин и женщин в зависимости от ситуации, складывающейся на рынке труда.

Различия в мотивах труда у мужчин и женщин на трех предприятиях в обоих исследованиях.., за редким исключением, не фиксируются, что дало возможность изучать динамику этих мотивов в целом на уровне предприятия.

Проведенный анализ показал, что динамика мотивов связана с условиями трудовой деятельности на предприятии. Улучшение условий трудовой деятельности ведет не только к росту удовлетворенности работой и улучшению отношения к труду рабочих, но и способствует усложнению структуры мотивов труда и росту важности таких из них, как активное участие в управлении производством, польза людям, общественное признание своего труда, самостоятельность.
(Источник: Бессокирная Г. П. Динамика ценности и мотивов труда рабочих (2003–2007 гг.) // Социологические исследования. 2010. № 2).

10.1. Дайте определение словам, выделенным в тексте полужирным курсивом и пронумерованным.

(1)________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

(2)_______________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

(3)________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________


10.2. Для какого типа социальной системы характерны ценности и мотивы, демонстрируемые опрошенными рабочими? Какие ценности и мотивы могут быть использованы для формирования заинтересованности в результатах труда, конкуренции, политической культуры участия?


Типы обществ и общностей

Ценности и мотивы, решающие сформулированные задачи
























































10.3. В материалах отмечается, что наблюдаются различия в оценках важности некоторых мотивов труда между мужчинами и женщинами. Опираясь на статистические данные, подтвердите данный вывод.

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________
10.4. В материалах результаты, полученные в 2003–2007 гг., сравниваются с данными 1970х и 1990х годов, при этом указываются факты устойчивости и факты изменчивости структуры мотивов труда. Предположите, какие могут быть объяснения наблюдаемых соответствий и изменений.

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________



_________________________________________________________________

_________________________________________________________________
Каталог: data -> 2012
2012 -> Программа дисциплины Антропология и современный социум в Восточной Азии для направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика»
2012 -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
2012 -> На стороне ab квадрата abcd со стороной длины
2012 -> Элементы теории случайных процессов
2012 -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
2012 -> Министерство
2012 -> Пособие для мэли
2012 -> Тема Введение в конфликтологию
2012 -> Программа дисциплины «методы сканирующей зондовой микроскопии»
2012 -> Утверждена Ученым Советом Факультета Бизнес-информатики Ученый секретарь В. А. Фомичев 2012 г. Москва 2012 год Настоящая программа

Скачать 166.54 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница