Хвойные и лиственные деревья



Скачать 137.79 Kb.
страница1/3
Дата15.12.2018
Размер137.79 Kb.
#63699
ТипЗанятие
  1   2   3

I четверть «Щедрые дары природы. Зеленые легкие планеты»
Занятие 1

Тема: Хвойные и лиственные деревья

УУД: интерес к учебному материалу; знание основных моральных норм поведения; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; строить сообщения в устной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Ход занятия

1.Орг. момент.

2. Вступительная беседа.

Кроет уж лист золотой


Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
- О каком природном явлении писал Аполлон Майков в своем стихотворении? (о листопаде)

- Почему деревья сбрасывают листья на зиму?

- Какая польза от этого дереву?

- Можно ли сказать, что дерево на зиму умирает?

- Чем вы можете доказать, что оно лишь засыпает? (в почках спрятаны зеленые листочки)

- Давайте посмотрим. (Учитель разрезает почку дерева, дети рассматривают спрятанный там листочек)

- Все ли деревья сбрасывают на зиму свой зеленый наряд?

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на занятии?

В этой четверти мы будем говорить о зеленых легких планеты – о деревьях.

А) Беседа о лиственных деревьях

- Какие деревья называют лиственными? Приведите примеры.

- За что они получили такое название?

- Какое дерево называют символом России?

Для жителей России береза не рядовое дерево. Это олицетворение прекрасной, светлой, великой земли русской.

Береза – единственное в мире дерево с белой корой. А вообще-то бывают березы с желтоватой, коричневой, черной корой. Всего на свете 6о видов берез.

- Березу воспевали в стихах и песнях. За что? (о пользе березы)

- А знаете ли вы стихи, загадки о березе.

Есть такая загадка:

Белотелая девица солнце вовсе не боится;

Конец лету, а загара нету.

- Как вы думаете, почему береза солнца не боится?

- Трогали ли вы когда-нибудь ствол березы в жаркий день? Бывал ли он горячим?

Дело в том, что береза обладает удивительной способностью – отражать солнечные лучи. Поэтому ствол ее всегда остается прохладным и защищенным от ожогов.

- Принимает ли береза участие в листопаде?

- Приведите примеры деревьев, которые называют вечнозелеными.

В этой четверти мы будем исследовать хвойные растения.

Б) Анкета о хвойных растениях.


  • Какие хвойные деревья вы знаете? Перечислите их.

  • Какие хвойные растения растут в бору?

  • Есть ли листья у хвойных деревьев?

  • Меняют ли они свой зеленый наряд?

  • Все ли хвойные деревья остаются вечнозелеными?

  • Ель и елка – это два разных дерева или разные названия одного?

  • Зачем люди наряжают елку на Новый год?

  • Какую пользу приносят хвойные деревья?

  • Что бы вы хотели узнать о хвойных растениях?

3. Итог занятия.

4. Домашнее задание: найти загадки и пословицы о хвойных растениях. Подумать, какую особенность дерева они раскрывают.



Занятие 2

Тема: В хвойном лесу

УУД: учебно-познавательный интерес к новому материалу; представление о причинах успеха в учебе; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях;

строить сообщения в устной форме; устанавливать аналогии; производить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; допускать существование различных точек зрения; использовать в общении правила вежливости.


Ход занятия

  1. Орг. момент.

  2. Проверка домашнего задания. (Найти загадки и пословицы о хвойных растениях. Подумать, какую особенность дерева они раскрывают)

  3. Вступительная беседа.

- Ребята, как называется край, в котором мы живем?

- А сейчас послушайте стихотворение.


Мы пройдем по Сибири,
Где тайга без конца.
Где высокие сосны
Тянутся в небеса.
Где дремучие ели
Словно стражи стоят,
Где красивые пихты
В глушь лесную манят.
Где могучие кедры,

Здешних мест крепыши,


Простирают над нами

Чудо - ветви свои.

- Названия, каких деревьев вы услышали в стихотворении? (Сосна, ель, пихта, кедр.)

- Что общего у всех названных деревьев? (У всех этих деревьев есть хвоя. Это хвойные деревья.)

Сегодня мы с вами будем беседовать о хвойных деревьях нашего края.

- Кто из вас бывал в хвойном лесу?

- Как называется лес, в котором растут сосны? (сосновый бор, сосняк)

- Как называется лес, в котором растут ели? (ельник)

- Как называется лес, в котором растут пихты? (пихтач)

- Как называется лес, в котором растут кедры? (кедрач)

- Как вы думаете, одинаково ли выглядит каждый из этих лесов? Почему?

- Давайте исследуем каждое дерево и постараемся вновь ответить на этот вопрос.

3. Виды хвойных деревьев.

А) Семейство елей.

Ель обыкновенная (европейская). Род вечнозеленых хвойных деревьев и кустарников насчитывает 50 видов.

- Можно ли считать ели высокими деревьями? (Представители рода высокие (более 50 м), стройные, вечнозеленые, долго живущие деревья с густой кроной. Растут медленно, особенно в первые годы жизни.)

Ель обыкновенная (европейская) живет 250 - 300 лет.

- Что вы можете сказать о кроне ели? (Крона густая, с острой вершиной.)

- Как вы считаете, ель теплолюбивая или морозостойкая? (Морозостойкая (до -45°С)

Корни ели не идут вглубь, а расположены в поверхностных слоях, поэтому ели подвержены ветровалам.

Ель сибирская. Дерево высотой до 30 м. Живет до 400 лет. Отличается более мелкими шишками и большей холодостойкостью. Но молодые побеги нередко подмерзают при поздневесенних заморозках, отчего кроны становятся многовершинными. Хвоя жесткая и острая, темно-зеленая, блестящая. Морозостойкая. Теневынослива. Есть природная форма с голубой хвоей.

Ель колючая (голубая). Дерево высотой 20-35 м с конусовидной кроной. Живет до 600-800 лет. Хвоя плотная, очень колючая, от зеленой до серебристо-голубой, торчит на побегах во все стороны. Исключительно морозостойка и засухоустойчива, ветроустойчива, благодаря глубокой корневой системе. Светолюбива. Малотребовательна к почвам. Медленнорастущая. Может расти на скалах на высоте до 3400 метров.

- Давайте заглянем в еловый лес (ельник). Какая здесь обстановка: светло или темно, много ли другой растительности (ягод, цветов, грибов), легко ли передвигаться?

- Любит ли ель свет? (она теневыносливая, в молодом возрасте может страдать от весенних солнечных ожогов)

Б) Сосна обыкновенная растет в лесах России и является, безусловно, главнейшей и самой распространённой древесной породой.

- Посмотрите на слайд. Можно ли утверждать, что сосна очень прихотлива к почвам? (Нет, растет даже на скалистых обрывах, открытая всем ветрам. Вода, ветер вымывают почву, но благодаря корням, уходящим глубоко в глубь, сосна не погибает)

- Зайдем в сосновый бор. Здесь так же темно, как и в ельнике? Почему? (у сосны ствол прямой, высокий, ветки располагаются только на самой вершине, солнце хорошо проникает вглубь леса. Это происходит из-за того, что сосна свето – любивое дерево. Она сбрасывает нижние ветви, чтобы избежать затенения).

- Какие растения можно встретить в сосняке? (много ягод, грибов, кустарников, лиственных пород деревьев, мха)

В) Кедр (сосна сибирская кедровая). Сибирский кедр  на самом деле являются соснами, хотя и состоят с кедрами в одном семействе. Это дерево – богатырь. Отличается от сосны обыкновенной более длинной хвоей, которая придает ему могущество, красоту, величие.

- Кто из вас бывал в кедраче?

- Какая растительность в нем встречается? (высокие травы, папоротник, много грибов).

- Что вы можете сказать о животном мире в этих лесах? (от самых мелких насекомых до самых крупных животных)

- Почему здесь такое разнообразие обитателей? (есть, где спрятаться, сделать норы, много корма)

Г) Ли́ственница - одна из наиболее распространённых пород хвойных деревьев.

В благоприятных условиях вырастает до 50 и более метров. Доживает до 300—400 лет, зарегистрированы лиственницы возрастом до 900 лет. Лиственница — очень светолюбивое дерево, в затенении не растёт. В благоприятных условиях растёт быстро.

Лиственница устойчива к весенним заморозкам, очень устойчива к низким зимним температурам. На севере выдерживает температуры до −60 °C. К почве нетребовательна. Растёт на моховых болотах, при близком залегании вечной мерзлоты, на сухих почвах горных склонов. Не переносит заболачивания, плохо растет на бедных песчаных почвах.

В таких неблагоприятных условиях лиственница бывает низкорослой и чахлой. Ствол у лиственницы ровный, кора – внизу грубая, с множеством трещин темно-коричневого цвета, с оттенком серого. Ветви расположены в сторону, вниз.

- Приходилось ли вам бывают в лиственничном лесу? (поблизости таких лесов нет)

4. Домашнее задание.

- Ребята, обратите внимание на многообразие хвойных растений. Дома найдите представителей хвойных растений, о которых мы не говорили. А чем отличаются эти деревья друг от друга, вы можете спросить у своих родителей, найдете ответы в книгах.

5. Итог занятия.

http://www.rodniki.bel.ru/derevo/elka.htm



Занятие 3

Тема: Особенности строения хвойных деревьев

УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к проблемно–исследовательской деятельности; понимание причин успеха в учебе; принимать роль в учебном сотрудничестве; выполнять учебные действия в операционной форме, проговаривая вслух или «про себя», удерживая последовательность и характеристику выполняемого действия в уме; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками.
Ход занятия


  1. Орг. момент.

  2. Презентация найденного дома материала о разнообразии хвойных пород.

  3. Актуализация знаний. Объявление темы занятия.

А) – Сегодня у нас необычное занятие. Мы все станем исследователями. Кого называют исследователями? (того, кто исследует, изучает объект и делает открытие).

– Как называется помещение, в котором проходят исследования? (лаборатория).

– А вы хотели бы стать учеными? Предлагаю сегодня наш класс превратить в лабораторию, а вам стать исследователями. Но при этом надо все делать для того, чтобы получить правильный ответ. Итак, приступим к работе.

- На слайде изображены: сосна, ель, шиповник, калина, можжевельник, одуванчик, пихта, клен. Разделите их на 2 группы, дайте название каждой группе. Эту работу выполните в парах. Прислушивайтесь друг к другу, принимайте общее решение.

Б) - Я предлагаю вам остановиться на деревьях, которые называют «вечнозелеными». О какой из 2 групп пойдет речь? (о хвойных)

- Почему эти растения называют «хвойными»? (вместо листьев - хвоя)

- У лиственных растений листочки – пластинки разные. И мы без труда можем отличить березу от рябины или тополя. Но как различить хвойные деревья, если у них у всех хвоинки?

- Внимание на экран. Все ли хвойные деревья выглядят одинаково?

- Какое дерево отличается от других? (желтое дерево)

- Как оно называется? (лиственница)

- Почему ее так называют? (Ветки у лиственницы редкие, хвоя негустая, мягкая, держится всего один год.)

- А у других хвойных деревьев хвоя опадает? (Да, но постепенно. На месте опавшей вырастает новая)

В) – Мы посмотрели на хвойные деревья, а теперь у вас есть возможность исследовать их более подробно. Разделитесь на группы. Вы будете работать под руководством командиров. Они читают задания, следят за порядком.

- Давайте посмотрим на правила работы в группе:


  • Уважать мнение товарища.

  • Не обижать и не обижаться.

  • Быть внимательным.

  • Соблюдать тишину.

  • Слушать и слышать друг друга.

  • Участвовать всем!

- На столах лежат букеты из хвойных веток. Все ли ветки одинаковые?

- Возьмите веточки с короткой хвоей. Они одинаковые?

- Определите, чем одна ветка отличается от другой? Найдите как можно больше отличий.

Г) Исследовательская работа.

Д) Проверка групповой работы. Командир 1 группы докладывает результаты исследования, командиры других групп добавляют. План исследования:


  • Сравните цвет коры и хвои.

  • Сравни форму хвоинок. (У ели хвоинки четырехгранные, острые, у пихты – плоские, тупые.)

  • Измерьте длину хвоинок.

  • Сравните ветки по запаху.

  • На какой ветке больше смолы?

  • Как расположены хвоинки на ветке (по 1, 2, 3, 5)?

- Ребята, кто знает, как называются деревья, которые подарили нам эти веточки? (ель, пихта)

Е) – Продолжим работу. Возьмите ветки с длинной хвоей. Каким деревьям они принадлежат? (сосна, кедр или сибирская сосна) Исследуйте их по плану №2:



  • Измерьте длину хвоинок.

  • Как расположены хвоинки на ветке (по 1, 2, 3, 5)?

Ж) Проверка результатов исследования.

4. Итог занятия.


Информационные источники:

http://festival.1september.ru/articles/211335/

http://festival.1september.ru/articles/616552/

Занятие 4

Тема: Особенности строения хвойных деревьев (продолжение)

УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к проблемно–исследовательской деятельности; проявление учебно - познавательного интереса к новому материалу; владеть рядом приемов решения задач: выполнять практические действия на основе инструкции, определять порядок действий в процессе выполнения простейших опытов или наблюдений; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; использовать в общении правила вежливости.


Ход занятия

  1. Орг. момент.

  2. Вступительная беседа.

- Предположите, в каком лесу темнее – где растут деревья с короткой хвоей или длинной, например, в сосновом или еловом?

- Обратимся к слайдам. Сравните, как выглядят сосновый и еловый леса.

- Почему в сосновом бору светлее? (стволы прямые, высокие, ветки только наверху)

- Как выглядит еловый лес? Почему в нем темно? (ветви деревьев растут с самого низа, ветки длинные)

- Изменилось ли ваше первоначальное мнение о сосновом и еловом лесах?

- Достаточно ли только одного исследования, чтобы сделать правильный вывод?

- Почему у сосен по всему стволу идут коротенькие обломки? (сбрасывают, светолюбивые)

- В каком лесу, по-вашему мнению, больше других растений? (в сосновом)

– Предлагаю еще раз вернуться в еловый лес. Предположите, почему в нем много поваленных деревьев?

- Почему сильный ветер может вывернуть ель с корнем? (У ели корни не уходят глубоко, а располагаются в основном в поверхностном слое почвы)

- А теперь посмотрите на слайд с изображением сосны можно ли сказать, что у сосны тоже такие же неглубокие корни? ( В переводе с латинского языка слово “сосна” означает “скала”. В сосновых лесах никогда не бывает поваленных ветром деревьев, потому что их корни уходят очень глубоко в почву.)

3. Беседа о возрасте деревьев.

- Как вы думаете, можно ли определить возраст дерева? Как?

- Дерево растет всю жизнь. Каждый год на концах веток вырастают молодые побеги, от чего крона становится выше и шире. И каждый год под корой образуется новый слой древесины, делая ствол и ветки толще.

Если вам встретится дерево, которое упало от ветра, посмотрите на узор колец на пне. Эти кольца могут рассказать всю историю дерева, ведь каждое кольцо – это слой древесины, сформировавшийся за один год жизни дерева. Чтобы узнать возраст дерева, нужно сосчитать кольца: эти кольца – называют годичные.

(На доску помещается иллюстрация спила дерева, где видны годичные кольца)

- Давайте рассмотрим спил сосны. На спиле очень хорошо видны годичные кольца. Посчитаем, сколько годичных колец?

Широкие кольца– это годы, когда было много тепла и дождей и дерево росло особенно быстро. Узкие кольца – память о засушливых, холодных годах, когда рост дерева тормозится.

- Посмотрите, каких колец больше узких или широких? Какой вывод можно сделать?

4.Сравнение шишек.

– Ребята, знаете ли вы, где находятся семена у таких растений, как черемуха, калина? Яблоня, груша?

- А где находятся семена хвойных деревьев? (в шишках)

- Одинаковые ли шишки у этих растений?

- Посмотрите на экран. Чем различаются шишки? (размерами, формой, расположением на веточке)

Шишки у ели продолговатые. При созревании становятся светло-бурыми или красновато-бурыми.

У ели шишки свисают вниз, а у пихты сидят на веточках, как свечки, потому что растут вверх.

Шишки лиственницы много мельче, чем у ели и сосны, они овальной формы, серовато-коричневого цвета.

У кедра шишки крупные, растут вверх. Внутри кедровой шишки находятся орехи и их можно есть, спелая сосновая шишка раскрывается в виде цветка.

Семена сосны мелкие, несъедобные.

5.Итог занятия.

6. Домашнее задание. Сделать поделки из шишек, хвои.
Информационные источники:

http://festival.1september.ru/articles/211335/



Занятие 5

Тема: О пользе хвойных растений

УУД: проявление учебно - познавательного интереса к новому материалу; понимание причин успеха в учебе; выполнять учебные действия в операционной форме, проговаривая вслух или «про себя», удерживая последовательность и характеристику выполняемого действия в уме; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками.

Ход занятия



  1. Орг. момент

  2. Вступительная беседа

- Какое хвойное дерево называют “поющим” деревом? (Ель)

- Почему? (Из этого дерева изготавливают музыкальные инструменты).

(На доску помещается иллюстрация с изображением ели)

Древесина ели мягкая, лёгкая, не очень прочная, употребляется как строительный материал (доски, брусья), для мелких поделок, для переработки в древесную массу.

Музыкальные инструменты из ели обладают изумительным звуком. Верхние деки скрипок итальянских мастеров, в том числе Амати и Страдивари, выполнены из ели.

Продукты лесохимического производства — бумага и картон, целлюлоза, скипидар, канифоль, дёготь, древесный уксус, метиловый спирт.

Применяется в декоративном садоводстве и паркостроении. Примечательна аккуратностью и изяществом кроны, стройностью ствола, теневыносливостью. Живая изгородь из ели очень густа и практически непроходима.

Часто используется для создания ветрозащитных полос, особенно вдоль дорог.

Семена служат кормом лесным птицам (дятел, клёст) и грызунам (мышь, белка).

Кора используется как дубитель кож.

Хвоя часто используется для приготовления хвойно-витаминной муки на корм скоту.

Еловые ветви называют лапами, а ломаные ветви (использующиеся как настил) — лапником.

Ель является одним из главных символов европейского нового года и Рождества. Нередко ель становится темой детских песен:

В лесу родилась ёлочка,

В лесу она росла.

Зимой и летом стройная,

Зеленая была.

Народная примета

Длинные сухие еловые веточки к метели сгибаются, к спокойной погоде — распрямляются.

Древесина сосны отличается смолистостью, прочностью и твёрдостью, в особенности эти качества присущи центральным частям ствола.

Сегодня, в начале XXI века, древесина сосны используется как:



  • Пиловочное бревно для выработки пиломатериалов

  • Судостроительный кряж

  • Палубный кряж для выработки палубных и шлюпочных пиломатериалов

  • Карандашный кряж

  • Авиационный кряж

  • Клёпочный кряж для выработки деталей бочковой тары Тарный кряж

  • Шпальный кряж

  • Фанерный кряж

  • Балансы на целлюлозу

  • Мачтовое бревно

Кроме древесины, сосна служит для добывания смол. После выпаривания воды и скипидара из живицы остаётся твёрдая смола — канифоль. Канифоль имеет вид хрупких прозрачных кусков желтоватого цвета, практически без запаха и горьких на вкус. Своё название она получила по имени греческой колонии Колофон в Малой Азии, откуда в древности её вывозили в больших количествах. Аристотель посвятил сосне раздел своего трактата «Исследования о растениях»: «Если зима умеренная, смолы будет много и хорошей, если зима сурова, смолы меньше и она хуже. Самую лучшую и чистую смолу получают с мест, залитых солнцем, смола из тенистых мест темна и горька». Применяют канифоль для изготовления лаков, сургуча, в быту — при паяльных работах. Музыканты натирают канифолью смычки струнных инструментов.

Древняя окаменевшая смола (живица) — это янтарь.



Скачать 137.79 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©www.vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница