Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины «Гражданское право»



страница1/15
Дата19.06.2018
Размер1.83 Mb.
#30793
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

Кафедра гражданского права и процесса







УТВЕРЖДАЮ

начальник кафедры

гражданского права и процесса

полковник полиции


_____________ Герасимов А.В.

«___» _________ 2016 г.



Дисциплина: Гражданское право

Методические рекомендации

по изучению учебной дисциплины «Гражданское право»

слушателями заочной формы обучения
специальность высшего образования 40.05.02 Правоохранительная деятельность

специализация «Оперативно-розыскная деятельность»

узкая специализация «Деятельность оперуполномоченного уголовного розыска»

Обсуждена и одобрена Подготовил:

на заседании кафедры ст. преподаватель кафедры

протокол № 18 к.ю.н., подполковник полиции

от «31» мая 2016 г. Жаботинский М.В.

Краснодар 2016

Подготовил: старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Краснодарского университета МВД России кандидат юридических наук М.В. Жаботинский

I. Введение
Право Российской Федерации образует определенную систему, наиболее крупные звенья которой называются отраслями права. В качестве критериев разграничения отраслей права обычно используют предмет и метод правового регулирования. С помощью предмета и метода можно не только выделить гражданское право из единой системы российского права, но и выявить его особенности, которых вполне достаточно для того, чтобы иметь ясное представление о гражданском праве.

Как и любая отрасль, гражданское право состоит из правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения. Предмет гражданского права составляют общественные отношения, круг которых необычайно обширен и разнообразен, поэтому невозможно дать их исчерпывающий перечень. В задачу гражданско-правовой науки входит не перечисление с возможно большей точностью и тщательностью всех общественных отношений, регулируемых гражданским правом, а изучение гражданского законодательства, практики его применения, выявление пробелов права, изучение зарубежного опыта правового регулирования аналогичных общественных отношений и т. д. Гражданское право как наука – это совокупность идей, взглядов, представлений ученых-цивилистов о тех или иных гражданско-правовых явлениях.

Задачами гражданского права как учебной дисциплины является предусмотренный учебным планом объем подлежащих изучению разделов отрасли и общепринятых научных идей и взглядов.

Гражданское право регулирует имущественно-стоимостные (товарно-денежные отношения) и личные неимущественные отношения, возникающие по поводу неимущественных благ. Оценка имущественных отношений проявляется в стоимостной форме, а в неимущественных – в нравственной или иной социальной форме.

Метод правового регулирования представляет собой комплекс правовых средств и способов воздействия соответствующей отрасли права на общественные отношения, составляющие его предмет. Характеризуется юридическим равенством, автономией воли, имущественной самостоятельностью участников правоотношения.

Таким образом, гражданское право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих на началах юридического равенства сторон имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения.

Нормы гражданского прав расположены в определенной системе: Общая часть (основные положение о понятии, возникновении, осуществлении и защите гражданских прав, субъектах и объектах гражданского оборота, о сроках и некоторые другие правила общего порядка, применяемые ко всем гражданским правоотношениям), помимо общих признаков, которые характеризуют общественные отношения, входящие в предмет гражданского права, можно выделить подотрасли, составляющие Особенную часть гражданского права.

Подотрасли – наиболее крупные группировки норм, регулирующих однородные группы отношений и имеющих свои общие положения. К ним относятся:

1) вещное право, оформляющее принадлежность вещей (имущества) участникам имущественных отношений в качестве необходимой предпосылки и результата имущественного оборота;

2) обязательственное право, оформляющее собственно имущественный оборот (обязательственное право в свою очередь разделяется на подотрасли договорного права (например, обязательства по передаче имущества в пользование; по выполнению работ; из односторонних действий (сделок)) и деликтного права (правоохранительные обязательства разделяются на деликтные и на обязательства из неосновательного обогащения));

3) исключительные права, охватывающие институт так называемой интеллектуальной собственности (результаты творческой деятельности) и институт промышленной собственности (промышленные образцы, товарные знаки и т. п.);

4) наследственное право, регулирующее переход имущества в случае смерти граждан к другим лицам;

5) защита нематериальных (личных неимущественных) благ (чести, достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц, жизни, здоровья и личной неприкосновенности граждан, их частной жизни и т. п.). В свою очередь перечисленные подотрасли делятся на институты и субинституты.

Под правовыми принципами понимаются основные начала, наиболее общие руководящие положения права, имеющие в силу их законодательного закрепления общеобязательный характер. К числу таких основных начал (принципов) гражданско-правового регулирования относятся: недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; юридическое равенство участников гражданско-правовых отношений; неприкосновенность собственности; свобода договора; самостоятельность и инициатива (диспозитивность) в приобретении, осуществлении и защите гражданских прав; беспрепятственное осуществление гражданских прав, в том числе свободы имущественного оборота (перемещения товаров, услуг, финансовых средств); запрет злоупотребления правом и иного ненадлежащего осуществления гражданских прав; всемерная охрана гражданских прав, включая возможность восстановления нарушенных прав и обеспечение их независимой от влияния сторон судебной защиты.



Цель изучения дисциплины:

- усвоить комплекс знаний теоретических основ сущности и содержания гражданского права, его основных принципов и институтов;

- содействовать процессу формирования профессионального

правосознания и правовой культуры;

- сформировать систему ценностей, необходимых для успешной

практической деятельности в современных условиях.



Достижению данной цели служит реализация следующих задач:

- формирование, развитие и закрепление у обучаемых юридического мышления, общей и правовой культуры, высокого профессионализма, устойчивой нравственной позиции, других качеств, которые требуются для квалифицированных действий в современных условиях, неуклонного соблюдения законности, противостояния возможной профессиональной деформации;

- приобретение умений и навыков работы с гражданским

законодательством, практикой его толкования и применения;

- овладение достижениями ведущих отечественных и зарубежных

юристов в области гражданского права;

- активизация интереса к избранной специальности, выработка

стремления к повышению профессионального уровня.

Изучая дисциплину «Гражданское право» необходимо учитывать ее фундаментальный характер. Гражданское право, в отличие от других отраслей права располагает уникальным, веками отработанным юридическим инструментарием. Одновременно данная отрасль обладает широким диапазоном связей с теорией государства и права, экономикой и другими отраслевыми юридическими науками.

Наука гражданского права изучает закономерности гражданско-правового регулирования общественных отношений. Круг этих отношений чрезвычайно обширен и разнообразен. Учитывая, что точный перечень их дать невозможно, статья 2 ГК РФ определяет их как имущественные и личные неимущественные отношения.

Исследуя гражданское законодательство, цивилистическая наука определяет его состояние, пути и способы совершенствования, с учетом принципов, отражающих рыночную ориентацию экономики, в которой признаются и защищаются различные виды собственности, предпринимательская деятельность и свобода договора.

Структура дисциплины и краткие методические указания по изложению учебного материала

Курс Гражданского права включает в себя 7 тем, и расположены в строгой логической последовательности, что обеспечивает успешность изучения курса и межпредметную связь с другими дисциплинами цикла общих гуманитарных и социально-экономических и цикла общепрофессиональных дисциплин.

Материал дисциплины изучается в ходе лекционных, семинарских и практических занятий, а также в процессе самостоятельной работы обучаемых, которая предполагает освоение теоретического материала (учебников, учебных пособий, монографий, статей по юридической тематике, опубликованных в газетах и журналах), изучение правовых документов, материалов судебно-арбитражной практики в ходе подготовки к семинарским занятиям, подготовку научных сообщений.

Порядок проведения семинарских и практических занятий, подробно излагается в соответствующих методических разработках по учебной дисциплине.

На втором курсе предусмотрено написание домашней контрольной работы.

Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины выпускники должны:



иметь представление:

- о роли и месте гражданского права в системе права;

- о содержании, особенностях основных правовых институтов, понятий

гражданского права.



знать:

- предмет и методы гражданского права;

- правовое положение субъектов гражданского права;

- сущность, содержание и особенности институтов и понятий

гражданского права, их правовое регулирование по действующему законодательству;

уметь:

- оперировать юридическими понятиями и категориями;

- правильно толковать нормы гражданского права и применять их к

конкретным практическим ситуациям;

- разрабатывать документы правового характера, давать

квалифицированные юридические заключения и консультации;

- принимать правовые решения и совершать юридические действия в

точном соответствии с законом;

- осуществлять профилактическую работу по обеспечению законности и укреплению правопорядка, проводить пропаганду правовых знаний среди населения;

- систематически повышать свою профессиональную квалификацию,

изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Система изучения учебной дисциплины складывается из разнообразных форм усвоения слушателями учебного материала. По общему замыслу на лекциях слушатели должны уяснить сущность и содержание изучаемой темы курса, ее взаимосвязь с другими отраслями права и экономической теорией. На семинарских занятиях полученные на лекциях знания должны быть углублены на основе изучения теоретических вопросов темы во взаимосвязи с практической деятельностью различных государственных служб и органов, в том числе органов внутренних дел.

В процессе практических занятий слушатели решают казусы, разбираются в ситуациях, возникающих в судебной и арбитражной практике, составляют гражданско-правовые документы. Основное внимание при этом должно быть уделено изучению действующего законодательства и практике его применения. Задачи, предлагаемые слушателям, должны решаться с обязательной письменной мотивировкой, со ссылками на нормы ГК РФ, иных Федеральных законов РФ, Указов Президента РФ и иных нормативно-правовых актов, в том числе, приказов МВД России.

Детальное изучение отдельных проблем учебной дисциплины достигается путем индивидуальной (самостоятельной) работы слушателей, а также консультаций у преподавателя. Этот вид занятий предполагает подготовку рефератов, докладов, кратких обобщений судебной, арбитражной практики.

В процессе самостоятельного изучения отдельных тем учебной дисциплины слушатели обязаны конспектировать в рабочих тетрадях основополагающие нормативно-правовые акты, а также вести специальный словарь гражданско-правовых терминов, который поможет успешно овладеть новой терминологией и практикой ее употребления в профессиональной лексике.

II. Методические указания и порядок изучения дисциплины

по каждой теме

Тема №1: Понятие гражданского права. Гражданское правоотношение

(семинарское занятие)


Объем времени, отводимого для изучения данной темы: 2 часа

Место проведения: учебная аудитория

Методы проведения: словесный, учебная дискуссия, связь обучения с предстоящей практической деятельностью обучаемых

Материальное обеспечение занятия:

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Российской гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. 1, Т. 2 / Отв. ред. Е.А. Суханов. – М.: Статут, 2016.


Основные термины и понятия:

  1. вещное право - оформляющее принадлежность вещей (имущества) участникам имущественных отношений в качестве необходимой предпосылки и результата имущественного оборота;

  2. обязательственное право - оформляющее собственно имущественный оборот (обязательственное право в свою очередь разделяется на подотрасли договорного права (например, обязательства по передаче имущества в пользование; по выполнению работ; из односторонних действий (сделок)) и деликтного права (правоохранительные обязательства разделяются на деликтные и на обязательства из неосновательного обогащения));

  3. исключительные права - охватывающие институт так называемой интеллектуальной собственности (результаты творческой деятельности) и институт промышленной собственности (промышленные образцы, товарные знаки и т. п.);

  4. наследственное право - регулирующее переход имущества в случае смерти граждан к другим лицам;

  5. защита нематериальных (личных неимущественных) благ (чести, достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц, жизни, здоровья и личной неприкосновенности граждан, их частной жизни и т. п.). В свою очередь перечисленные подотрасли делятся на институты и субинституты.

Цели занятия:

1. помочь обучающимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала; необходимость овладения новыми знаниями и умениями, стремления преодолеть познавательные затруднения

учебная (образовательная)

2. содействовать развитию у обучающихся умений использовать научные методы познания



методическая

3. дисциплинированность, прилежание, самостоятельность, взаимопомощь



воспитательная
План семинарского занятия
1. Понятие, предмет и метод гражданского права.

2. Функции гражданского права.

3. Принципы гражданского права.

4. Система гражданского права.


Порядок проведения и распределение рабочего времени

СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ:






п/п

Разделы плана и учебные вопросы

Действия преподавателя

Время

1.

Введение




Решение организационных вопросов


Принятие рапорта, выявление отсутствующих с установлением причин отсутствия, проверка готовности слушателей и аудитории к занятию.

Вступительное слово преподавателя:

объявление темы и целей занятия;

определение места и роли данного семинара в общей структуре темы, его практическая значимость;

актуализация внимания на вопросах семинара, их содержании, а также на связи теории с практикой;

формирование у слушателей психологической установки на активную работу на семинаре, определение порядка выступлений и их регламента.



5 мин.

2.

Основная часть

2.1.

Организация выступлений слушателей по вопросам семинара, с учетом установленного регламента и реализации запланированной методики обсуждения вопросов семинара с выработкой умений и навыков по теме.

Применять методические приемы и средства для поддержания активности слушателей, развития интереса к теме.

Обеспечить высокий уровень выступлений слушателей.

Добиваться практической направленности семинара, в изложении изложенного материала ориентироваться на профессиональную подготовку специалистов органов внутренних дел.

Равномерно распределить групповые и индивидуальные задания.

Соблюдать такт и уставные взаимоотношения в общении со слушателями.

Активно использовать технические средства обучения.






2.2.

1. вопрос: «Понятие, предмет и метод гражданского права»


Организация выступлений слушателей по первому вопросу.

Добиваться логичного и точного выражения мыслей, чистоты речи в выступлениях и докладах слушателей.

Учить ведению дискуссии, в которой каждый должен уметь слушать других; активно и научно обоснованно отстаивать свою точку зрения или теоретическую концепцию; деликатно, но достаточно принципиально опровергать ошибочную позицию или неграмотное решение собеседника.


20 мин.

2.3.

2. вопрос: «Функции гражданского права»

Организация выступлений слушателей по второму вопросу.

Применение методических приемов и средств для поддержания активности слушателей, развития интереса к вопросу.



15 мин.


2.4.

3. вопрос: «Принципы гражданского права»

Организация выступлений слушателей по третьему вопросу.

Применение методических приемов и средств для поддержания активности слушателей, развития интереса к третьему вопросу.



20 мин.

2.5.

4. вопрос: «Система гражданского права»

Организация выступлений слушателей по четвертому вопросу.

Применение методических приемов и средств для поддержания активности слушателей, развития интереса к четвертому вопросу.



20 мин.

3.

Заключение




Каталог: upload -> site119 -> folder widepage -> 006 -> 580
580 -> Лекция по теме «основы розыскной работы» по дисциплине «Организация розыскной работы в овд»
580 -> В юридической деятельности
580 -> Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Уголовно-процессуальное право
580 -> Лекция тема Правовые основы и особенности расследования преступлений в сфере компьютерной информации
580 -> №1 введение в курс судебной медицины
580 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «История государства и права зарубежных стран»
580 -> Курс лекций Краснодар 2015 Одобрено ббк 67. 408 редакционно-издательским советом


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




База данных защищена авторским правом ©www.vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница