К сожалению, статистика последних лет свидетельствует о возрастании количества разводов в России, особенно в крупных городах



Скачать 172.5 Kb.
страница1/3
Дата08.07.2019
Размер172.5 Kb.
#116958
  1   2   3

Ребенок в ситуации развода.
К сожалению, статистика последних лет свидетельствует о возрастании количества разводов в России, особенно в крупных городах. В среднем, более 50% супружеских пар разводятся, а в некоторых регионах России эта цифра достигает 70%.

По данным социологов, первый пик разводов приходится на 1-й год жизни семьи, второй - на 5-7-ой год супружеской жизни, третий пик наблюдается на 17-20-м году совместной жизни. На второй период падает более трети общего числа разводов. При этом средний возраст родителей при разводе составляет 30 лет. Как правило, это родители детей дошкольного возраста. И наиболее глубокий кризис отношений супругов наступает, когда ребенку около трех лет; но далеко не всегда разрыв происходит именно в этот момент. Между кризисом и окончательным разрывом, а тем более его юридическим оформлением – разводом - проходит более или менее длительное время.

Исследования психологов и медиков свидетельствуют о сильном негативном влиянии развода, как на родителей, так и на детей и, особенно на детей до 6 лет. Однако, несмотря на многообразие причин развода, влияние развода на родителей и детей различно. Так, развод для родителей – это осознанный поступок, который сопровождается, как правило, болезненными и драматическими переживаниями. Тем не менее, это сознательный  шаг в решении своих проблем. Ребенок в ситуации развода находится в совершенно другом положении. При рождении ребенок воспринимает полную семью как данность. Поэтому принятие родителями решения развестись застигает ребенка врасплох, как стихийное бедствие, сравнимое с землетрясением. Ситуация усугубляется тем, что ребенок постепенно начинает осознавать свою беспомощность в изменении ситуации в семье.

Роль семьи для ребенка имеет огромное значение. Семья удовлетворяет главные потребности ребенка - потребность в безопасности, любви и защищенности. Именно поэтому, разрушение семьи так сильно влияет на эмоционально-личностное развитие ребенка. Дети дошкольного возраста, придя в детский сад, перестают играть, чаще ссорятся со сверстниками, агрессивно реагируют на замечания воспитателя, жалуются, что с ними перестают играть другие дети, начинают болеть. Понимание психического состояния ребенка позволяет психологу и воспитателю подобрать более эффективные методы коррекции. Однако эта работа будет более успешной при сотрудничестве воспитателя, психолога детского дошкольного учреждения и семьи ребенка.

В связи с этим, психолог и воспитатель детского сада должны быть подготовлены к пониманию этой проблемы и хорошо разбираться в психическом состоянии ребенка и его родителей.

По шкале социальной адаптации Холмса-Рея, развод, по своей стрессогенности, занимает второе место, сразу же после такого события, как смерть самого близкого человека. Поэтому, это столь драматичное в семье событие не может не влиять на психическое состояние детей. Реакция ребенка на развод может быть различной. Выделяют три типа поведения детей, переживающих посттравматический стресс развода:



  • Экспрессивный тип - ребенок проявляет сильные чувства, он может кричать, плакать, смеяться или рыдать, дрожать, раскачиваться. Это поведение связано с тем, что ребенок не может сдерживать своих действий.

  • Контролирующий тип – ребенок  «успешно» сдерживает себя, и его внешнее поведение не отличается от поведения других сверстников. Он может производить впечатление более спокойного ребенка, чем в обычном состоянии, или совсем бесчувственного. Однако это впечатление обманчиво: сдержанность может привести к неожиданным, на первый взгляд, необъяснимым болезням.

  • Шоковый тип – ребенок совсем подавлен, оглушен, трудно понять, что произошло с ребенком, не зная событий, которые произошли в семье. Он производит впечатление совсем отсутствующего, пребывающего в «другом мире».

Признаки посттравматического шока разнообразны и могут менять друг друга. Так, для некоторых детей характерны навязчивые мысли, яркие воспоминания об отце: его вещи, его любимый запах одеколона, его любимое блюдо, любимая песня и т.п. Однако возможна и противоположная реакция. Ребенок стремится вытеснить все, что связано с отцом – избегает смотреть фотографий отца, дотрагиваться до его вещей, слушать его любимую мелодию и т.п.

Очень часто в ситуации развода и после развода ребенок начинает регрессировать. По мнению психологов, дневник психического развития ребенка во время послеразводного кризиса перелистывается в обратную сторону. Например, в 5-ти летнем возрасте ребенок вдруг начинает сосать палец, мочиться в постель, просить, чтобы его завернули в одеяло и покачали, как младенца и т.п. В этом случае регрессия выступает в качестве психологической защиты ребенка. Но, если регрессивные потребности не получают удовлетворения, то регрессия усиливает страх ребенка. Отсюда у таких детей и возрастание агрессивного потенциала.

Некоторые дети, по мнению психологов, непосредственно после развода вдруг освобождаются от своих уже выработанных симптомов, чему способствует тот факт, что страхи ребенка внезапно видоизменяются из бессознательных в сознательные страхи. Ребенок перестал мочиться в постель, а стал мастурбировать и стал еще более агрессивным. Затем ребенок стал депрессивным и пугливым. Он вытеснил свои агрессивные побуждения, внушавшие ему самому такой страх, обратил их внутрь себя. Родители пугаются таких изменений и не умеют правильно на них реагировать. В результате дети становятся более невротичными, чем были раньше.

Срыв привычного стереотипа поведения ребенка (смена обстановки и круга общения после развода) способствует яркому проявлению отрицательных эмоциональных реакций у детей. Они могут проявляться в виде чувства вины, напряженности, тревоги, непоседливости, страшных снов, некоторых дурных привычек, например, кусания ногтей, сосания пальцев, а также в трудностях разговорной речи, отсутствии аппетита, инфантильном поведении, истерических припадках.

Если не считать особо тяжелых патологических случаев, выделяют две группы детей разводов:

а) дети, которые внешне проявляют свое психическое состояние, т.е. состояние замешательства, тревоги, отчаяния и показывают свои страдания;

б) дети, которые тоже страдают, но не показывают этого.

При этом в большинстве случаев болезненные проявления ребенка после развода – это еще далеко не невротические симптомы в узком смысле слова. Это скорее, здоровые реакции на вдруг пошатнувшийся мир. Эти невротические симптомы называются реакциями переживаний. И это, как отмечает известный австрийский психоаналитик Гельмут Фигдор, не простые реакции, а совершенно необходимые акции со стороны ребенка, имеющие целью восстановление психического равновесия. Именно в этот период родителям необходимо оказать психологическую помощь ребенку, облегчить его страдание и боль, помочь ребенку открыто выражать свои чувства, освободиться от чувства вины и взять на себя ответственность за страдания ребенка.

Как это не парадоксально, но ребенок дошкольного возраста начинает винить себя и считать, что это именно он стал  причиной развода. «Я себя плохо вел и поэтому папа ушел», - думает ребенок. Если же родители не оказывают «первой помощи» ребенку, дети остаются один на один со своими страхами, которые со временем будут только усиливаться.

Один самих больших страхов, который ребенок пытается скрыть, – это любовь к покинувшему родителю. Если бы не было этой любви, то не было бы столь сильных переживаний. Ребенка раздирает конфликт между противоположными устремлениями, между любовью и ненавистью к покинувшему родителю, между агрессивностью и потребностью в чувстве защищенности и т.д. И там, где эти конфликты невыносимы, вытеснение вступает в свои права.



Пример из практики. Пятилетний Алеша очень любил своего папу. Он с гордостью выходил с ним играть во двор или кататься на велосипеде. Папа высокий и сильный, он может его защитить от задиристого соседа Саши, который всегда нападает на него. Папа всегда говорил: «Не расстраивайся, сынок, ты скоро вырастешь, и будешь таким же сильным, как я!». Эта уверенность, что он будет таким же, как папа, всегда его успокаивала, даже, если папа был на работе. Теперь все рухнуло. Он никогда не выйдет с ним во двор. Папа переехал в другой город. Он остался один на один со своими страхами. Но еще больше, он боится сказать маме, что он очень любит папу. А вдруг мама узнает об этом, рассердится на него и тоже уедет в другой город? Эти страшные мысли заставляли Алешу скрывать свою любовь к отцу. Но наступил долгожданный момент. Папа приехал в командировку и сообщил маме о том, что хочет увидеть Алешу. Он очень его ждал, но когда отец пришел, Алеша отказался выйти к нему. Он спрятался за шкаф и просидел там весь вечер. Мама была очень довольна: «Вот видишь, ребенок не хочет тебя видеть!», - сказала она папе. Отец обиделся и больше не приходил.

Никто из родителей так и не понял истинных чувств ребенка. А в этом случае сработала психологическая защита ребенка. Это защитный механизм, с помощью которого человек бессознательно маскирует свою тревогу по поводу непозволительных мыслей или желаний, прибегая к поведению прямо противоположного типа. Алеше так сильно хотелось вцепиться в отца и никогда не выпускать его из своих рук, а в ответ он не смог сделать ни одного шага. После ухода отца весь вечер Алеша не разговаривал с мамой, плохо засыпал, ему снились кошмарные сны. На следующий день Алеша не хотел идти в детский сад. Воспитатель детского сада рассказала маме, что он поломал свою любимую игрушку и подрался с ребятами из группы. Через несколько дней Алеша тяжело заболел.

Следует отметить, что дети могут винить родителей за развод независимо от того, кто был истиной причиной развода. Например, в семье, в которой двое детей 7-ми и 5-ти лет разразилась настоящая «война». Пятилетняя Даша, обожающая своего отца, обрушилась на мать с обвинениями: «Это ты прогнала папу, папа самый хороший, он любит меня!». Девочка стала очень агрессивной по отношению к матери и сестре. Семилетняя Маша, наоборот, близка с матерью, но перестала разговаривать с отцом, когда он приходит их навещать. Она во всем винит отца, который ушел в другую семью. Дети постоянно ссорятся между собой. При этом агрессию и гнев, которые они чувствуют, они направляют то на мать, то на отца. В детском саду отмечают, что Маша перестала интересоваться играми и занятиями, постоянно находится в печальном состоянии, отказывается есть, плохо спит. Даша, наоборот стала более активной, но ее активность стала сочетаться с агрессией по отношению к другим детям. Врач детского сада отметила, что у Даши обострился нейродермит, кожа девочки покрылась красной коркой, а у Маши появились признаки гастрита.

Исследования показывают, что существуют определенные различия в реагировании на развод в зависимости от пола ребенка. Девочки чаще носят переживания в «себе», и внешне их поведение может почти не меняться. Однако могут появиться другие признаки: утомляемость, слезливость, отказ от игр и общения, раздражительность. У ребенка может заболеть голова, живот и т.п. Мальчики, как правило, начинают вести себя более агрессивно, выражая тем самым протест на развод родителей.

Исследования психологов показывают, что мальчики находятся в более неблагоприятной жизненной ситуации, чем девочки. Матери мальчиков после развода находятся в более высокой степени невротизации, и поэтому они чаще конфликтуют с сыновьями, и они нередко становятся для них «козлами отпущения». Положение осложняется еще больше, если мать была конфликтна со своим отцом в детстве, и ребенок похож на мужа. Закономерным откликом на отсутствие эмоционального признания и понимания со стороны матери будет проявление у мальчиков аффективных расстройств.

В семьях девочек отмечается противоположная тенденция – уменьшение угроз, порицаний и физических наказаний, т.е. матери более бережно относятся к психике девочек, если они остаются с ними вдвоем после развода.

У девочек мать, как правило, менее невротична и конфликтна, она менее строга к дочерям и реже использует их для отреагирования негативных чувств к отцу, меньше угрожает, ругает, наказывает физически. Ситуация развода может быть драматичной для девочек, если они привязаны к отцам и имеют с ним много общего. Возникающие реактивные наслоения нередко усугубляются беспокойством по поводу возможной потери матери, т.е. тревогой одиночества.

Нередко девочки и мальчики, похожие на отца, не отпускают мать от себя, испытывая острое беспокойство при ее уходе. Им кажется, что мать может не вернуться, что с ней может что-то случиться. Нарастает общая боязливость, усиливаются страхи, идущие из более раннего возраста, и частыми диагнозами в этом случае будут невроз страха и истерический невроз. При этом возникают различного рода ритуальные предохранения от несчастья, навязчивые мысли о своей неспособности, неуверенность в себе и навязчивые страхи.

Кроме этого, исследования показали, что девочки из неполных семей демонстрируют более тесную связь с бабушками и дедушками в отличие от мальчиков, где такая связь практически отсутствует. Эти данные свидетельствуют, что мальчики  в послеразводном периоде оказываются в довольно тяжелой ситуации эмоциональной изоляции. Если девочки нередко компенсируют отсутствие отца тесной связью с бабушкой или дедушкой, то их ровесники, по-видимому, испытывают острый дефицит привязанности к взрослым.

Об актуальности этого говорит преимущественное начало невроза у детей не до, а после развода. У мальчиков – в среднем спустя 2 года, у девочек – около года после развода. Возникновение невроза у мальчиков, таким образом, более чем у девочек, отодвинуто во времени от момента развода. Соответственно, невроз у мальчиков в большей степени обусловлен уже появившейся после развода конфликтной ситуацией во взаимоотношениях с матерью (А.И. Захаров, 2000).

Развод родителей зачастую сопровождается депрессивным состоянием у ребенка. Большинство исследователей констатируют, что невротическая депрессия у детей до 7 лет может быть обманчивой и вводить в заблуждение. Для детской депрессии все нетипичное – типично. При этом, она чаще всего относится к физической, чем к психической природе. Депрессия проявляется аффективными нарушениями: капризностью, снижением аппетита, страхами. Отрицательные эмоции ведут к целому ряду телесных (соматических) нарушений. Соматический компонент депрессии представлен диареей, тошнотой, рвотой, запорами, энурезом, неспецифическими повторяющимися болями, головными болями, болями в животе, нарушением сна и бодрствования, снижением аппетита, нарушением моторики – от заторможенности до двигательного беспокойства, обгрызанием  ногтей.

У детей дошкольного возраста обнаруживаются, в основном, психосоматические симптомы депрессии, у детей младшего школьного возраста – более выражен аффективный компонент (возбудимый, робкий, раздражительный, «тихий» ребенок), тогда как у подростков наблюдаются психические и психосоматические симптомы взрослых (ложь, суицидальные тенденции, комплекс неполноценности, подавленность, головные боли).

Особенности психологических реакций у детей на развод зависит и от возраста: чем старше ребенок, тем сильнее проявляются  признаки пола, и тем более серьезными могут быть нарушения поведения. Маленькие дети могут дать понять о своем неблагополучии только одним способом – заболеть. Экземы, гастриты, заикания, навязчивые движения, энурез – все это наиболее типичные проявления внутреннего напряжения детей дошкольного возраста.

Иногда родителей приводят в заблуждения внезапное исчезновение реакций на развод. К сожалению, это не говорит о том, что душевное равновесие ребенка действительно восстановлено. Гораздо чаще прекращение или исчезновение непосредственных реакций на развод связано с известным в психоанализе процессом вытеснения беспокойных чувств, аффектов и фантазий. «Невротическая защита или образование симптомов, появившиеся в ходе такого вытеснения, не всегда заметны глазу, а, скорее, наоборот: невротическая защита и невротический конфликт, как известно, несут функцию приспособления – они умиротворяют экзистенциональные страхи, и в семье становится спокойнее. Но эти функции защиты не более, как психический корсет, образующий мощную диспозицию для развития невротических нарушений, которые снижают шансы психического развития, и позже, может быть, спустя годы или десятилетия, могут привести к тяжелым психическим страданиям» (Г. Фигдор, 2000, с. 165).

Исследования Д. Конвей взрослых людей, которые в детстве пережили развод родителей, показывают, что длинные щупальца боли, полученной в неблагополучной семье, тянутся далеко в зрелые годы и далеко в следующие поколения. Взрослые люди, пережившие развод своих родителей в детстве, отмечают, что у них:

потеряны образцы того, какими должны быть родители;

потеряно стабильное и безопасное окружение, из которого они должны были выйти во взрослую жизнь;

потеряны советники и поверенные в лице их родителей;

утрачена полная реализация их будущего;

утрачена какая-то часть их детства;

утрачена способность любить, ценить и иметь внутренний мир с самим собой;

утрачена способность сближаться с людьми и доверять им;

утрачена способность продвигаться  в работе без принуждения.

Психическая травма, полученная в детстве при разводе родителей, объясняет страх этих уже взрослых людей перед отверженностью и уязвимостью, трудности в обращении за помощью к другим людям. Девиз жизни у многих из них: «Пусть все будут счастливы», т.е. они становятся  «человекоугодными». У них появляется нереальное ожидание того, что любой брак должен быть счастливым. В результате они изо всех сил стараются не допустить конфликтов в своем браке. Эти люди неспособны принимать все жизненные переживания как часть положительного целого (Д. Конвей, 2002).

У взрослых людей, переживших в детстве развод родителей, выработались дисфункциональные установки на всю жизнь:

не доверять себе и другим;

не чувствовать себя независимым и не быть уверенным в себе;

не принимать и не ценить себя;

не знать, как любить себя и других;

не интересоваться успехом других людей, а быть поглощенным собой.

Учитывая столь сильное влияние развода на эмоционально-личностное развитие ребенка, психолог детского сада должен взять на особый контроль детей, находящихся в ситуации развода родителей, и понимать, что происходит с ребенком. Главная задача психолога - наладить тесные взаимоотношения с родителями этих детей, так как правильное поведение родителей во многом будет обуславливать реакцию ребенка на развод.

Работа с родителями имеет определенные трудности. Разводящихся родителей зачастую многие обвиняют в разводе. От родителей все окружающие их люди требуют ответственного поведения. В ответ родители, ощущая чувство вины, оказывают психологическое сопротивление, т.е. не осознавая, занимают оборонную позицию: не идут на контакт с психологом, перестают общаться с педагогами, отрицают и не замечают негативное влияние развода на ребенка и т.п. Типичная обвинительная  фраза: «Ребенку нужен отец!» - не может заставить отца вернуться в семью, а только усугубляет его чувство вины. Мать ребенка также находится в тяжелом душевном состоянии. Заниженная самооценка, состояние отчаяния и одиночества, а в результате - депрессивное, плохое настроение. Учитывая психологическое состояние родителей, разговор с ними необходимо начинать не с советов, а с проявления понимания их проблем. Гельмут Фигдор рекомендует, в первую очередь, разрядить напряжение и освободить отца и мать от захлестывающего их чувства вины, которое не позволяет родителям прочувствовать и понять чувства детей, а в результате - изменить свое отношение к их поступкам и эмоциональным проявлениям.

Если же родители приняли окончательное решение и начали процедуру развода, то основная работа детского психолога с родителями должна носить, прежде всего, информационную функцию. Родителям необходимо сообщить о своеобразии эмоциональных и поведенческих реакций детей на развод и предостеречь их от попыток манипулировать чувствами и поведением ребенка.


Как строить беседу с родителями.
Родителей необходимо убедить взять на себя смелость принять ответственность за принятое решение о разводе. Они не должны перекладывать эту ответственность на ребенка. Это слишком тяжелая для него ноша. Вопросы типа: «Как ты думаешь, не будет ли лучше, если мы с папой разведемся?» - относятся к запрещенным вопросам.

Не следует также опережать события. Если родители не определились, то не стоит «репетировать» ситуацию развода: сообщить ребенку эту печальную новость, а на самом деле и не думать о разводе, это означает полное безразличие к чувствам детей. Ребенок начинает переживать, расстраиваться, плакать и т.п. Мама с удовольствием смотрит на эти страдания ребенка и говорит супругу: «Вот, посмотри, что будет с ребенком, если мы разведемся!». Это манипулирование ребенком, использование его в качестве давления на супруга наносит огромный вред эмоционально-личностной сфере ребенка и приводит к отсутствию доверия к обоим родителям.

Если же родители приняли окончательное решение о разводе, то они должны сообщить о предстоящем разводе детям и следовать нескольким правилам, разработанным в семейном психологическом консультировании.

Во-первых, нельзя скрывать от ребенка ситуацию развода, «тайна» и отсутствие информации усиливает многократно тревогу ребенка.

Довольно типичная ситуация, когда мама придумывает историю о длительной командировке отца, и ребенок находится в постоянном ожидании его приезда. Иногда эта ситуация усугубляется тем, что мама начинает шантажировать ребенка словами типа: «Ты себя плохо ведешь, папа никогда не приедет!». У ребенка возникает не только чувство тревоги, но и огромное чувство вины. Другая ситуация, когда ребенку сообщается, что его папа погиб или умер. Ребенок очень сильно переживает эту утрату. Но еще больший стресс он получит, если неожиданно узнает, что отец жив. В этом случае практически невозможно говорить о доверии не только к отцу, но и к матери. Ребенок теряет доверие к миру, а это обязательно отразится на его будущей взрослой жизни.



Во-вторых, необходимо ребенку сообщить о разводе в понятной и ясной форме.

При этом важно сказать, что оба родителя остаются для него любящими мамой и папой, они всегда будут рядом с ним, будут заботиться о нем. Желательно, чтобы при разговоре присутствовали оба родителя. Это снимет многие вопросы, которые могут возникнуть у ребенка. Отец расскажет ребенку, где он будет жить, как к нему можно проехать, как ему можно позвонить, когда можно с ним встречаться и т.п. В случае переезда одного из родителей в другой город, необходимо сообщить о том, как этот родитель будет связываться с ребенком. Например, писать ему письма или звонить по междугороднему телефону. Главное, что ребенок, получая от родителей эту информацию, ощущает чувство любви к себе обоих родителей, он не взваливает вину развода родителей на себя и начинает понимать, как будет строиться его жизнь после развода.



Первый разговор с ребенком должен проходить в спокойной и доброжелательной обстановке, желательно не перед сном. Обстановка доброжелательности и ответственности родителей является очень важной. Недопустимы оскорбления и обвинения родителей в адрес друг друга. Эта ситуация не принесет уважения и доверия к родителям. Ребенок должен любить и уважать обоих родителей. Кроме того, не следует обвинять бабушек и других родственников в разводе, поскольку важно поддерживать эмоциональные связи ребенка с родственниками после развода. Но главное, не обвинять ребенка в разводе.

В-третьих, нельзя ставить перед ребенком вопрос, с кем он будет жить, вплоть до старшего подросткового возраста.

Недопустимо, если в семье не один, а двое или трое детей, «делить» их между родителями. Другой недопустимый вопрос: «Кого ты больше любишь, маму или папу?».



Случай из практики. Разводящиеся родители никак не могли определиться, с кем будет жить их пятилетний сын после развода. «Ради ребенка» они решили скрыть от него развод родителей и отправили его к бабушке по линии мужа в другой город. Эта история с разводом продолжается больше года. Родители договорились «не травмировать сына» и не встречаться с ним до тех пор, пока они не определятся. Ни один из них не хочет идти на уступки. Каждый претендует на ребенка. Таким образом, ребенок психологически лишился обоих родителей.

Скачать 172.5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©www.vossta.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница