Электрооборудование автомобилей и тракторов



Дата10.10.2018
Размер2.37 Mb.
#54069
ТипПрактическая работа

ФГОУ ВПО

«ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.М. ДЖАМБУЛАТОВА»

Кафедра автомобильного транспорта



ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ ЭЛЕКТРООБОРУ

ДОВАНИЯ

АВТОМОБИЛЕЙ И ТРАКТОРОВ
Учебно-методическое пособие

по выполнению практических работ для студентов направления подготовки

13.03.02 – «Электроэнергетика и электротехника»

по профилю – «Электрооборудование автомобилей и тракторов»

Махачкала 2015
УДК 631.372 + 621.43 + 629.083

Айдемиров О.М., Астемиров Т.А., Алиев А.Я., Ибрагимов Э.Б.

Эксплуатация и ремонт электрооборудования автомобилей и тракторов: учебно-методическое пособие / О.М. Айдемиров [и др.]. – Махачкала: Даг ГАУ, 2015. – 39 с.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с ФГОСТ высшего профессионального образования для студентов очного и заочного форм обучения направления подготовки 13.03.02 – «Электроэнергетика и электротехника» по профилю – «Электрооборудование автомобилей и тракторов» и предназначено для выполнения практических работ по изучению методов определения параметров, характеризующих техническое состояние, способов поиска и устранения неисправностей автотракторного электрооборудования.


Рецензент: заведующий кафедрой «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» МФ МАДИ, к.т.н., доцент Дадилов А.С.
Печатается по решению методического совета ФГОУ ВПО «Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова» (протокол № 5 от 21 января 2015г.)

Для внутривузовского пользования.


© Айдемиров О. М. [и др.], 2015

© ФГОУ ВПО ДагГАУ им.М.М. Джамбулатоа, 2015


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………….…………………………………………………………..4

Практическая работа № 1. Проверка технического состояния стартерной аккумуляторной батареи………………………………………………………..…...5

Практическая работа №. 2. Проверка технического состояния автотракторных генераторных установок………………………………………………..….14

Практическая работа № 3. Проверка технического состояния стартерной установки ……………………………………………………………….……….23

Практическая работа № 4. Проверка технического состояния приборов системы зажигания…………………………………………………..…………….28

Практическая работа № 5. Проверка технического состояния приборов системы освещения и световой сигнализации…………………………………...32

Литература…………………………………………………………………….…39



ВВЕДЕНИЕ

Работоспособность автотракторного электрооборудования при эксплуатации обеспечивается с помощью технического обслуживания и ремонта. Согласно учебному плану дисциплина «Эксплуатация и ремонт электрооборудования автомобилей и тракторов» изучается студентами 4го курса в 8ом семестре. На изучение дисциплины отводится 72 часа (2 зачетных единицы) аудиторных занятий и столько же времени самостоятельной работы студентов – всего 144 часа (4 зачетных единицы). Трудоёмкость практических занятий составляет 72 часа (2 зачетных единицы) – 36 часов (1 зачетная единица) аудиторных занятий и 36 часов (1 зачетная единица) из бюджета времени самостоятельной работы студентов.

Основной целью практических занятий является изучение методов определения технического состояния автотракторного электрооборудования и способов устранения, выявленных неисправностей.

Занятия должны проводиться в специализированной лаборатории, оснащенной типовым оборудованием, стандартным инструментом, средствами измерения, контроля и технического обслуживания. Лаборатория для проведения занятий должна соответствовать требованиям техники безопасности.

К работе допускаются студенты, освоившие теоретический материал по основной и дополнительной литературе, учебным плакатам, что должно быть отражено соответствующей оценкой в журнале успеваемости, а также прослушавшие инструктаж по технике безопасности на рабочем месте, о чем делается соответствующая запись в журнале.

При выполнении работы используются методические указания, инструкционные и технологические карты, учебные плакаты, необходимое оборудование и инструмент.

Выполненная студентом работа оформляется отчетом, защищается и по ней выставляется зачет.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1.

ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТАРТОРТОРНОЙ

АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Время, отводимое на выполнение работы

Работа рассчитана на 4 часа аудиторных занятий и 4 часа из бюджета времени самостоятельной работы студентов.



Цель работы

Целью работы является приобретение навыков определения технического состояния и устранения неисправностей аккумуляторной батареи.



Оборудование

Для выполнения данной работы необходимо наличие: учебной и методической литературы; учебных плакатов, аккумуляторной батареи, приспособления для удаления мастики, обтирочной ветоши. резиновой груши с наконечником, мерной стеклянной трубки с внутренним диаметром 5 мм, термометра стеклянного технического, ареометра аккумуляторного или плотномера, вольтметра с большим внутренним сопротивлением, аккумуляторных пробников (нагрузочных вилок) Э-107 и Э-108.



Порядок выполнения работы

Очистите рабочую батарею чистой ветошью, смоченной в 10%-ном растворе кальцинированной соды. При внешнем осмотре обратите внимание, нет ли трещин в мастике, крышках и моноблоке, не окислены ли выводы батареи, плотно ли закрыты пробки заливочных отверстий. При необходимости зачистите клеммы стеклянной бумагой ОО, смажьте неконтактные части техническим вазелином, прочистите вентиляционные отверстия.



Проверьте наличие утечек на поверхности аккумуляторной батареи, для чего присоедините один из проводов милливольтметра к клемме, а другим касайтесь различных точек ее поверхности. Отклонение стрелки указывает на наличие утечек. В этом случае определите причины утечек и способ их устранения.

Открутите пробки заливных горловин. Если наблюдается выделение пузырьков газа из электролита, то это свидетельствует об образовании в активной массе местных токов, вследствие отложения сурьмы на отрицательных электродах аккумулятора.



Рис. 1.1. Проверка состояния аккумуляторной батареи:



а - замер уровня электролита; б – замер напряжения нагрузочной вилкой;

в - замер плотности электролита

Проверьте уровень электролита в каждом аккумуляторе батареи. Для этого установите мерную стеклянную трубочку (см. рис. 1.1а) в заливное отверстие до упора в предохранительный щиток, закрыв торец трубочки пальцем, извлеките ее и по делениям шкалы определите уровень электролита, который должен быть на 10…15 мм выше предохранительного щитка блока электродов. При необходимости долейте в аккумулятор дистиллированную воду.

Измерьте с помощью стеклянного технического термометра температуру электролита в каждом аккумуляторе и занесите полученные данные в таблицу 1.1.

Определите плотность электролита в каждом аккумуляторе батареи. Для этого с помощью резиновой груши (см. рис. 1.1в) наберите в ареометр из банки проверяемого аккумулятора электролит и по шкале денсиметра (по средней части мениска) определите его фактическую плотность. Занесите полученные данные в таблицу 1.1.

Приведите плотность электролита к нормальным условиям. При этом необходимо учитывать тип ареометра, используемого при определении плотности электролита.

Таблица 1.1

Показатели аккумуляторной батареи


п/п


Параметр

Ед.

изм.


Номера аккумуляторов

1

2

3

4

5

6

1

Температура электролита (t)

0С



















2

Фактическая плотность электролита (ρф)

г/см3





















3

Приведенная плотность электролита (ρпр)

г/см3



















4

Степень разрядки аккумулятора (ΔСр)

%



















5

ЭДС аккумулятора (Е)

В



















6

Напряжение аккумулятора (U)

В


















Температурная поправка составляет 0,0007 г/см3 на каждый градус отклонения фактической температуры электролита от стандартной, на которую проградуирован ареометр. (Ареометр может быть проградуирован для стандартной температуры +150С, или +250С). При пониженной температуре электролита ее вычитают, а повышенной – добавляют к фактическому значению, т.е.

ρпр = ρф + 0,0007 (t – tа), г/см3,

где:


ρф – фактическая плотность электролита, г/см3 ;

t – фактическая температура электролита, 0С;

tа – стандартная температура электролита, на которую проградуирован используемый вами ареометр.

Занесите полученные данные в таблицу 1.1.



Определите степень разрядки каждого аккумулятора. Для определения ее значения пользуются зависимостью:

·100 %,

где:


Δ Ср – степень разрядки аккумулятора, %;

ρз и ρр – плотность электролита соответственно полностью заряженного и полностью разряженного аккумулятора, г/см3.

(Разность (ρз – ρр) для электролита свинцовых аккумуляторов имеет вполне определенное значение и равно 0,16 г/см3).

Определите степень разрядки каждого аккумулятора (ΔСр) и занесите полученные данные в таблицу 1.1.



Внимание: если степень разрядки хотя бы одного из аккумуляторов больше 50 % летом и 25 % зимой, необходимо батарею зарядить.

Проверьте плотность электролита полностью заряженной батареи и, при необходимости, доведите плотность электролита до номинального значения. Если плотность ниже номинальной, то ее корректируют, доливая электролит приведенная плотность, которого ρпр=1,4 г/см3, если же значение плотности выше номинального – доливают дистиллированную воду. Номинальное значение плотности электролита в зависимости от климатических районов эксплуатации автомобиля и времени года приводится в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Плотность электролита

Климатический

район

(ГОСТ 16350-80)


Среднесуточная

температура воз-

духа в январе, 0С



Время года





Плотность электролита, г/см3,

приведенная к 25, 0С


заливаемого



заряженной

батареи


Холодный:

- очень холодный


-холодный

от – 50 до – 30


от – 30 до – 15

зима


лето

круглый год


1,29


1.25

1,27

1,31

1,27


1,29

Умеренный:

-умеренный

-тёплый сухой

-теплый влажный


от –15 до – 8

от – 15 до + 4

от – 0 до + 4


круглый год

круглый год

круглый год


1,25


1,23

1,21

1,27

1,25


1,23

Примечание: плотность электролита отдельных аккумуляторов данной батареи не должно отличаться более чем на 0,01 г/см3.

Определите холостое напряжение (электродвижущую силу). Для практических целей электродвижущую силу (ЭДС) можно определить по эмпирической формуле, дающей хорошее приближение:

Е = 0,84 + ρпр, В.

Определите ЭДС каждого аккумулятора и занесите полученные значения в таблицу 1.1.

Справка: при плотности электролита ρ = 1,3 г/см3 и температуре электролита t = +250С, электродвижущая сила свинцово-кислотного аккумулятора должна составлять Е = 2,154В. ЭДС батареи увеличивается пропорционально числу последовательно включенных аккумуляторов и определяется по формуле:

Е об = ΣEi .

Рассчитайте ЭДС проверяемой аккумуляторной батареи.



Определите напряжение .аккумуляторов и батареи в целом под нагрузкой

Нагрузочные вилки (аккумуляторные пробники) ЛЭ-2 и Э-108 используют для проверки технического состояния аккумуляторных батарей с межэлементными перемычками над крышкой. Нагрузочная вилка ЛЭ-2 имеет два резистора с различным сопротивлением. При проверке аккумуляторов емкостью 70…100 А·ч включается резистор с сопротивлением 0,01 Ом, а емкостью 110…135 А·ч – резистор с сопротивлением 0,08 Ом. Нагрузочная вилка Э-108 имеет три резистора из нихрома для аккумуляторов емкостью 45…105, 105…150 и 150…190 А·ч соответственно.

Определите напряжение (U) каждого аккумулятора (см. рис. 1.1б). При этом убедитесь, что пробки заливочных отверстий плотно завернуты, иначе возможен взрыв газов в аккумуляторе. Нагрузочную вилку установите, и плотно прижмите контактами к выводам аккумулятора, чтобы контактные ножки прокололи свинцовую окисную пленку на поверхности выводов и обеспечили надежный электрический контакт. Величина напряжения определяется в конце пятой секунды. Результаты измерений занесите в таблицу 1.1.

Внимание: если напряжение хотя бы одного из аккумуляторов отличается от напряжений других аккумуляторов более чем на 0,1В или падает ниже 1.4 В за время контроля (5 с), батарею необходимо зарядить.

С помощью пробника Э-107 определите напряжение под нагрузкой батареи с межэлементными перемычками под крышкой. При этом контактную ножку пробника подключите к положительному выводу, а щуп – к отрицательному выводу батареи.



Внимание: батарея считается исправной, если ее напряжение в конце пятой секунды измерения будет больше 8,9 В.

Определите внутреннее сопротивление аккумуляторной батареи. Для этого установите с помощью реостата (см. рис. 1.2) разрядный ток Jр =20…30А и замерьте напряжение на полюсных выводах батареи (Uб). Рассчитайте внутреннее сопротивление аккумуляторной батареи по формуле:

, Ом.

Внимание: если величина внутреннего сопротивления больше номинального значения, то это свидетельствует об уменьшении пористости сепараторов, снижении плотности электролита, увеличении количества кристаллов РвSO4 в активной массе электродов.

Определите разрядную емкость аккумуляторной батареи при стартерном режиме.

Справка: разрядной емкостью (Ср) называется максимальное количество электричества (т.е. максимальный электрический заряд), которое аккумулятор может сообщить во внешнюю цепь при полном разряде от начального напряжения до конечного за время разряда; номинальной емкостью (Сн) называется максимальное количество электричества, которое аккумулятор может сообщить во внешнюю цепь при непрерывном разряде силой тока 0,05·Сн в течение 20ч или же силой тока 0,1·Сн в течении 10ч до напряжения 1,75В при температуре электролита +250С и плотности 1,285 г/см3.

Соберите схему в соответствии с рис. 1.2. Установите реостатом 3 силу тока, равную утроенной величине номинальной емкости батареи (Jр = 3·Сн). Определите время разряда батареи tр до напряжения на отстающем аккумуляторе U = 1,5В.


Рис. 1.2. Схема включения приборов при определении емкости аккумуляторной батареи: 1 – вольтметр; 2 – аккумуляторная батарея; 3 – реостат; 4 – амперметр; 5 – выключатель


Рассчитайте емкость батареи, приведенную к фактической температуре по формуле:

, А· ч.
Сопоставьте полученное значение разрядной ёмкости аккумуляторной батареи с её номинальным значением (по характеристике батареи) и сделайте вывод о техническом состоянии батареи. Внимание: если емкость аккумуляторной батареи ее дальнейшая эксплуатация не допускается.

Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите основные требования, предъявляемые к материалам моноблока и сепараторов.

2. Перечислите основные способы заряда аккумуляторной батареи.

3. Какие физико-химические процессы происходят в свинцово-кислотном аккумуляторе при заряде и разряде?

4. Что такое емкость аккумуляторной батареи в 20-часовом режиме разряда?

5. Чем отличаются ЭДС и напряжение аккумуляторной батареи?

6. Чем обусловлено различное количество разноименных пластин в блоке электродов?

7. Чем обусловлены недостатки (снижение уровня электролита, ускоренная коррозия решетки положительного электрода, саморазряд, выделение газов и т.д.), присущие аккумуляторным батареям традиционной конструкции, и каким образом указанные недостатки устраняются в, так называемых, необслуживаемых батареях?

Отчет о выполнении работы

В отчете должно быть отражено следующее: результаты определения параметров, характеризующих техническое состояние аккумуляторной батареи и их анализ; заключение о техническом состоянии аккумуляторной батареи; ответы на контрольные вопросы.




ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

АВТОТРАКТОРНЫХ ГЕНЕРАТОРНЫХ УСТАНОВОК

Время, отводимое на выполнение работы

Работа рассчитана на 4 часа аудиторных занятий и 4 часа из бюджета времени самостоятельной работы студентов.



Цель работы

Целью работы является приобретение студентами навыков по определению технического состояния, выявлению и устранению неисправностей составных частей, а также усвоение правил технического обслуживания автотракторных генераторных установок.



Оборудование

Для выполнения работы в лаборатории необходимо наличие: учебной и методической литературы; учебных плакатов; генераторной установки; сборочных единиц различных типов автотракторных генераторных установок; источник постоянного тока напряжением 12В; лампочка мощностью 5Вт, ручной динамометр, шлифовальная бумага, омметр.



Порядок выполнения работы

Проверка диодов

Диод можно проверить с помощью источника постоянного тока напряжением 12В, подключенного через лампочку мощностью 5Вт.

Присоедините к минусовой шине выпрямительного блока, снятого с генератора, положительный вывод источника питания (см. рис. 2.1) и поочередно касайтесь отрицательным выводом зажимов блока. Затем присоедините к минусовой шине выпрямительного блока отрицательный вывод источника питания и касайтесь зажимов блока уже плюсовым выводом. При исправных диодах лампа в обоих случаях должна гореть. При обнаружении хотя бы одного пробитого (неисправного) диода (при этом лампа не горит), необходимо заменить весь выпрямительный блок.

Рис. 2.1. Схема подключения контрольной лампы

для проверки диодов на шинах:

а – положительной полярности; б – отрицательной полярности

Для проверки отдельного (снятого) диода соедините плюсовой вывод источника (см. рис. 2.2) с плюсовым выводом диода (кремниевой вентиль). Затем измените полярность источника. В одном направлении тока лампочка должна гореть, а в другом – нет. Если лампочка горит при любой полярности источника – диод неисправен.



Рис. 2.2. Проверка контрольной лампой снятых диодов:



а – с положительной полярностью; б – с отрицательной полярностью

Проверка состояния щеток

Снимите щетки и протрите тряпкой смоченной бензином. Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях. Проверьте степень изношенности щеток и, при необходимости, замените, если их износ достиг предельного значения. Минимальная высота щеток отличается для различных типов генераторов. Проверьте усилие пружин щеткодержателей, используя ручной динамометр. Усилие пружин щеткодержателя, в зависимости от марки генератора, должна составлять 1,8…2,6Н.



Проверка ротора

Проверьте состояние контактных колец и, при необходимости, зачистите шлифовальной бумагой загрязнения, небольшие подгорания и шероховатости. При этом якорь поворачивайте нажатием руки (см. рис. 2.3).

Рис. 2.3. Зачистка контактных колец



Проверьте межвитковое замыкание в катушке обмотки возбуждения. Для этого измерьте сопротивление катушки возбуждения с помощью омметра (см. рис. 2.4), подключенного между контактными кольцами.

Рис. 2.4. Проверка сопротивления обмотки ротора

В зависимости от типа генератора сопротивление должно составлять 3 … 4 Ом. Если омметр показывает большее значение сопротивления, то обмотка имеет разрыв.

Рис. 2.5. Проверка сопротивления изоляции обмотки ротора



Проверьте наличие замыкания обмотки возбуждения на корпус ротора, подключив омметр между одним из контактных колец и сердечником или же валом якоря. Как вариант, воспользуйтесь контрольной лампой мощностью 25Вт, подключенной последовательно к источнику переменного тока напряжением не выше 110В (см. рис. 2.5). Загорания лампочки свидетельствует о наличии замыкания обмотки на корпус.

Для проверки изоляции проводов, а также обнаружения обрывов в обмотках и наличия короткозамкнутых секций или замыкания на «массу» при проверке ротора генератора или якоря статора рекомендуется использовать настольный прибор Э-236 (рис. 2.6).


Рис. 2.6. Настольный прибор Э-236 для проверки

якорей генераторов и стартеров

Проверка статора

Проверьте наличие межвиткового замыкания в катушках обмотки статора (см. рис. 2.7). Обмотка статора имеет три вывода. Сопротивление между любыми двумя выводами обмоток должны быть одинаковыми. В разных конструкциях генераторов сопротивления могут быть различными, но в любом случае они должны иметь значения порядка 0,1 Ом.



Рис. 2.7. Проверка сопротивления обмоток статора

Проверьте наличие замыкания обмоток статора на сердечник. Для этого измерьте сопротивление между обмотками и сердечником. Значение сопротивления должно быть более 1 МОм. При отсутствии омметра с таким диапазоном измерений, воспользуйтесь контрольной лампочкой мощностью 25 Вт (см. рис. 2.8) и источником питания не выше 110В. Если лампочка горит или хотя бы тускло светится, то это означает, что есть пробой изоляции на корпус.

Рис. 2.8. Проверка сопротивления изоляции между обмотками

и сердечником статора

Проверка регулятора напряжения

Соберите схему как показано на рисунке 2.9. Сначала подается постоянное напряжение 12 В, при этом контрольная лампа мощностью 1...3 Вт должна гореть. Затем подается напряжение 15…16 В, при котором контрольная лампочка гореть не должна. В противном случае регулятор неисправен.


Рис. 2.9. Проверка регулятора напряжения на 14 Вт:



а – подключение напряжения 12 В; б – подключение напряжения 15-16 В

При проверке 28-вольтовых регуляторов вначале по схеме, показанной на рис. 2.9 а, подается напряжение 24…25 В, при котором контрольная лампа должна гореть, а затем – напряжение 30…32 В, при котором контрольная лампа гореть не должна.

При проверке регулятора напряжения в сборе со щеточным узлом, контрольную лампу мощностью 1…3 Вт включают между щетками, отрицательный вывод источника питания соединяют к корпусу, а положительный вывод источника питания к выводам «Б» и «В» (см. рис. 2.10 б).

Рис. 2.10. Проверка регулятора напряжения на 28 Вт

Сделайте вывод о техническом состоянии проверенных узлов генераторной установки, устраните обнаруженные неисправности и соберите генераторную установку в обратной последовательности.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные требования, предъявляемые к автомобильным генераторным установкам.

2. От чего зависит напряжение тока, вырабатываемого генератором?

3. Перечислите характерные неисправности генераторных установок и способы их устранения.

4. Назовите основные недостатки электромагнитных регуляторов напряжения, обусловивших отказ от их применения в системе электроснабжения с генератором переменного тока.

5. Вследствие чего сдерживается применение на автомобилях индукторных генераторов?



Отчет о выполнении работы

В отчете должны найти отражение следующие вопросы: результаты определения параметров, характеризующих техническое состояние элементов генераторной установки и описание способов устранения обнаруженных неисправностей; заключение о техническом состоянии генераторной установки; ответы на контрольные вопросы.




ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

СТАРТЕРНОЙ УСТАНОВКИ

Время, отводимое на выполнение работы

Работа рассчитана на 4 часа аудиторных занятий и 4 часа из бюджета времени самостоятельной работы студентов.



Цель работы

Целью выполнения работы является приобретение навыков по определению технического состояния стартерной установки, а также выявление и устранение неисправности её составных частей.



Оборудование

При выполнении работы используются данное учебно-методическое пособие, инструкционные и технологические карты, учебные плакаты, стартерная установка,

испытательный стенд КИ-968М.
Порядок выполнения работы

Щеточно-коллекторный узел.

Измерьте высоту щеток и, если высота щетки меньше допустимого для данного стартера значения или имеются ее механические повреждения, замените щетку на новую.

Щетки должны свободно, без заеданий, перемещаться в щеткодержателях. Направление силы давления щеточных пружин должно совпадать с осью щеткодержателя.

Проверьте силу давления пружины. Для этого между щеткой и коллектором установите прокладку из полосы бумаги и оттяните динамометром пружину в направлении оси щеткодержателя. Зафиксируйте показание динамометра в момент, когда полоску бумаги можно легко вытащить. Сравните полученное значение с нормативным, согласно техническим требованиям к данному стартеру. В том случае, если сила давления пружины меньше более чем на 25% установленной (номинальной) величины, замените пружину. При незначительном ослаблении пружины увеличьте силу давления, подгибая кронштейн подвески пружины.



Коллектор.

Протрите коллектор и очистите от грязи и незначительного подгорания. Сильно подгоревший коллектор зачистите шлифовальной шкуркой. Эту операцию следует выполнять при работе стартера в режиме холостого хода, прижимая шкурку к коллектору деревянной колодой. Абразивные частицы после зачистки удалите, продувая коллектор напором воздуха. Если подгорание таким способом не удалось устранить или имеет место сильный износ, коллектор протачивают.



Привод.

Проверьте и в случае подгорания контактов зачистите их шлифовальной шкуркой. При большом износе или подгорании контактов поверните контактные болты на 1800, а контактный диск переверните.

Произведите сборку стартерной установки в обратной последовательности. При этом проверьте осевое перемещение якоря, которое не должно превышать 0,7 …1,0 мм. Проверьте правильность регулировки привода стартера. Привод стартера должен свободно, без заеданий, перемещаться по валу якоря и возвращаться в исходное положение возвратной пружиной. Проверьте и отрегулируйте исходное положение шестерни привода. Регулировка должна обеспечить исходное положение зубчатого колеса привода на расстоянии Б (см. рис. 1) между торцом шестерни и посадочным пояском на крышке стартера. При полностью замкнутых контактах тягового реле зубчатое колесо не должно доходить до упорного кольца на расстояние А. Проверьте легкость вращения якоря.

Рис. 3.1. Проверка и регулировка положения привода стартера:

1 - регулировочный винт; 2 - специальный винт
При определении зазора А подключите положительный вывод источника питания к выводу обмоток реле, а отрицательный вывод – к корпусу стартера. Напряжение источника питания должно соответствовать номинальному напряжению стартера. После подачи напряжения и срабатывании реле произведите замер зазора А с помощью предельных калибров, толщина которых соответствует максимальному и минимальному значению зазора, или универсальным измерительным инструментом. При измерении величины зазора А следует выбрать осевой зазор, отжимая привод по направлению к коллектору. При необходимости отрегулируйте зазор А поворотом эксцентриковой оси (стартеры типа СТ 230) или регулировочным винтом 1 сердечника реле (стартер СТ 130АЗ). У стартеров типа СТ 130АЗ расстояние Б, соответствующее исходному положению шестерни привода, регулируется специальным винтом 2, у стартеров типа СТ 230 той же эксцентриковой осью, что и зазор А.

Обратите внимание, что у некоторых стартеров (СТ 221, 29.3708) регулировка привода не предусмотрена.

Стартеры дизелей имеют особенности регулировок привода. У стартеров СТ 142 и 25.3708 задается зазор А, вместо расстояния Б (см. рис.2), соответствующего исходному положению шестерни. Для этих стартеров задано расстояние между торцом шестерни и упорной шайбой, при котором замыкание контактов реле стартера не должно происходить. При проверке между шестерней и упорной шайбой устанавливают прокладку определенной толщины и на обмотки реле подают питание. Замкнулись контакты реле или нет, определяют контрольной лампой или омметром.

Рис. 3.2. Схемы регулировки стартеров: а - СТ230-Б; б, в, г - СТ142-Б;

1 - шестерня привода; 2 - упорное кольцо; 3 - втулка привода;

4 - упорная шайба; 5 – прокладка

У стартера СТ103 между шестерней и упорной шайбой ставят поочередно прокладки толщиной 16 и 11,7 мм. При включении стартера с прокладкой толщиной 16 мм контакты реле не должны замыкаться, а при прокладке 11,7 мм контакты должны замкнуться.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы перспективы в развитии конструкций элементов системы пуска?

2. Перечислите основные требования, которые предъявляются к автомобильным электростартерам.

3. Каковы перспективы в развитии конструкций элементов системы пуска?

4. На какое время допускается включение стартера без вреда для аккумуляторной батареи?

5. При какой неисправности стартера его якорь может пойти в разнос?

6. При каком техническом обслуживании смазываются подшипники стартера?

7. При какой неисправности якорь стартера не вращается или вращается медленно?



Отчет о выполнении работы

В отчете должны найти отражение: результаты определения параметров, характеризующих техническое состояние стартерной установки и описание способов устранения обнаруженных при этом неисправностей; краткое заключение о техническом состоянии стартера; ответы на контрольные вопросы.



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

ПРИБОРОВ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ

Время, отводимое на выполнение работы

Работа рассчитана на 4 часа аудиторных занятий и 4 часа из бюджета времени самостоятельной работы студентов.



Цель работы: определить техническое состояние приборов системы зажигания и произвести необходимые регулировки.

Оборудование: сборочные единицы системы зажигания; приспособления и инструмент для разборочно-сборочных работ; учебные плакаты; принципиальные схемы систем зажигания данное учебно-методическое пособие,.

Порядок выполнения работы

Проверка состояния контактов прерывателя Р13Д

Проверьте легкость вращения рычажка с подвижным контактом и упругость пружины. Рычажок при оттягивании и отпускании должен легко возвращаться в исходное положение, а контакты должны замыкаться со щелчком. Если контакты замаслены, загрязнены или покрыты нагаром, то снимите их, отвернув винты крепления, и отсоедините провод низкого напряжения. После этого протрите контакты смоченной бензином замшей. Закрепите контакты и отрегулируйте зазор между ними. Для этого установите кулачок прерывателя в положение, соответствующее максимальному зазору; ослабьте винт крепления стойки неподвижного контакта и, поворачивая эксцентрик, установите зазор 0,37 …0,43 мм (проверяют с помощью измерительного щупа); закрепите стойку неподвижного контакта и повторно проверьте величину зазора, в том числе и при размыкании контактов другими выступами кулачка.



Отрегулируйте центробежный регулятор опережения зажигания

Для этого специальной отверткой подогните стойки подвески пружин регулятора (рис. 4.1). Если центробежный регулятор начинает действовать при меньшем значении минимальной частоты вращения, необходимо усилить натяжение «слабой» пружины. Натяжение «сильной» пружины увеличивают, если центробежный регулятор увеличил максимальный угол опережения при меньшей частоте вращения вала, чем предусмотрено техническими условиями.



Рис. 4.1. Регулировка натяжения пружин центробежного

регулятора опережения зажигания:

1 - стойка; 2, 4 - пружины; 3 – грузик.


При необходимости отрегулируйте вакуумный регулятор изменением натяжения пружины (см. рис. 4.2) путем установки между торцом пружины и штуцера регулировочных шайб различной толщины.


Рис. 4.2. Регулировка вакуумного регулятора опережения зажигания:

1 - штуцер; 2 - уплотнительная прокладка; 3 - регулировочная шайба;

4 - пружина; 5 – винт


Проверьте и отрегулируйте зазор между электродами свечи зажигания, используя специальные ключи-щупы (см. рис. 4.3). Внимание: регулировку зазора производите подгибанием только бокового электрода круглыми щупами.

Рис. 4.3. Проверка зазора между электродами свечи зажигания:

а – правильно (круглый щуп); б – неправильно (плоский щуп)

Зазор между электродами свечи зажигания должен соответствовать величине, рекомендуемой заводом, выпускающим двигатель.




Вопросы для самоконтроля

1. Какие требования предъявляются к системе зажигания?

2. Перечислите основные преимущества катушек с наружной первичной обмоткой.

3. С какой целью в конструкции катушки предусмотрен специальный клапан, срабатывающий при увеличении давления масла в катушке?

4. Объясните, с какой целью пружины центробежного регулятора имеют различную жесткость и одна из них установлена с натяжением, а другая свободно, и почему прорези в поводковой пластине выполнены под углом?

6. Почему нельзя подгибать центральный электрод свечей зажигания?

7. Поясните, почему очищенные от нагара свечи зажигания рекомендуется использовать только летом, а с наступлением холодов необходимо установить новые?

8. Как проверяют зазор между электродами свечи зажигания?

9. Какую корректировку по установке зажигания необходимо выполнить при появлении детонационных стуков, исчезающих с увеличением частоты вращения коленчатого вала?

10. К каким последствиям приводит работа двигателя на позднем зажигании?

11. Допускается ли работа двигателя, если конденсатор системы зажигания неисправен?

Отчет о выполнении работы

В отчете должны найти отражение следующие вопросы: перечень основных неисправностей системы зажигания и способы их устранения; основные операции технического обслуживания системы зажигания, ответы на вопросы для самоконтроля.



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРИБОРОВ

СИСТЕМЫ ОСВЕЩЕНИЯ И СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

Время, отводимое на выполнение работы

Работа рассчитана на 4 часа аудиторных занятий и 4 часа из бюджета времени самостоятельной работы студентов.



Цель работы: приобретение навыков по проведению регулировок приборов системы освещения и световой сигнализации, поиска и устранения неисправностей.

Оборудование: световые и сигнальные приборы; инструмент для разборочно-сборочных работ; инструкционные карты; учебные плакаты; автомобиль; матовый экран с разметкой; люксметр с фотоприёмником; приспособление, ориентирующее взаимное расположение автомобиля и экрана; реглоскоп.

Порядок выполнения работы

Регулировка световых приборов с помощью измерительного экрана.

Подготовленное транспортное средство установите на рабочей площадке на расстоянии 5 или 10м от рассеивателя фары до экрана, имеющего соответствующую разметку (рис. 5.1). С помощью ориентирующего приспособления произведите ориентировку автомобиля таким образом, , чтобы ось отсчета светового прибора была параллельна плоскости рабочей площадки и находилась в плоскости перпендикулярной плоскости экрана с погрешностью не более ±5. Заглушите двигатель. На заднее сиденье легкового автомобиля разместите одного человека или груз массой (70 ± 20) кг.


Рис. 5.1. Разметка экрана для регулировки фар:

а - двухфарная система с европейским асимметричным светом; б - четырех-фарная система; в - противотуманные фары; 1 - левая фара; 2 - правая фара.
Установите перед правой фарой светонепроницаемую заслонку. Отключите освещение в помещении поста. Включите ближний свет головных фар с европейской системой освещения. С помощью регулировочного винта или специальных ручек отрегулируйте световой поток таким образом, чтобы границы освещенной и неосвещенной зон совпадали с горизонтальными и наклонными участками разметочной линии на экране (см. рис. 5.1а). Обратите внимание, что горизонтальная линия НН на экране должна проходить на уровне фокальных точек отражателей фар (на расстоянии Н1. от экрана), а линия ББ расположения горизонтальных участков, освещаемой ближним светом зоны – ниже линии НН на расстоянии hб.. Наклонные линии светотеневой границы начинаются в точках пересечения горизонтали НН с вертикалями Л и П, соответствующими центрам фар, и направлены вверх под углом 150. Вертикальная линия VV должна находиться в продольной плоскости симметрии автомобиля.

В такой же последовательности отрегулируйте ближний свет правой фары.

Отрегулируйте головные фары с американской системой освещения. Для этого включая дальний свет, поочередно для каждой фары регулировочными винтами установите оптические элементы в положение, при котором центр пятна светового пучка совпал с номинальным положением этого центра на экране.

При регулировании фар автомобиля с четырехфарной европейской системой освещения экран должен иметь дополнительную линию ДД, проведенную под горизонталью НН на расстоянии hд (рис. 5.1б) и вертикальные линии ЛБ, ПБ, ЛД и ПД, расположенные в вертикальных плоскостях, проходящих через центры наружных и внутренних фар. Освещение наружных фар ближнего света отрегулируйте в такой же последовательности, как и в двухфарной системе. Далее установите перед наружными фарами светонепроницаемые заслонки. Последовательно экранируя одну из внутренних фар дальнего света, регулировочными винтами установите оптические элементы в положение, в котором центры световых пятен внутренних фар дальнего света совпадают с точками пересечения вертикальных линий ЛД и ПД с горизонтальной линией ДД.

Отрегулируйте противотуманные фары. Для этого установите ненагруженный автомобиль на расстояние 5 м от экрана. Произведите регулировку так, чтобы верхняя граница светового пятна совпадала на экране с горизонталью НН, проведенной на 100мм ниже линии высоты центров фар (рис. 5.1в).

После регулировки положения измерьте силу света фар. Для чего устанавите фотоприемник, подключенный к показывающему прибору, по оси фар на расстоянии (3±0,1) м от рассеивателя и произведите измерение. Фотоприемник необходимо отрегулировать под среднюю кривую спектральной чувствительности глаза. Диаметр фотоприемника должен быть равен 30мм.

Допускаемая погрешность при измерении всех установленных при проверке фар значений должна быть не более: для угловых величин ±150; для линейных величин на расстоянии 10м до экрана ±44мм, а на расстоянии 5м до экрана ±22мм.

Регулировка световых приборов с помощью реглоскопа

Реглоскоп имеет оптическую камеру, позволяющую формировать пучки дальнего и ближнего света на короткой базе 400 … 500мм, и обеспечивают процесс контроля и регулировки положения фар при измерении сил света фар и фонарей на малых площадях 3…4м2, не требующих затемненных помещений. Оптическая камера содержит собирающую линзу с фокусным расстоянием 400…500мм, в фокальной плоскости которой установлен экран, а в фокусе размещен фотоприемник с подключенным к нему показывающим прибором.




Рис. 5.2. Реглоскоп К-303: а - общий вид; б - схема оптической камеры;

1 - щелевой прожектор; 2 - стойка; 3 - оптическая камера; 4 - тележка;

5 - линза; 6 - фотоэлемент; 7 - микроамперметр; 8 – экран.

Экран реглоскопа имеет аналогичную стандартному экрану разметку, может перемещаться в вертикальной плоскости как вместе с объективом, так и независимо от него, что позволяет обеспечить контроль положения фар, установленных на различной высоте. Для установки оптической камеры относительно транспортного средства все реглоскопы имеют систему ориентации.

Система ориентации может быть механической, нивелирной, лучевой и зеркальной. Базовыми элементами автомобиля для систем ориентации реглоскопов могут быть колеса передней или задней оси, а также симметричные точки кузова. Диаметр фотоприемника должен быть равен 6 мм.

Установите тележку 4 реглоскопа К-303 (рис.5.2) перед автомобилем так, чтобы ось камеры 3 с линзой 5 совпала с осью рассеивателя проверяемой фары. Включите щелевой прожектор 1 и по линии пересечения световой плоскости с передней частью автомобиля произведите окончательную коррекцию камеры 3 относительно стойки 2 без перемещения тележки. Направьте пучок света проверяемой фары в оптическую камеру и проецируйте его с помощью линзы на экран 8. Отрегулируйте фару таким же образом, как и по стандартному экрану.

Определите силу света проверяемого светового прибора с помощью микроамперметра 7.

При использовании реглоскопа ПРАФ с зеркальной системой ориентации (рис. 5.21) оператор наблюдает не автомобиль, а его отражение в зеркале, которое может вращаться вокруг оси, перпендикулярной к оси оптической камеры, обеспечивая тем самым точность ориентации в вертикальной плоскости. При регулировке фар поверните светоделительную пластину 2 вдоль оси оптической камеры (рис. 5.3 а). При измерении силы света фар и фонарей расположите светоделительную пластину 2 под углом 45 к оптической оси (рис. 5.3 б). При проверке световозвращателя включите источник света 1 (рис.5.3 в).



Рис.5.21. Оптическая камера реглоскопа ПРАФ:

а - для регулирования фары; б - для измерения силы света;

в - для контроля световозвращателя; 1 - источник света;

2 - светоделительная пластина; 3 - ось поворота пластины;

4 - объектив; 5 - фара; 6 - источник электроснабжения;

7 – световозвращатель.

Произведите проверку на соответствие требованиям указателей поворотов (время до появления первого проблеска, частота следования проблесков). Для чего синхронно включите измерительный блок и цепь фонаря и проведите индикацию светового сигнала от указателей поворота. Частоту следования проблесков и время до появления первого проблеска допускается определять универсальным измерителем времени с секундным отсчетом, обеспечивающим снятие показаний в пределах 1…30с с ценой деления не более 0,1с. Частоту следования проблесков указателя поворотов проверяют не менее чем по 10 проблескам.



Вопросы для самоконтроля

1. Что является причиной слабого свечения лампы осветительных приборов?

2. При каком техническом обслуживании производят проверку правильности установки и регулировки фар?

3. Укажите основные недостатки контроля и регулировки положения фар по экрану.

4. В чём различие европейской и американской систем освещения?

Отчет о выполнении работы

В отчете должны быть отражены следующие вопросы. Результаты проведенных регулировок световых приборов. Порядок проведения технического обслуживания системы освещения и световой сигнализации в условиях эксплуатации. Порядок выявления и устранения основных неисправностей. Ответы на вопросы для самоконтроля.



ЛИТЕРАТУРА
1. Набоких В.А. Эксплуатация и ремонт электрооборудования автомобилей и тракторов: учебник для студентов высш. учебн. заведений / В.А. Набогих – 3-е издание – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.

2. Набоких В.А. Диагностика электрооборудования автомобилей и тракторов: учеб. пособие / В.А. Набоких. – М.: ФОРУМ; НИЦ ИНФРА, 2013. – 288 с.

3. Соснин Д.А. Электрическое и электронное оборудование легковых автомобилей (Автотроника - 3): учебник / Д.А. Соснин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: СОЛОН – ПРЕСС, 2010. – 384 с.

4. Ютт В.Е. Электрооборудование автомобилей: учебник / В.Е. Ютт. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Горячая линия – Телеком, 2009. – 440 с.

5. Ютт В.Е. Аппараты систем управления зажиганием и впрыском топлива: учеб. пособие / В.Е. Ютт, В.В. Морозов, В.И. Чепланов. – М.: МАДИ, 2013. – 112 с.

Подписано в печать 28.01.15г. Формат 60 х 84 1/16.

Бумага офсетная Усл.п.л.2,5 Тираж 100 экз. Зак. № 13

Размножено в типографии ИП «Магомедалиева С.А.»



г. Махачкала, ул.М.Гаджиева,176



Каталог: images -> biblioteka -> uml -> ingenea fak
uml -> Учебное пособие по дисциплине налоги и налогообложение для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
uml -> Руководство для выполнения заданий по инженерной и компьютерной графике: Учебное пособие / М. Н. Краснов, Н. Ф. Барыщев; под ред проф. Е. М. Кирина. Пенза : Изд-во Пенз гос ун-та, 2008. 116 с
ingenea fak -> Учебно-методическое пособие по выполнению курсовой работы для студентов очной и заочной форм обучения
uml -> Учебно-методическое пособие по дисциплине «Электрооборудование автомобилей» Махачкала 2010 министерство сельского хозяйства
uml -> Рациональности
uml -> Учебно-методическое пособие к лабораторно-практическим занятиям для студентов очной и заочной форм обучения
uml -> Практикум для студентов высших учебных заведений по специальности 08. 01. 09 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница