Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека



страница1/13
Дата21.07.2018
Размер3.1 Mb.
#38975
ТипДоклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Федеральная служба по надзору

в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Управление

Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей

и благополучия человека по Чеченской Республике
Федеральное государственное учреждение здравоохранения

«Центр гигиены и эпидемиологии в Чеченской Республике»



Государственный доклад



«О санитарно-эпидемиологической обстановке в Чеченской Республике в 2011 году»

Грозный · 2012



О санитарно-эпидемиологической обстановке в Чеченской Республике

в 2011 году.
Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Чеченской Республике в 2010 году» / Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чеченской Республике - г. Грозный, 2012 год
подготовлен специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чеченской Республике и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в Чеченской Республике»

под руководством главного государственного санитарного врача по Чеченской Республике, заслуженного врача Российской Федерации Т.А.Мирзоевой




Предисловие …………………………………………………………………….

5







Раздел I. Состояние среды обитания человека и ее влияние на здоровье населения ………………………………………………………………………………

10







Глава 1. Гигиена населенных мест…………………………………………………..

10

1.1. Гигиена атмосферного воздуха ……………………………………….……

10

1.2. Гигиена водных объектов и водоснабжения ………………………………

10

1.3. Гигиена почвы ………………………………………………………….……

15

Глава 2. Гигиена питания …………………………………………………..…………

20

2.1. Санитарно-эпидемиологическая безопасность питания населения ……..

20

2.2. Санитарно-гигиеническая характеристика объектов гигиены питания …

24

Глава 3. Гигиена воспитания, обучения и здоровья детского населения ………….

25

Санитарно-эпидемиологическая характеристика детских и подростковых учреждений ……………………………………………………………..………………..

26

3.1 Материально-техническая база детских и подростковых учреждений……

26

3.2 Организация питания детей школьников и подростков ………………………

30

3.3 Медицинское обеспечение…………………………………………………..

32

3.4 Условия для физического воспитания обучающихся ……………………

32

3.5 Оздоровление детей и подростков в летний период………………………

32

3.6 Меры административного предупреждения……………………………….

33

Глава 4. Гигиена труда и профессиональные заболевания работающих ………….

34

4.1. Условия труда ……………………………………………………………….

34

4.2. Условия труда и профзаболевания женщин ……………………………….

37

4.3. Профессиональные заболевания ……………………………………………

38

4.4. Меры по улучшению условий труда…….…………………………………..

38

Глава 5. Гигиена транспорта ……………………………………….…………………

39

Глава 6. Физическая безопасность …………………………………………….……..

40

Глава 7. Радиационная гигиена и радиационная безопасность ………………….…

41

Глава 8. Здоровье человека и среда обитания

44

8.1. Медико-демографические показатели здоровья населения

44







Раздел II. . Инфекционные и паразитарные заболевания

48







Глава 9 Эпидемиологическая обстановка на территории Чеченской Республики в

2011 году …………………………………………………………...…………..



48

Глава 10. Инфекционные заболевания, управляемые средствами специфической

профилактики………………………………………………………………………….



51

Глава 11. Инфекционные заболевания, не управляемые средствами специфической профилактики…………………………………………………………………………….….

55

Глава 12. Острые респираторные вирусные инфекции и грипп………..……………...

56

Глава 13. Вирусные гепатиты ……………………………………...............……………

58

Глава 14. Острые кишечные инфекции………………………………………………....

62

Глава 15. Социально-обусловленные инфекции………………………………………...

64

Глава 16. Природно-очаговые и особоопасные инфекции…………………………

69

Глава 17. Внутрибольничные инфекции……………

71

Глава 18. Гельминтозы и протозоозы.

72

Глава 19. Мероприятия по улучшению эпидемиологической обстановки в 2012 году

72





Раздел III. О деятельности Управления Роспотребнадзора по ЧР, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЧР» ……………………..

79







Глава 20. Сеть, структура и кадры Управления Роспотребнадзора по ЧР, ФГУЗ

«Центр гигиены и эпидемиологии в УР» ………………………………..



79

Глава 21. Работа со средствами массовой информации

82

Глава 22. Организация социально-гигиенического мониторинга в ЧР….. …

83

Глава 23. Лицензирование отдельных видов деятельности

85

Глава 24. Осуществление лабораторного контроля ФГУЗ «Центр гигиены и

эпидемиологии в Чеченской Республике»………………..……...……



87

Глава 25. Надзор в сфере защиты прав потребителей…………………………...

89

Глава 26. Анализ мер административного принуждения …………………….

98

Глава 27. Анализ деятельности службы

101

Глава 28. Мероприятия по улучшению санитарно-эпидемиологической

обстановке в Чеченской Республике.



113


ПРЕДИСЛОВИЕ
В 2011 году деятельность Управления Роспотребнадзора по Чеченской Республике была направлена на достижение целей и решение задач, определенных Основными направлениями деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, на 2011 год.
Деятельность органов и организаций Роспотребнадзора в Чеченской Республике в отчетный период характеризуется экономической эффективностью бюджетных расходов. В соответствии с основными показателями деятельности на 2011 год выполнено мероприятий по установленным государственным функциям.

В 2011 году Управление Роспотребнадзора по Чеченской Республике продолжило реализацию Основных направлений деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, что предусматривало реализацию Административной реформы, Концепции социально - экономического развития Российской Федерации, Концепции демографической политики, приоритетного национального проекта «Здоровье», совершенствование государственного санитарного - эпидемиологического надзора и надзора в сфере защиты прав потребителей и по реализации Федерального закона от 08.05. 2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Деятельность Управления в 2011 году осуществлялась в рамках реализации 7 ведомственных целевых программ.


Организация государственного контроля (надзора)

Сведения о штатной численности работников, выполняющих функции по контролю (надзору), о квалификации работников и о мероприятиях по ее повышению

Фактическая численность работников, непосредственно выполняющих функции по контролю (надзору), соответствует штатной численности этих должностей и составляет 63 человек. Все 63 человека имеют классные чины государственной гражданской службы. Квалификацию по специальностям государственной гражданской службы за отчетный период повысили 17 человек. Создана и работает антикоррупционная комиссия по урегулированию конфликта интересов, которая уполномочена рассматривать нарушения должностных лиц, при осуществлении ими функций по надзору. Проводилась работа по внедрению в практику новых нормативно-методических документов и обеспечению ими структурных подразделений. Велась работа по совершенствованию организации деятельности Управления в соответствии с требованиями Федерального закона ФЗ-294 от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Выполнена работа по созданию защищенного сегмента локальной вычислительной сети с подключением к Удостоверяющему центру Роспотребнадзора. Установлена и введена в эксплуатацию электронная цифровая подпись.


Специалистами управления выполнены все мероприятия по переходу на межведомственное и межуровневое взаимодействие при предоставлении и оказании государственных услуг в электронном виде. На сайте Роспотребнадзора по Чеченской Республике (www.20.rospotrebnadzor.ru), в разделе государственные услуги, размещена следующая информация:

- о новом порядке предоставления государственных услуг Роспотребнадзора в электронной форме, в связи с реализацией ФЗ №210 от 27.07.2010г;

- о переходе на межведомственное электронное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ при предоставлении государственных услуг и осуществления государственных функций.
Средняя нагрузка на 1 работника, непосредственно выполняющего функции по контролю (надзору), по количеству выполненных в 2011г. надзорных мероприятий составляет 25 проверок (2010г. - 31 проверку), а с учетом проведенных административных расследований 29 (2010г. – 32).

Фактические трудозатраты по Управлению в отчетном периоде составили 247357 час (в 2010 г.- 274842 час), что соответствует плану по трудозатратам или меньше на 10% от трудозатрат 2010 г. Уменьшение связано сокращением штатов при этом общие объемы работ не уменьшились. По ФГУЗ выполнение составило 244134 час. -100% (2010 г.- 352500 час.), или на 30% меньше. Уменьшение связано сокращением проверок в отчетном году на 26,6%. Основной объем трудозатрат 61,6% по Управлению приходится на выполнение контрольных функций. На выполнение санитарно-эпидемиологических исследований по обеспечению проверок трудозатраты ФБУЗ составили 74% от общего числа трудозатрат по обеспечению деятельности Управления в 2011 г.

Затраты на реализацию ведомственных целевых программ для Управления и ФБУЗ распределились следующим образом: наиболее трудозатратная «Гигиена и здоровье» – 45%, далее следуют «Санитарный щит» – 20,6% и «Стоп инфекция» – 17%, «Защита прав потребителей»- 8%, «Социально-гигиенический мониторинг» - 5%, «Санохрана»- 3,2%, «Спиду-нет»-1,2%

Анализ структуры видов деятельности Управления показал, что плановые и внеплановые проверки и административные расследования составили в общей структуре трудозатрат 61,6%, основные организационные мероприятия (организационно-методическая деятельность) – 38,4%, Соотношение надзора и орг. метод. работы Управления практически соответствует среднероссийскому показателю Роспотребнадзора.

Кассовое исполнение Управлением и Центром утвержденных лимитов бюджетных обязательств за 2010 г. составило 100%.

Нецелевого использования средств федерального бюджета не выявлено. Эффективность использования средств федерального бюджета составляет 100%.


Реализация Федерального закона ФЗ-294 от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В целях реализации Федерального закона ФЗ-294 от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» нами осуществлен комплекс мер, направленных на оптимизацию контрольно-надзорной деятельности:

проведено 1600 проверок, из них

плановых проверок- 888 (55,1%), в 2010 году - 69,2 %. Выполнение ежегодного плана плановых проверок в целом по Управлению составило 86%. Среднероссийский показатель выполнения утвержденного плана плановых проверок составляет 91 %. Основная причина невыполнения плана- ликвидация объектов, обусловленная реконструкциями городов, районов, новыми застройками, отвечающими современным требованиям. Удельный вес плановых мероприятий, проведённых с использованием лабораторных методов, составил 66,7%, что показывает хорошую тенденцию повышения данного показателя в отличии с прошлыми годами, так в 2010 данный показатель составил 62,5%., в 2009 - 59%.

Количество внеплановых проверок составило 1047 проверки, из них:

-контроль исполнения предписаний -857;

-жалобы потребителей-19;

- по иным основаниям – 92;

- приказа Руководителя, изданные в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ-27;



-62 проверки были осуществлены совместно, либо по поручению органов прокуратуры.

- на основании информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера- 6 (1,0%),

- на основании информации о причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера- 1 (0,2%).
Число поданных в органы прокуратуры заявлений о проведении внеплановых проверок за 2011 год - 2 заявления. Оба заявления согласованы органами прокуратуры.

Не применяется практика проведения документарных проверок, когда как в среднем по России документарные проверки составляют 10% от общего числа проверок.

Число проведенных административных расследований увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 43%. Таким образом, в 2011 году проведено 251, а в 2010 - 143 административных расследований.

Из них:


- по основаниям, выявленным в ходе проведения проверок - 45 или 9,8% от общего количества административных расследований, за 2010 год – 9 или 6,3%; среднероссийский -15%;

Общее количество проверок, административных расследований, по итогам проведения которых выявлены правонарушения- 1284, по всем нарушениям возбуждены административные дела.

Удельный вес безрезультатных плановых проверок, то есть проверок по результатам проведения которых правонарушения не выявлены, а, следовательно, не принято мер административного воздействия, составляет 5% (при среднероссийском показателе 12,5%)

Общее количество выданных предписаний в 2011 году составляет 1132 году, (в 2010 707, в 2009 г.-1461) из них: в рамках Федерального закона № 294-ФЗ по итогам плановых проверок 857, внеплановых проверок 189, в т. ч. по 2 проверкам, согласованных с прокуратурой, по результатам административных расследований в рамках КоАП РФ вынесено 86 предписаний. Не выполнено в срок 34 предписания. Все дела по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленные сроки предписаний направлены в суд.

Не смотря на снижение количества проверок, общее количество назначенных наказаний, наложенным по итогам проверок возросло и составило 1548 протоколов или в среднем 1,3 протокола на одну проверку при среднероссийском- 1,06. Выявлено 1465 правонарушений обязательных требований санитарного законодательства и законодательства по защите прав потребителей. Среднее количество выявленных нарушений при одной проверке составило 1,3 на одну проверку (в 2010 г. -1,4), при среднероссийском показателе 3,2.

В 2011 году продолжалось осуществление регистрации уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов предпринимательской деятельности. За отчетный год зарегистрировано 134 уведомления. В 2010 это этот показатель составлял 61, а в 2009 г. всего лишь 2.


Анализ применения Кодекса о административных правонарушениях.

Количество назначенных административных наказаний по результатам проверок в отчетном году составило 1548, из них: административных штрафов- 1465 ( без учета дел, поступивших от иных органов в т.ч постановления прокурора).

Удельный вес примененных мер административного наказания к количеству проверок составил 100%.

Количество применяемых составов в целом по Управлению составило 36 составов из 62 или 58%, среднероссийский показатель 60%.(таблица 10).

Штрафы назначены: в рамках Федерального закона № 294-ФЗ по итогам плановых проверок- 1051, внеплановых проверок- 164, в рамках КоАП РФ по результатам административных расследований- 250.

-из них в отношении граждан- 94,

-на должностных лиц- 717,

-на индивидуальных предпринимателей -645,

-на юридических лиц -9.

Практически не уделяется внимание привлечению к административной ответственности юридических лиц всеми подразделениями службы.

Общая сумма назначенных административных штрафов составляет 2405,2 тыс. руб. Общая сумма взысканных штрафов составляет 2291,0 тыс. руб. удельный вес взысканной суммы по штрафам Управления (без учета материалов МВД и прокуратуры) составил 95 %.

Удельный вес взысканной суммы штрафов в 2010 году составлял 96,1, а в 2009 г – 78,3.

Лицами, привлеченными к административной ответственности, добровольно были исполнены 1909 постановлений (из наложенных 2016).

Судебным приставам-исполнителям были переданы 57 постановлений в целях принудительного взыскания штрафов с должников. По ст.20.25. возбуждено 52 дела.

За 2011год только в 9 случаях вносились представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушениях, что составляет 0,5% от общего числа рассмотренных дел, по которым назначались административные наказания. Таким образом, количество административных дел, в ходе рассмотрения которых выданы представления об устранении причин и условий, способствующих правонарушениям, снизился (в 2010году данный показатель составлял 39 представлений).

Практически на нет сведена работа с судами из-за недостаточно квалифицированно подготовленных административных дел специалистами Управления, судами не принимаются решения:

- о дисквалификации должностных лиц субъектов надзора, не выполняющих предписания.

-о назначении административного наказания в виде административного штрафа с конфискацией предмета административного правонарушения (как правило, некачественной и опасной пищевой продукции).

-отсутствует судебная практика по делам искового производства.

Не были также достигнуты показатели по направлению в суды административных дел для решения вопроса об административном приостановлении деятельности, удельный вес принятых судами решений о приостановлении деятельности остается нулевым.

Не применяются такие меры обеспечения производства по делу как арест и изъятие продукции, а также временный запрет деятельности.
В рамках реализации концепции административной и бюджетной реформ, Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», Управлением в 2011 году проведены все необходимые мероприятия по подготовке к переходу на субсидиарное финансирование ФБУЗ в Чеченской республике. Однако, необходимо отметить, что представленные проекты государственных заданий были разработаны не в соответствии с установленными требованиями и нормативами. Основными недостатками явились: неверный расчет количественных показателей выполнения государственного задания; предоставление излишних методов исследования; неравномерное распределение количественных показателей по разделам государственного задания, несоблюдение сроков предоставления государственного задания и его неверное оформление.

Основные показатели деятельности органов и организаций Роспотребнадзора в Чеченской Республике на планируемый период 2011 – 2013 г.г.

В течение планируемого периода на принципах преемственности, целенаправленности и результативности органами и организациями Роспотребнадзора в Чеченской Республике обеспечивается осуществление комплекса мер по реализации целей, решению тактических задач, направленных на достижение непосредственных и конечных результатов в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей, определенных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, особенностями санитарно-эпидемиологической обстановки и потребительского рынка в Чеченской Республике, в том числе:


  • обеспечение соблюдения законности при осуществлении контрольной и надзорной деятельности в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ;

  • принятие мер по повышению эффективности и результативности контрольной и надзорной деятельности;

  • оптимизация системы управления деятельностью и результатом;

  • совершенствование по осуществлению государственных функций;

  • реализация Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в части иммунопрофилактики инфекционных болезней, профилактики и лечения ВИЧ/СПИДа, вирусных гепатитов В и С, а также программы ликвидации кори на территории Чеченской республики;

  • совершенствование государственного контроля в области защиты прав потребителей;

  • совершенствование кадровой работы;

  • совершенствование информационного обеспечения деятельности, в том числе.



Раздел I. Состояние среды обитания человека

и её влияние на здоровье населения

Глава 1. Гигиена населенных мест

1.1. Гигиена атмосферного воздуха
Исследования уровня загрязнения атмосферного воздуха проводились специалистами ФБУЗ «ЦГиЭ в Чеченской Республике и комитетом по экологии на всей территории Чеченской Республики. В результате исследований атмосферного воздуха за 2011 год, превышений норм ПДК не наблюдалось. Стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха в Чеченской Республике нет.

1.2. Гигиена водных объектов и водоснабжения
По состоянию водных объектов в местах использования их в качестве источников питьевого водоснабжения и в качестве рекреации в последние два года отмечается динамика улучшения. Более отчетливо тенденция улучшения качества воды поверхностных водоемов прослеживается по микробиологическим показателям.

Основным источником загрязнения водных объектов республики остается сброс в них недостаточно очищенных и неочищенных сточных вод от предприятий ЖКХ и промышленности, а также сброс неочищенных сточных вод через несанкционированные выпуски.

Улучшение обеспечения населения Чеченской Республики питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве, улучшение на этой основе состояние здоровья населения, восстановление, охрана и рациональное использование должно охватывать не только технические и экономические, а в не меньшей степени санитарно-эпидемиологические, гигиенические и экологические факторы.

Для достижения этих целей необходимо решение задач по предотвращению загрязнения источников питьевого водоснабжения, обеспечению их соответствия санитарным правилам и нормативам, повышению эффективности и надежности функционирования систем водоснабжения за счет реализации водоохранных, технических и санитарных мероприятий, совершенствования технологии обработки воды на водоочистных станциях, оборудования подземных источников водоснабжения системами доочистки и кондиционирования воды.

В настоящее время состояние питьевого водоснабжения в Чеченской Республике вызывает серьезную озабоченность. Каждый четвертый источник централизованного водоснабжения не отвечает санитарным нормам и правилам, а по данным лабораторных исследований ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чеченской Республике» в 2011 году каждая четвертая проба воды из источников централизованного хозяйственно–питьевого водоснабжения, каждая пятая из распределительных сетей водопровода по санитарно-химическим показателям не соответствовала гигиеническим нормативам. Таким образом, охрана водных объектов, обеспечение населения республики качественной питьевой водой и предупреждение распространения заболеваний, связанных с водой является одной из основных задач в настоящее время.

Однако основные проблемы водоснабжения населенных мест республики из года в год остаются не решенными:

использование старых технологических решений водоподготовки в условиях ухудшения качества воды и снижения класса источника водоснабжения, рассчитанного на использование традиционных схем очистки воды;

не соответствие качества подземных вод, используемых для централизованного водоснабжения населения в центральной, северной, южной, юго–западной частях республики, гигиеническим нормативам по содержанию бора, лития, железа, минерализации, цветности, жесткости и отсутствие систем по их доочистке и кондиционированию;

низкое санитарно–техническое состояние и высокая степень износа водопроводных сетей и сооружений (до 73%), влияющая существенно на качество очищенной водопроводной воды;

отсутствие специализированных предприятий по ремонту, санитарно-техническому содержанию и эксплуатации источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения в сельской местности;

осуществление производственного контроля в сокращенном объеме;

негативная обстановка с тампонажем и консервацией недействующих артезианских скважин.


Водоснабжение населения республики осуществляется из подземных источников, а также частично, за счет естественного выхода грунтовых вод в виде родников, которые оборудованы каптажами, надкаптажными павильонами.

По природному составу воды отнесены к категории питьевой, не нуждаются в предварительной очистке, отстаивании, обеззараживании и т.д. Из недостатков можно отметить: малое содержание йода, фтора и высокая жесткость.

Обеспечение населения доброкачественной питьевой водой продолжает оставаться одной из приоритетных задач в Чеченской Республике.

Учетное число хозяйственно питьевых водопроводов в Чеченской Республике составляет 312 (311 в 2010г) из них в сельских поселениях 299. Водопроводов из подземных источников 306, водопроводов из поверхностных источников 6. Не имеют нормативной зоны санитарной охраны (зоны строгого режима) 26,6% источника водоснабжения ( в 2010г – 29%).

На сегодняшний день в Республике 444 источников централизованного водоснабжения, из них поверхностных источников – 6, подземных источников – 438.
За истекший 2011 год проведена масштабная работа по улучшению и развитию систем питьевого водоснабжения Чеченской Республики.

По программе РЦП (ФЦП) заменено ветхих участков водопровода и построены новые водопроводные сети общей протяженностью 312429 п.м:

С целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации в осенне-зимний период, министерство жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики ежегодно проводит мероприятия, обеспечивающие условия проживания жителей и стабильное функционирование инженерного оборудования.

В апреле 2010 года министерством ЖКХ подготовлен и утвержден «План по подготовке жилищно-коммунального комплекса Чеченской Республики к осенне-зимнему периоду 2010-2011гг.».

Создан постоянно действующий оперативный штаб по контролю над ходом реализации указанных мероприятий.

Подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в бюджете Чеченской Республики на 2011 г. по разделу ЖКХ (текущее финансирование).

Лабораторный контроль качества воды источников водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».

На фоне увеличения количества подземных источников водоснабжения и водопроводов качество воды в местах водозабора и в разводящей сети существенно изменилось, однако существующие системы водоснабжения требуют реконструкции и совершенствования технологии водоподготовки.

Число подземных источников, не соответствующих санитарным нормам и правилам в 2011 г – 66,9%, в 2010 году – 69,4%.

В соответствии с представленной территориальными отделами Управления Роспотребнадзора по Чеченской Республике информацией неудовлетворительное качество воды связано со следующими причинами:

-использование в водоподготовке технически и морально устаревших технологий, сооружений;

-изношенностью разводящих сетей;

-перебоями в энергоснабжении.

Неудовлетворительное санитарно-техническое состояние разводящих сетей, низкая их санитарная надежность, неполная замена вышедших из строя сетей, частые аварийные ситуации на них приводят к вторичному загрязнению питьевой воды по микробиологическим показателям.

В 2011г. было исследовано с подземных источников всего проб 215, из них не соответствовало по санитарно-химическим показателям 57 проб, что составляет 26,5%. По микробиологическим показателям исследовано проб в 2011г. – 348, из них не соответствовало гигиеническим нормативам 76 проб (21,8%).

Серьезной проблемой остается техническое состояние разводящих сетей водоснабжения. В 2011г. 17,7% проб воды из водопроводной сети не соответствовало требованиям по санитарно-химическим показателям (в 2010г. – 18,1%) и по бактериологическим показателям 29,5% (в 2010 – 41,0%). От 30 до 40% разводящих сетей нуждаются в замене.


Количество водопроводов из подземных источников в сельских поселениях не отвечающих санитарным нормам и правилам составляет 76,8% от общего числа водопроводов.

Не соответствует гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям – 9,5% проб воды в водопроводах сельских поселений по санитарно-химическим показателям – 6.3% .

Состояние питьевого водоснабжения из поверхностных источников остается неудовлетворительным. Все 6 имеющихся источников не отвечают требованиям санитарных норм и правил и все 6 водопроводов из этих источников не имеют очистных сооружений и обеззараживающих установок.

Наиболее неудовлетворительное качество воды в местах водозабора имеет место в следующих районах:

-по санитарно-химическим показателям ─ г. Аргун, Урус-Мартановский Курчалоевский;

-по микробиологическим показателям ─ г. Грозный, Грозненский, Шатойский, Урус-Мартановский, Ачхой-Мартановский, Шалинский, Гудермесский, Ножай-Юртовский.

Качество воды родниковых водозаборов в горной местности менее стабильно, чем скважинных водозаборов. По многим из них отмечается ухудшение качества воды по микробиологическим, а иногда и органолептическим показателям в периоды дождей и усиленного таяния ледников.
В целях обеспечения населения республики доброкачественной питьевой водой Правительством Чеченской Республики принято постановление №138 от 27.07.09г. «Об утверждении республиканской адресной целевой программы «Чистая вода» на 2010-2014 годы». При составлении данной программы огромная работа проведена нашей службой.

На рассмотрение рабочей комиссии по составлению программы «Чистая вода» нами был представлен перечень первоочередных мероприятий по каждому населенному пункту в отдельности, направленных на улучшение водоснабжения населения. Данный перечень в полном объеме принят и утвержден. Главной задачей Программы является сохранение и улучшение здоровья населения Чеченской Республики путём обеспечения безопасной питьевой водой в количестве достаточном для их жизнедеятельности и по качеству, соответствующей требованиям Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1998 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а так же санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.


Специалистами Управления Роспотребнадзора по ЧР за 2011 год проведено 8 плановых и 4 внеплановое мероприятие по контролю соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями норм санитарного законодательства при эксплуатации источников водоснабжения. Составлено 8 протоколов об административном правонарушении и вынесено 6 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа на сумму 29,200 рублей Вопросы улучшения хозяйственно-питьевого водоснабжения населения в 2011 году неоднократно заслушивались на заседаниях Правительства ЧР, глав администраций всех районов республики, глав местных администраций с принятием решений.
Результаты лабораторного исследования питьевой воды

по Чеченской Республике за 12 месяцев 2011 года

Таблица №1



Наименование территории

Санитарно-химические показатели

Микробиологические показатели

Всего

Из них нестандартных

Всего

Из них нестандартных

г. Грозный

776

183

23,6

716

330

46,1

г. Аргун

203

40

19,7

282

70

24,8

Ачхой-Мартановский р-н

78

16

20,5

311

111

35,7

Урус-Мартановский р-н

80

8

10,0

440

88

20,0

Надтеречный р-н

99

7

7,0

333

38

11,4

Наурский р-н

52

4

7,7

253

58

22,9

Шелковской р-н

63

9

14,3

103

30

29,1

Шатойский р-н

57

7

12,3

272

101

37,1

Веденской р-н

38

2

5,3

161

32

19,8

Ножай-Юртовский р-н

41

4

9,8

245

63

25,7

Грозненский р-н

63

8

12,7

115

33

28,7

Гудермесский р-н

283

48

17,0

294

94

31,9

Курчалоевский р-н

127

25

19,7

122

32

26,2

Шалинский р-н

168

16

9,5

159

43

27,0

ИТОГО

2128

377

17,7

3806

1123

29,5

Старые

2531

459

18,1

5264

2159

41,0



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




База данных защищена авторским правом ©www.vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница