Лекции 6 Рузвельт и реформы его «Нового курса»



Скачать 422.08 Kb.
страница1/2
Дата14.03.2019
Размер422.08 Kb.
#74512
ТипЛекции
  1   2

План лекции 6

Рузвельт и реформы его «Нового курса» знаменовали собой становление современного социального государства и радикальное обновление социальной доктрины либерализма. Вектор этих перемен состоял в обуздании разрушительной рыночной стихии и эгоизма узкогрупповых собственнических интересов во имя социальной стабильности и справедливости. Главным инструментом этого обуздания выступило государство под предводительством либеральных реформаторов во главе с Рузвельтом, опиравшихся на широкую демократическую коалицию «Нового курса». Суть «Нового курса», как говорил сам Рузвельт, - это новое отношение государства к экономической и социальной жизни.



Материалы этой лекции не предполагают дополнительного использования учебника.

План лекции выглядит следующим образом:

I.    Особенности экономического кризиса в США.

II.   Идея "Нового курса".

III.  Стабилизация финансовой системы.

IV.  Восстановление промышленности (НИРА).

V.   Аграрная политика (ААА).

VI.  Трудовое и социальное законодательство.

VII.  Итоги и значение "Нового курса".

VIII. Рузвельт и Кейнс (к вопросу о влиянии кейнсианства на ход преобразований "Нового курса").

Рекомендую ознакомиться с дополнительной литературой к лекции, а также посмотреть интересные сайты в интернет, посвященные Ф.Рузвельту, "Новому курсу" и "Великой депрессиии".

 Особенности экономического кризиса в США

В первой четверти XX в. США были в числе ведущих госу­дарств мира и наиболее благополучной в экономическом отношении страной. С переходом промышленного капитализма к монополистическому центр мирового экономичес­кого развития переместился из Европы в Северную Америку. США развивались быстрее всех и производили больше всех. Их доля в мировом производстве постоянно увеличивалась. Еще сильнее позиции США укрепились после первой миро­вой войны, в частности за счет значительных прибылей от поставок странам Антанты вооружения и боеприпасов. Быс­тро росло промышленное производство, интенсивно расши­рялся основной капитал, увеличивался экспорт. Экономические успехи послужили рождению теории «просперити» — вечного процветания этого государства. Однако она оказа­лась «великой иллюзией».

Действительность опрокинула эти надежды. В 1929 г. разразился мировой экономический кризис, который про­должался до 1933 г. включительно и сильнее всех поразил именно США.

Кризис начался в Нью-Йорке с краха на фондовой бирже. Он охватил банковскую систему, промышленность, сельское хозяйство. По своему характеру он представлял собой цикличес­кий кризис перепроизводства, когда вследствие недоста­точной покупательной способности населения произве­денная масса товара не нашла сбыта и оказалась нереали­зованной. В итоге резко сократился объем производства, пришли в расстройство финансы, началось повсеместное разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых фирм, возникла массовая безработица.

Администрация президента Г. Гувера надеялась на стихийное преодоление кризиса и делала ставку на здоровые силы общественного организма — частную инициативу, свободную конкуренцию и таможенные барьеры. Государству отводилась роль независимого арбитра в борьбе конкурирующих групп. При отсутствии государственной системы социальной защиты жертв обрушившихся на страну экономических бедствий кризис до предела обострил социально-классовые противоречия, привел к невиданным ранее в США выступлениям рабочих. Америка оказалась в предреволюционной ситуации, требующей коренной ломки всего старого уклада жизни.

К 1932 г. промышленное производство в США сократилось в целом на 46%, а по отдельным видам продукции значительно больше: производство чугуна — на 79%, стали — на 76%, автомобилей — на 80%. Из 279 доменных печей в числе действующих оставалось только 44 печи», кризис вызвал массовую волну банкротств. За 1929 — 1933 гг. потерпели крах 135 тыс. торговых, промышленных и финансовых фирм, разорились 5760 банков. Убытки корпораций толь­ко в 1932 г. составили 3,2 млрд. долл. Обороты внешней торговли сократились в 3,1 раза. Страна была отброшена к уровню 1911 г.

Падение курса акций затронуло от 15 до 25 млн. американцев. Охваченные паникой люди стремились разменять банкноты на золото.

Неизбежное последствие циклического кризиса — ухуд­шение положения трудящихся. Резко снизился их жизнен­ный уровень. Безработица достигла небывалого в истории этой страны размаха — безработным оказался каждый четвертый рабочий и служащий, разорившиеся вкладчики и маклеры нередко кончали жизнь самоубийством. Безработные и бездомные заполонили пустыри в центре городов сарайными поселками. Население голодало — только в Нью-Йорке в 1931 г. от голода погибли 2 тыс. человек. Местные власти и частные лица практиковали раздачу благотворительного супа, в городе Чикаго эта практика возникла по инициативе гангстера Аль Капоне.

Промышленный кризис переплетался с аграрным. Сбор пшеницы упал к 1934 г. на 36%, кукурузы — на 45%. Цены на сельскохозяйственные продукты снизились на 58%, а более 40% фермерских доходов шло на погашение задо­лженности и налоги. За годы кризиса разорились около 1 млн. ферм, они были принудительно проданы, и фермеры лишились собственности на землю.

Для сдерживания падения цен и сокращения предложе­ния продуктов на рынок их уничтожали — пшеницу сжи­гали в топках паровозов и пароходов, молоко из цистерн выливали в водоемы, картофельные и хлопковые поля заливали керосином или запахивали.

В США в этот период процветала философия «аме­риканского индивидуализма», не признающего государст­венного регулирования экономики, его вмешательства в де­ла частного бизнеса, хотя в годы первой мировой войны оно применялось. Вступивший в президен­та Герберт Гувер (1874—1964) первоначально ограничился введением торгового протекционизма, считая, что кризис будет преодолен автоматически и страна справится с ним за 60 дней. В 1930 г. для резкого сокращения ввоза това­ров в США был принят высокий таможенный тариф. В ответ на это другие страны тоже повысили ввозные пош­лины.

Положение в стране ухудшалось — она была охвачена массовыми выступлениями, организовывались походы го­лодных и безработных в Вашингтон (в 1931—1932 гг.), поход ветеранов первой мировой войны (1932 г.); фермеры Среднего Запада бойкотировали закупки сельскохозяйственной продукции, противились принудительной продаже ферм, участвовали в голодных походах. Был создан Наци­ональный Совет безработных. В 1930 г. состоялась обще­национальная демонстрация, в которой участвовали 1,2 млн. безработных. В горной, текстильной, автомобильной, швейной отраслях развернулось стачечное движение. Оно становилось все более массовым. В 1933 г. численность стачечников превысила миллион человек.

В этих условиях в целях предотвращения банкротства Гувер с конца 1931 г. предпринял попытки государствен­ного кредитования банков, промышленности, транспорт­ных предприятий. Для этого была создана Национальная кредитная корпорация с капиталом в 3,5 млрд. долл., которая в январе 1932 г. была преобразована в Реконструк­тивную финансовую корпорацию. Для оказания помощи крупным фермерам организовано правительственное «Фе­деральное фермерское бюро». Задачи этого бюро заключа­лись в поддержании уровня цен на сельскохозяйственную продукцию. Деятельность бюро не увенчалась успехом и в конечном итоге привела к дезорганизации рынка и даль­нейшему разорению фермеров. Социальные противоречия продолжали обостряться. К марту 1933 г. число безработ­ных достигло 17 млн. человек. Таким образом обещание Гувера быстро преодолеть кри­зис оказалось невыполненным.



Идея "Нового курса"

Ф. Рузвельт, дальновидный политик, понимавший необходимость радикальных мер для создания в стране эффективно действующего антикризисного механизма, проведения социальных реформ, способных приостановить развитие массового движения протеста в Америке по революционному пути.

Рузвельт при поддержке своих ближайших советников, получивших прозвище "мозговой трест", провел тщательную подготовку позитивной социальной программы, которая включала в себя вопросы реформирования административной и отчасти судебной власти, вопросы экономического планирования (здесь его советники отчасти учитывали результаты советского опыта планирования) и законодательного регулирования экономики по отраслям. В последнем разделе наблюдалось большое разнообразие — от проектирования строительства гидроэлектростанции с одновременным освоением речной долины в штате Теннесси до производства консервов.

Совокупность антикризисных мер, направленных на государственное регулирование американской экономики, разработанных правительством Рузвельта получила в истории США название "нового курса", основные реформы которого были проведены в период первых "ста дней" его президентства, когда Конгресс принял большое число законов, охватывающих все сферы социально-экономической и политической жизни страны.

Смысл политики “нового курса ” был раскрыт Рузвельтом в речи перед избирателями: в виде элементов экономического планирования в целях «более справедливого распределения богатств и товаров и приспособления существенных элементов экономической организации к нуждам народа». Определенное влияние на советников Рузвельта оказало и несколько деформированное представление об успехах государственного регулирования хозяйства в СССР в годы первой пятилетки.

Провозглашенный «Новый курс» сложился из целого ряда законодательных актов и административных мер. Часть их были рассчитаны только на выход из кризиса, часть — на перспективу. Но в целом они сформировали новую систему регулирования социально-хозяйственных отношений в рамках капиталистической экономики.

В “Новом курсе ” – и в этом его главное значение – прошли своеобразную экспериментальную проверку политика и практика государственного вмешательства в частноэкономические отношения.

Эта программа не носила спонтанного характера (как утверждало ранее большинство историков), еще в 1928 г. Ф. Рузвельт, став губернатором от демократической партии в штате Нью-Йорк, сформулировал доктрину "ответственности государства за судьбы своих граждан". Эта доктрина нашла воплощение в радикальной по тем временам программе реформ, предложенных им легислатуре штата, включающей в себя помощь фермерам и фермерским кооперативам, контроль за рынком сельскохозяйственных продуктов, решительное улучшение рабочего законодательства, поддержку школ, здравоохранения и пр. Там же Ф. Рузвельт получил и первый опыт социального реформаторства, когда законодательным собранием штата был принят беспрецедентный по тем временам Закон о чрезвычайной помощи безработным и была создана в целях проведения этого закона в жизнь Временная администрация помощи. Опыт создания соответствующих государственных органов, гарантирующих проведение чрезвычайных законов в жизнь, неукоснительно использовался Рузвельтом и в дальнейшем.



Стабилизация финансовой системы

Рассмотрим основные мероприятия «Нового курса».

Прежде всего началось спасение банковско-финан­совой системы. С этой целью на основании принятого Конгрессом Чрезвычайного банковского закона, предоставившего президенту широкие полномочия в финансовой сфере, был наложен временный арест на счета всех банков страны с целью их полной ревизии.

Чрезвычайным банковским законом от 9 марта 1933 г. президент получил право контролировать международные финансовые сделки, изымать золото из владения частных лиц. Прекращался размен банковских билетов на золото, устанавливался государственный контроль над золотым запасом банков. В итоге правительство перешло к декретированию золотого содержания доллара. На основании принятого в мае 1933 г. закона помощи сельскому хозяйству государственное казначейство получило право выпускать в определенных пределах не обеспечение золотом банкноты. Следом правительство осуществило девальвацию доллара (в январе 1934 г. на 14%). Количество банков было значительно сокращено на 1/5. Правительство установило жёсткие ограничения банковской деятельности. Законом Глосса-Стигалла (1933) банкам было запрещено совмещать депозитные и инвестиционные функции (для предотвращения спекулятивного и мошеннического вложения частных вкладов в ничем не обеспеченные проекты). Вводилось страхование государством частных банковских депозитов (на сумму до 5 тыс. долл.). Было проведено реформирование Федеральной Резервной системы, основного органа правительственного участия в банковской деятельности. Закон 1933 г. предусмотрел страхование вкладов для всех банков — для федеральных банков это страхование стало обязательным, для банков штатов — добровольным. Закон устанавливал, что депозиты размером до 10 тыс. долл. должны страховаться на 100%, 50 тыс. долл. — на 75% и т. д. К началу 1934 г. около 80% всех банков США застраховали свои депозиты.

Правительство стремилось упорядочить и спекулятивную деятельность фондовых бирж, скандально процветавшую в предкризисный период. В развитие Закона 1933 г., в 1934 г. был принят Закон об обращении ценных бумаг, на основании которого была создана Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам (ФКЦББ). Закон 1934 г. предусматривал предоставление всем участникам рынка равных условий, гарантирующих свободный доступ к важнейшей информации о деятельности компаний. ФКЦББ была наделена правом регистрации всех ценных бумаг, выпускаемых в обращение. Она также строго следила за предоставлением инвесторам всех интересующих их сведений о Деятельности компаний и пр.

Так как решения Совета управляющих ФРС были обязательными для всех банков, входящих в эту систему (то есть большинства банков страны), то ФРС приобрела время реальные возможности определять всю банковскую, кредитно-финансовую деятельность страны.

По закону 1935 г. ФРС подчинялась совету управляющих, назначаемым президентом, и на нее возлагались полномочия по директивному определению суммы государственного резерва, т. е. в конечном счете, ФРС устанавливала кредитный процент, облегчая или затрудняя доступ корпораций к кредиту.

После соответствующей проверки их кредитоспособности Министерство финансов подтвердило разрешение деятельности главным образом крупных банков (4507 национальных и 4517 штатных), что само по себе привело к притоку в них вкладов, пополненных новыми кредитами Реконструктивной финансовой корпорации. Огромное число мелких банков вынуждено было прекратить свое существование.В США были закрыты все банки. Несмотря на то, что многие общественные деятели и политики требовали на­ционализации банков, Рузвельт не пошел на это. В при­нятом единогласно Чрезвычайном законе о банках предусматривалось возобновление функции и получение прави­тельственных кредитов (займов) из федеральной резервной системы, хотя это разрешалось только благополучным, т.е. наиболее крупным банкам. К концу марта 1933 г. было вновь открыто 4/5 банков — членов Федеральной резерв­ной системы, однако 2 тыс. банков разрешение на это не получили.

На протяжении 1933-1934 гг. были приняты несколько актов по контролю за рынком ценных бумаг. Деятельность бирж, прежде всего фондовых, была подчинена определенным нормативам. Государственная комиссия по торговле акциями уполномочивалась регистрировать основные и дополнительные выпуски акций корпорация тем самым, разрешая или запрещая этот выпуск. Были разработаны жесткие правила деятельности для холдинговых компаний (т.е. прибыли которых основывались только на обладании акциями других предприятий).

Вслед за этим был издан приказ президента об установлении полного контроля за золотом, находившимся в обращении. Экспорт золота был запрещен, обязательной сдаче резервным банкам, входящим в ФРС, подлежала вся золотая валюта граждан, превышающая 100 долл.

Ни один банк, кроме банков ФРС, не имел право иметь Золотого запаса, что гарантировалось применением мер уголовной ответственности. Одновременно был разрешен выпуск новых денег, без золотого обеспечения. Это решение, означающее отход США от золотого стандарта, привело к резкому инфляционному скачку, погасить который и была призвана обновленная ФРС, функции которой в это время были значительно расширены. Она получила, в частности, право изменять размеры вносимых в нее денежных резервов, регулировать процентные ставки по банковским вкладам и пр. С этой же целью на основе Закона о банковской деятельности 1933 г. были созданы в 1934 г. Федеральная корпорация страхования вкладов (ФКСВ), а затем Федеральная корпорация страхования ссуд и сбережений (ФКСС), призванные восстановить доверие к банкам, защитить банковские вклады населения.

Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций в этот период США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию (обесценивание) долла­ра. В январе 1934 г. золотое содержание доллара снизилось на 41%.

Заслуживает внимания метод девальвации денежной единицы, примененный правительством Рузвельта. Де­вальвация доллара затруднялась активным торговым и платежным балансом. Встать же на путь массового выпуска необеспеченных золотом бумажных денег Рузвельт не счи­тал возможным. Поэтому он нашел оригинальный путь инфляционного развития. США осуществили крупномас­штабные закупки золота по ценам, превышающим курс доллара по отношению к золоту. До конца 1933 г. золота было закуплено на 187,8 млн. долл. Это искусственно сни­зило курс доллара. Одновременно золотой запас был изъят из федеральных резервных банков и передан казначейству. Банкам взамен выдавались золотые сертификаты, прирав­ненные к золоту и обеспечивающие банковский резерв. В начале 1934 г. был принят закон о золотом резерве, уста­навливающий новую цену на золото — 35 долл. за унцию, действовавшую до 1971 г.

Благодаря девальвации доллара распределение дохода изменилось в пользу промышленного, а не ссудного капи­тала. Тем самым были предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность мо­нополий правительству, усилились экспортные возмож­ности США. Для стимулирования мелких акционеров и вкладчиков (частных средств) была создана корпорация по страхованию банковских вкладов, а также приняты меры защиты вкладов от риска из-за биржевой спекуляции. Введение государственного страхования депозитов (вкладов) спо­собствовало предотвращению банкротств, повышало дове­рие вкладчиков.



Восстановление промышленности (НИРА)

Центральное место в мероприятиях «Нового курса» от­водилось проблеме восстановления промышленности. В июне 1933 г. был принят один из двух наиболее важных законов — закон о восстановлении национальной промышлен­ности - (National Industrial Recovery Act - NIRA). Закон о восстановлении национальной промышленнос­ти вводился на два года. Для его проведения была создана Админис­трация национального восстановления, в состав которой вошли представители финансовой олигархии (от торговой палаты, от фирмы «Дженерал моторс», «Стандарт ойл», от группы Моргана и других концернов), а также экономис­ты, деятели Американской федерации труда. Председате­лем Администрации национального восстановления был назначен генерал Хью Джонсон. Эмблемой этого органа стал синий орел. Если такой эмблемы на продукции той или иной компании не было, то общество ее товары бой­котировало.

Закон о восстановлении промышленности вводил систе­му государственного регулирования этого подразделения эконо­мики. Он включал три раздела. Первый раздел предусматри­вал меры, способствующие оживлению экономики и выводу ее из бедственной ситуации. Основной упор делался на «кодексы честной конкуренции», в которых устанавливались правила конкуренции, занятости и найма.

Ассоциация предпринимателей всю промышленность разделила на 17 групп, каждая из которых обязывалась разработать такой кодекс. Кодексами для каждого пред­приятия устанавливались объемы производства, уровень заработной платы, продолжительность рабочей недели, рынки сбыта продукции, единая политика цен. В каждом кодексе обязательно оговаривались условия занятости и найма. При найме на работу не допускалась дискриминация чле­нов профсоюза, рабочим предоставлялось право на их организацию, определялись низший предел зарплаты (ми­нимум) и максимально допустимая продолжительность рабочей недели. В случае утверждения кодекса президентом, он становился законом, а действие антитрестовского законо­дательства приостанавливалось. В целом во всех отраслях промышленности администрация Рузвельта санкциониро­вала 746 кодексов, охвативших 99% американской индус­трии и торговли.

Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения и фонд общественных работ с указанием порядка использования средств этого фонда. Для оказания помощи безработным Конгресс создал Администрацию общественных работ, которую возглавил министр внутренних дел Г.Икес. На организацию общественных работ выделялось 3,3 млрд. долл., сумма невиданная по тем временам. В числе других мер борьбы с безработицей были — создание трудовых лагерей для безра­ботной молодежи в возрасте 18—25 лет. Они обеспечива­лись бесплатным питанием, жильем, форменной одеждой, им платили 1 долл. в день. Численность молодежи в лагерях достигала 250 тыс. человек. Работами руководили офицеры резерва ВС. Учитывая популярность такой меры, к 1935 г. лагеря были расширены вдвое и в них до второй мировой войны побывало 3 млн. человек. Молодежь очи­щала леса, проводила мелиорацию, занималась лесонасаж­дением, ремонтировала дороги. Администрация чрезвы­чайной помощи во главе с советником президента Г. Гопкинсом (1890—1946) выдавала штатам дотации для помощи безработным. Масштабы общественных работ, организо­ванных американским правительством, следует признать значительными — на них к январю 1934 г. было занято 5 млн. человек. Пособия получали 20 млн. американцев.

В 1933 г. было создано Управление долины реки Теннеси, на которое было возложено освоение этого наиболее отсталого района. Здесь осуществлялось строительство ГЭС, производились лесонасаждения и борьба с эрозией почв, контролировалась промышленность, снабжаемая электростан­цией Теннеси. Работы были предоставлены 40 тыс. чело­век. Для трудоустройства безработных на Юге США созда­валась современная инфраструктура — строились автострады, аэродромы, мосты, гавани и так далее.

Сам Рузвельт придавал этому закону очень большое значение: «В историю закон о национальном промышлен­ном восстановлении войдет, возможно, как наиболее важ­ное и далеко идущее законодательство, когда-либо приня­тое конгрессом».

НИРА предусматривал либеральные реформы в области трудовых отношений. В ст. 7а НИРА в общей форме были провозглашены права рабочих на создание профсоюзов, коллективный договор, обязанности предпринимателей "соблюдать максимальную продолжительность рабочего времени, минимальный уровень оплаты и другие условия труда". Эти положения, однако, не сопровождались твердыми гарантиями их соблюдения со стороны предпринимателей. Правительством был предложен типовой образец кодекса, который мог быть применен в любой отрасли промышленности. В нем в качестве минимального уровня заработной платы фиксировалась для промышленных рабочих от 30 до 40 центов за рабочий час, а продолжительность рабочего времени ограничивалась 35 часами в неделю. С принятием кодексов была усилена роль профсоюзов как единственно законных представителей рабочих, что в значительной мере лишало права голоса неорганизованных рабочих.

Примечательно также, что правительство отказалось включить в кодексы положения, которые могли идти в разрез с принципом равенства прав белых и цветных рабочих в вопросах занятости. Но эти дискриминационные меры исключались в кодексах крупных предприятий, транспорта, горнодобывающих отраслей. Дискриминация цветных рабочих на "некодифицированных" мелких предприятиях оставалась нетронутой.

В кодексах должны были фиксироваться также в качестве первых мер помощи безработным и положения об организации общественных работ. С этой целью создавалась Ассоциация общественных работ (АОР), на организацию которой было выделено 3,3 млн. долл. Кроме того, проблемами безработицы должна была заниматься Администрация по оказанию чрезвычайной помощи (АОЧП) через прямые выплаты, дотаций штатам. Все эти меры, однако, не решили тяжелейших проблем безработицы.

Сначала НИРА был воспринят американскими деловыми кругами с энтузиазмом, но к осени 1934 г. они, недовольные излишней регламентацией и цен­трализацией, стали поднимать вопрос о пересмотре этого закона, тем более, что с марта по июль 1933 г. производ­ство промышленной продукции резко пошло вверх. В це­лях предотвращения радикального развития «Нового кур­са» они создали специальную организацию «Лигу американской свободы». Поэтому в 1935 г., когда президент Руз­вельт поставил вопрос о продлении срока действия этого закона, он натолкнулся на сильное сопротивление разных сил. Представители крупного бизнеса критиковали НИРА с позиций идеалов свободы частной предпринимательской деятельности и видели в нем почти «государственный социализм»; мелкие предприниматели считали, что НИРА ослабляет их позиции в конкурентной борьбе с монополи­ями. В 1935 г. сторонников оказалось меньше, чем противников, и 27 мая 1935 г. Верховный суд США признал его неконституционным, хотя регулирующая роль государства во многом сохранилась.


Каталог: materials -> art
materials -> Санкт-петербург
materials -> Карбоновые кислоты и их производные (вопросы для подготовки к коллоквиуму)
materials -> Работа Федерального агентства воздушного транспорта с обращениями граждан в 2014 году
art -> 2. Романская архитектура Тосканы и флорентийский проторенессанс (11-н13в)
art -> 8-4в – развитие племен Италии, Этрусская культура. Нет Римского государства. 4в -31/27г
art -> Россия и Германия в годы войны и мира 1941 1995 гг
art -> Отечественная архитектура предреволюционного этапа (1900—1917 гг.) Импульсы новой волны романтизма, морисовская идея «жизнестроительства»

Скачать 422.08 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©www.vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница