Методические рекомендации по защите населения в зонах возможных чрезвычайных ситуаций радиационного характера



страница1/5
Дата13.05.2018
Размер1.14 Mb.
#18124
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5









Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ

В ЗОНАХ ВОЗМОЖНЫХ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

РАДИАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА

























Глава 1

Основы обеспечения радиационной безопасности населения

1.1. Масштабы радиационных аварий и особенности радиоактивного загрязнения окружающей среды.

  1. Атомная энергетика и промышленность, применение различных источников ионизирующего излучения1 являются одними из наиболее «чистых» отраслей производства. Риск смертельных поражений при их нормальной эксплуатации не высок. Вместе с тем количество различных источников ионизирующего излучения (атомных электростанций, предприятий ядерного топливного цикла, ядерных боеприпасов и др.), используемых в стране как в мирных, так и военных целях, достаточно велико. Последствия же возможных радиационных аварий на этих радиационно опасных объектах, как правило, являются весьма опасными, что и обуславливает необходимость планирования и осуществления мер по защите населения от воздействия ионизирующих излучений при этих авариях.

  2. Последствия радиационных аварий (типы аварий представлены в приложении 2) и прежде всего радиоактивные загрязнения окружающей среды имеют сложную зависимость от исходных параметров радиационно опасных объектов (типа объекта; типа и мощности ядерной или радиоизотопной установки; характера радиохимического процесса и т.д.) и метеоусловий.

  3. На предприятиях по разделению изотопов урана (обогащению природного урана) и изготовлению топлива для атомной энергетики выход радионуклидов за пределы санитарно-защитной зоны возможен при авариях, связанных с возникновением самоподдерживающейся цепной реакции или взрывов и пожаров на участках технологических процессов.

Разгон мощности самоподдерживающейся цепной реакции может привести к числу делений в диапазоне 1018—5-Ю18. Выброс короткоживущих радионуклидов при этом может составить: криптон-89 + ксенон-137 ~ 5-Ю5 Бк, йод-134 ~ 1013 Бк, йод-131 ~ 3-Ю10 Бк , радий-105 ~ 5-Ю15 Бк и цезий-137 ~ 3-Ю14 Бк, часть из них может оказаться за пределами санитарно-защитной зоны, но без заметных радиационных последствий для населения.

При взрывах же и пожарах возможен выброс гексафторида урана и двуокиси урана, в том числе за пределы санитарно-защитной зоны с плотностью загрязнения на площади до 10 км2 от 3-10~10до 8-10~2 Ки/км2. Эта плотность загрязнения не потребует эвакуации населения, но будет необходима дезактивация значительных площадей в местах проживания населения, производства продуктов питания и др.



1 Основные термины и определения, использованные в настоящих Методических рекомендациях, представлены в приложении 1.

4. Радионуклидный состав и активность выбросов за пределы санитарно-защитной зоны при термохимических и термобарических взрывах на предприятиях по переработке отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов перед захоронением зависит от характера технологического процесса и этапа его осуществления. Причем радионуклиды, присутствующие в технологических средах, не участвуют в химических реакциях взрывного характера
и причиной их выбросов является разрушение технологического аппарата свысокой температурой технологической среды (для растворов -100 °С). При переработке топлива суммарная активность выброса, содержащего радионуклиды рутения-106, рутения-103, циркония-95, ниобия-94, ниобия-95, цезия-137, плутония-239, урана-234, урана-236, сурьмы-125 и других, может до
стигать ~ 5-105 Ки, но большая часть этой активности остается в пределах санитарно-защитной зоны, а площадь загрязнения за ее пределами с дозой 1 Зв может достигать лишь 10 км2.

Вероятность аварии с радиоактивным загрязнением местности с данной дозой за пределами санитарно-защитной зоны более 10 км2 (до 100 км2) весьма мала.



5. Наиболее опасны в радиационном отношении последствия запроектных аварий на ядерных реакторах. Основным источником радиоактивных загрязнений окружающей среды и облучения людей за пределами санитарно-защитной зоны при этих авариях являются выбрасываемые из реактора газоаэрозольные смеси.

Размер, форма и удельная активность являются важнейшими параметрами радиоактивных аэрозолей. Как правило, средний диаметр частиц аэрозолей — ~ 2 мкм, средняя активность — 10~14—10~16 Ки.



6. Радиоактивные аэрозоли после попадания на поверхность различных объектов закрепляются на ней.

В зависимости от характера физико-химического взаимодействия между загрязненной поверхностью и носителем активности происходят адгезионный, адсорбционный и ионообменный процессы.

Характерной особенностью при адгезионном загрязнении является «прилипание» частицы к поверхности и наличие границы раздела фаз между радиоактивными частицами и поверхностью.

При адсорбции происходит межмолекулярное взаимодействие на поверхности раздела фаз.

При физической адсорбции молекулы радионуклидов сохраняют свою индивидуальность.

При хемосорбции молекулы (ионы) радионуклидов, а также их соединения образуют с адсорбентом поверхностные химические соединения.

При ионном обмене происходит обратимый, а иногда и необратимый процесс эквивалентного (стехиометрического) обмена между ионами радионуклидов и загрязняемой поверхностью. Ионообменная адсорбция является основным процессом, определяющим радиоактивное загрязнение почвы.

7. При попадании радиоактивных веществ вглубь материала происходит глубинное (объемное для жидкой фазы) радиоактивное загрязнение. При этом радиоактивные вещества могут попасть вглубь материала объекта вследствие диффузии, затекания и других механизмов, проникновения в поры, капиллярные и трещинные системы поверхности объекта.

Процессы поверхностного и глубинного загрязнений, как правило, происходят одновременно, при этом возможно сочетание различных механизмов загрязнения в определенной последовательности.

В сухую погоду радиоактивные загрязнения носят в основном поверхностный характер. В то же время отдельные частицы будут проникать в выемки шероховатой поверхности, обуславливая глубинные загрязнения.

При загрязнении поверхности каплями, содержащими радиоактивные вещества, первоначально будет происходить адгезия капель к твердой поверхности, которая в дальнейшем приведет к адсорбции радионуклидов на поверхности, ионному обмену, диффузии и капиллярному смачиванию.

8. Помимо первичного радиоактивного загрязнения возможны последующие циклы загрязнения, так называемое «вторичное» загрязнение.

Вторичным (иногда многократным) радиоактивным загрязнением считается переход радиоактивных веществ с ранее загрязненного объекта (территории) на чистый или загрязненный в меньшей степени объект. Так, радиоактивные загрязнения местности, сооружений и дорог могут переходить в воздушную среду (грунтовые воды), а затем осаждаться, вызывая радиоактивные загрязнения ранее «чистых» объектов, переноситься транспортом, людьми, животными и т.п.



9. Определенные особенности свойственны радиоактивному загрязнению
продуктов растениеводства, уровни загрязнения которых определяются биологическими особенностями растений и фазой их развития в период загрязнения.

Если на этапе распространения радионуклидов имеет место поверхностное (внекорневое) загрязнение продуктов растениеводства, то в последующем оно происходит через корневые системы растений. Причем при внекорневом пути поступления радионуклидов наиболее подвижен цезий-137, а при корневом — стронций-90.



10. В качестве реперной запроектной аварии на АЭС с ВВЭР-440 принята авария с течью 1-го контура при разгерметизации оболочек всех твэлов и деградации активной зоны реактора (плавление топлива 7 % твэлов).

В приложении 3 приведены данные об активности и времени поступления основных дозообразующих продуктов деления в атмосферу после этой аварии.

В приложении 4 приведены возможные дозы облучения щитовидной железы детей и взрослых при реперной запроектной аварии на АЭС с ВВЭР-440 при наихудших погодных условиях, а в приложении 5 — размеры зон (ширина, длина, площадь) радиоактивного загрязнения местности при этой аварии, в которых для населения обязательны меры защиты.

11. В качестве реперной запроектной аварии на АЭС с ВВЭР-1000 принята авария с расплавлением 68 % топлива и разрушением корпуса реактора, но с сохранением целостности его защитной оболочки (колпака). В приложении 6 приведены данные по оценке возможной активности выброса радионуклидов в атмосферу в зависимости от времени этой аварии, в приложении 7 — возможные дозы облучения щитовидной железы детей и взрослых на ранней фазе
аварии без применения защитных мер при этом. (Фазы развития радиационных аварий представлены в приложении 8.)

В соответствии с данными, представленными в приложении 7, обязательной мерой защиты должно быть длительное (в течение нескольких первых суток после аварии) укрытие детей, проживающих в радиусе ~ 5 км вокруг АЭС.

При радиусе санитарно-защитной зоны, равном 3 км, эта мера защиты потребуется для детей, проживающих на территории площадью ~ 50 км2.

12. В качестве реперной запроектной аварии на АЭС с РБМК-1000 принята авария с разгерметизацией технологических каналов и выходом до 5 % активности летучих продуктов деления, накопленной в твэлах.

В приложениях 9 и 10 приведены возможные дозы облучения щитовидной железы детей и взрослых при этой аварии при наихудших погодных условиях на РБМК-1000 первого и второго поколений, в приложениях 11 и 12 — размеры зон принятия мер защиты населения в начальном периоде этих аварий.

Данные, приведенные в приложении 10, свидетельствуют, что при аварии на РБМК-1000 второго поколения меры защиты населения не являются обязательными. Вместе с тем такие меры защиты, как укрытие и йодная профилактика могут быть проведены в начальном периоде аварии с учетом конкретной обстановки и местных условий в зонах с максимальными размерами, приведенными в приложении 12.

13. В качестве реперной запроектной аварии на АЭС с БН-600 принята авария с разгерметизацией твэлов во всей активной зоне, расплавлением 25 % твэлов активной зоны реактора и выбросом радиоактивных летучих продуктов деления с парами натрия через вентиляционную трубу в атмосферу.

Для предельной оценки активности аварийного выброса принимается, что осаждение радионуклидов на фильтрах не происходит и все выходящие пары и газы выбрасываются в окружающую среду. В этом случае выброс радионуклидов в атмосферу за время протекания запроектной аварии может составить:

Криптон-85 -6,8-1015Бк; Йод-131 - 3,4-1011 Бк;

Криптон-85м -2,6-1016Бк; Йод-132 - 2,6-1011 Бк;

Криптон-87 -4,7-1016Бк; Йод-133 -3,8-1011 Бк;

Криптон-88 -6,8-1016Бк; Йод-135 -3,11010 Бк;

Ксенон-133 -3,3-1017Бк; Цезий-134 - 4,0-1012 Бк;

Ксенон-135 -1,4-1017Бк; Цезий-137 — 8,11012 Бк.

При таком выбросе активности в окружающую среду, как правило, необходимость осуществления защитных мероприятий за пределами АЭС мало вероятна, за исключением местного контроля загрязнения продуктов питания.

14. Необходимость осуществления поисковых работ и мер по защите населения при авариях летательных аппаратов с ядерными и радиоизотопными энергетическими установками обуславливается падением на Землю отдельных остатков летательных аппаратов, имеющих высокие уровни радиации (до 10Зв/час).

Наибольшую информативность в целях обнаружения остатков летательных аппаратов при этом представляют:



  • среди продуктов деления — цирконий-95, необий-95, лантан-140;

  • среди продуктов нейтронной активации — железо-58, кобальт-58, кобальт-60, скандий-46, марганец-54.

15. Учитывая, что исследовательские реакторы в своем большинстве размещаются в густонаселенных районах, то, несмотря на их небольшую мощность и меньший выброс радиоактивных продуктов при авариях по сравнению с энергетическими реакторами, они представляют определенную угрозу для населения и окружающей среды, тем более что все исследовательские реакторы — постройки 60—80-х годов и на них отсутствуют в большинстве случаев современные методы уменьшения радиоактивных выбросов при авариях.

В качестве реперных запроектных аварий для них приняты аварии с разгерметизацией твэлов, оплавлением и разрушением активной зоны.

В связи с большим разнообразием этих реакторов в приложении 13 в качестве примера приведены данные по активности основных продуктов деления в выбросе при аварии на исследовательском реакторе ВК-50.

Меры защиты населения при авариях на исследовательских реакторах должны планироваться и осуществляться в зависимости от типа реактора.

16. Радиоактивное загрязнение окружающей среды при авариях установок технологического и медицинского назначения, источников тепловой и электрической энергии, в которых используются радионуклиды возможно только при изъятии капсул с радионуклидами из защитных контейнеров и механическом или физическом разрушении капсул.

При этом, как правило, происходит местное загрязнение окружающей среды. Возможен разнос загрязнений человеком, транспортом, ветром, водными потоками. Уровни радиации, плотности загрязнения зависят от типа радионуклида и его количества.

17. Характер радиоактивного загрязнения различных поверхностей, в том числе территорий и водоемов, зависит от агрегатного состояния загрязняющих веществ, их химической природы, вида и состояния загрязняемых поверхностей, длительности контакта радиоактивных веществ с этими поверхностями.

Радиоактивное загрязнение окружающей среды является наиболее важным экологическим последствием радиационных аварий с выбросами радионуклидов, основным фактором, оказывающим влияние на состояние здоровья и условия жизнедеятельности людей на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

Степень опасности радиоактивно загрязненных поверхностей определяется радионуклидным составом загрязнений, плотностью загрязнений, характером загрязненных поверхностей, временем, прошедшим после загрязнения, и некоторыми другими характерными для соответствующего загрязнения причинами.

Наиболее характерные особенности имеет радиоактивное загрязнение вследствие аварий ядерных реакторов различного характера.

В соответствии с удельным весом в составе выбросов биологически наиболее значимых радионуклидов при аварии ядерных реакторов в развитии радиационной обстановки выделяют, как правило, два основных периода: «йодовой опасности», продолжительностью до 2 месяцев, и «цезиевой опасности», который продолжается многие годы.

В «йодном периоде», кроме внешнего облучения (до 45% дозы за первый год), основные проблемы связаны с молоком и листовыми овощами — главными «поставщиками» радионуклида йода внутрь организма.

«Цезиевый период», наступающий по прошествии 10 периодов полураспада йода-131, является периодом, когда цезий определяет основную причину радиационного воздействия на население и окружающую среду.

На первом этапе радиационное воздействие на людей складывается из внешнего и внутреннего облучений, обусловленных соответственно радиоактивными облучениями от загрязненных радионуклидами объектов окружаю-

щей среды и вдыханием радионуклидов с загрязненным воздухом, на втором этапе — облучением от загрязненных радионуклидами объектов окружающей среды и введением их в организм человека с потребляемой пищей и водой, а в дальнейшем — в основном за счет употребления населением загрязненных продуктов питания. Принято считать, что 85 % суммарной прогнозируемой дозы облучения на последующие 50 лет после аварии составляет доза внутреннего облучения, обусловленного потреблением продуктов питания, которые выращены на загрязненной территории, и лишь 15 % падает на дозу внешнего облучения.

Радиоактивное загрязнение водоемов, как правило, представляет опасность лишь в первые месяцы после аварии.


1.2. Правовое регулирование, основные принципы и нормирование

радиационной защиты населения


  1. Главной целью защиты населения в зонах возможных чрезвычайных ситуаций радиационного характера является охрана здоровья населения, включая персонал радиационно опасных объектов, от вредного воздействия ионизирующего излучения путем соблюдения основных принципов и норм радиационной безопасности без необоснованных ограничений полезной деятельности при использовании различных источников ионизирующего излучения, в том числе при радиационных авариях.

  2. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности населения осуществляется следующими основными документами:




  • Федеральным законом «О радиационной безопасности населения» № 3-ФЗ от 09.01.96 г.;

  • Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.99 г.;

  • Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» № 170-ФЗ от 21.11.95 г.;

  • Федеральным законом «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 20.12.2001 г.;

  • Нормами радиационной безопасности НРБ-99: СП 2.6.1.758-99. — М: Минздрав России, 1999 г.;

  • Основными санитарными правилами обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99). СП-2.6.1.799-99 от 27.12.99 г.

Данные документы определяют правовые основы, основные принципы и нормы обеспечения радиационной безопасности населения, регламентируют требования по его защите от воздействия источников ионизирующего излучения.

20. Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются:



  • принцип нормирования — непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;

  • принцип обоснования — запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;

— принцип оптимизации — поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.

21. Нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности.

Для категорий облучаемых лиц в Российской Федерации установлены три класса нормативов:


  • основные пределы доз, приведенные в приложении 14;

  • допустимые уровни монофакторного воздействия (для одного радионуклида, пути поступления или одного вида внешнего облучения), являющиеся производными от основных пределов доз: пределы годового поступления, допустимые среднегодовые объемные активности, среднегодовые удельные активности и другие;

  • контрольные уровни (дозы, уровни, активности, плотности потоков и др.). Их значения учитывают достигнутый на объекте уровень радиационной безопасности и обеспечивают условия, при которых радиационное воздействие будет ниже допустимого.

22. Нормативными правовыми актами установлены следующие основные
гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения в результате
использования источников ионизирующего излучения:

  • для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 Зв или эффективная доза за период жизни (70 лет) — 0,07 Зв;

  • в отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 Зв;

  • для персонала радиационно опасных объектов средняя годовая эффективная доза равна 0,02 Зв или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) — 1 Зв; допустимо облучение в годовой эффективной дозе до 0,05 Зв при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,02 Зв.

23. Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения. Указанные значения пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и
отдельных его органов.

24. В случае радиационных аварий допускается облучение, превышающее установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) в течение определенного промежутка времени и в пределах, определенных санитарными нормами и правилами.

Планируемое облучение персонала группы А выше установленных пределов доз (см. приложение 14) при ликвидации или предотвращении аварии может быть разрешено только в случае необходимости спасения людей и (или) предотвращения их облучения. Планируемое повышенное облучение допускается для мужчин старше 30 лет лишь при их добровольном письменном согласии, после информирования о возможных дозах облучения и риске для здоровья.

25. Планируемое повышенное облучение в эффективной дозе до 100 мЗв в год и эквивалентных дозах не более двукратных значений, приведенных в приложении 14, допускается с разрешения территориальных органов санэпиднадзора, а облучение в эффективной дозе до 200 мЗв в год и четырехкратных значений эквивалентных доз, приведенных в приложении 14, — только с разрешения федерального органа санэпиднадзора.

Повышенное облучение не допускается:


  • для работников, ранее уже облученных в течение года в результате аварии или запланированного повышенного облучения с эффективной дозой 200 мЗв или с эквивалентной дозой, превышающей в четыре раза соответствующие пределы доз, приведенные в приложении 14;

  • для лиц, имеющих медицинские противопоказания для работы с источниками излучения.

Лица, подвергшиеся облучению в эффективной дозе, превышающей J 00 мЗв в течение года, при дальнейшей работе не должны подвергаться облучению в дозе свыше 20 мЗв в год.

Облучение эффективной дозой свыше 200 мЗв в течение года должно рассматриваться как потенциально опасное. Липа, подвергшиеся такому облучению, должны немедленно выводиться из зоны облучения и направляться на медицинское обследование. Последующая работа с источниками излучения этим лицам может быть разрешена только в индивидуальном порядке с учетом их согласия по решению компетентной медицинской комиссии.

Лица, не относящиеся к персоналу, привлекаемые для проведения аварийных и спасательных работ, приравниваются к персоналу группы А, и на них распространяются вышеприведенные положения. Эти лица должны быть обучены (с проверкой знаний) для работы в зоне радиационной аварии и пройти медицинский осмотр.

26. Радиационная безопасность населения достигается путем ограничения воздействия источников ионизирующего излучения. В условиях нормальной эксплуатации источников излучения облучение населения ограничивается путем обеспечения сохранности источников излучения, контроля технологических процессов и ограничения выброса (сброса) радионуклидов в окружающую среду, а также другими мероприятиями на стадии проектирования, эксплуатации и прекращения использования источников излучения.

Для ограничения облучения населения отдельными техногенными источниками излучений федеральным органом санэпиднадзора для них устанавливаются квоты (доли) предела годовой дозы, но так, чтобы сумма квот не превышала пределов доз, указанных в приложении 14.

27. В случае возникновения радиационной аварии должны приниматься практические меры для восстановления контроля над источником излучения и сведения к минимуму доз облучения персонала радиационно опасного объекта и населения, количества облученных лип, радиоактивного загрязнения окружающей среды, экономических и социальных потерь, вызванных радиоактивным загрязнением.

При радиационной аварии или обнаружении радиоактивного загрязнения ограничение облучения осуществляется защитными мероприятиями, применяемыми, как правило, к окружающей среде и (или) к человеку. Эти мероприятия могут приводить к нарушению нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функционирования территории, т.е. являются вмешательством, влекущим за собой не только экономический ущерб, но и неблагоприятное воздействие на здоровье населения, психологическое воздействие на население и неблагоприятное изменение состояния экосистем. Поэтому при принятии решений о характере вмешательства (защитных мероприятиях) следует руководствоваться следующими принципами:


  • предлагаемое вмешательство должно принести обществу и прежде всего облучаемым лицам больше пользы, чем вреда, т.е. уменьшение ущерба в результате снижения дозы должно быть достаточным, чтобы оправдать вред и стоимость вмешательства, включая его социальную стоимость (принцип обоснования вмешательства);

  • форма, масштаб и длительность вмешательства должны быть оптимизированы таким образом, чтобы чистая польза от снижения дозы, т.е. польза от снижения радиационного ущерба за вычетом ущерба, связанного с вмешательством, была бы максимальной (принцип оптимизации вмешательства).

28. Если предполагаемая доза излучения за короткий срок (2 суток) может достичь уровней, при превышении которых возможны клинически определяемые детерминированные эффекты (приложение 15), необходимо срочное вмешательство (меры защиты). При этом вред здоровью от мер защиты не должен превышать пользы здоровью пострадавших от облучения.

При хроническом облучении в течение жизни защитные мероприятия становятся обязательными, если годовые поглощенные дозы превышают значения, приведенные в приложении 16. Превышение этих доз приводит к серьезным детерминированным эффектам.

Общие оптимизированные уровни вмешательства для начала и прекращения временного отселения составляют соответственно 30 мЗв в месяц и 10 мЗв в месяц. Если прогнозируется, что накапливаемая за месяц доза будет находиться выше этих пределов в течение года или двух лет, рассматривается вопрос об отселении людей на постоянное жительство.

29. При радиационной аварии, повлекшей за собой радиоактивное загрязнение обширной территории, на основании контроля и прогноза радиационной обстановки устанавливается зона радиационной аварии. В зоне радиационной аварии проводится контроль радиационной обстановки и осуществляются мероприятия по снижению уровней облучения населения.

Принятие решений о мерах защиты населения в случае крупной радиационной аварии с радиоактивным загрязнением территории проводится на основании сравнения прогнозируемой дозы, предотвращаемой защитным мероприятием, и уровней загрязнения с уровнями А и Б, приведенными в приложениях 17—19.

Если уровень облучения, предотвращаемого защитным мероприятием, не превосходит уровень А, нет необходимости в выполнении мер защиты, связанных с нарушением нормальной жизнедеятельности населения, а также хозяйственного и социального функционирования территории.

Если предотвращаемое защитным мероприятием облучение превосходит уровень А, но не достигает уровня Б, решение о выполнении мер защиты принимается по принципам обоснования и оптимизации с учетом конкретной обстановки и местных условий.

Если уровень облучения, предотвращаемого защитным мероприятием, достигает и превосходит уровень Б, необходимо выполнение соответствующих мер защиты, даже если они связаны с нарушением нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функционирования территории.

На поздних стадиях радиационной аварии, повлекшей за собой загрязнение обширных территорий долгоживущими радионуклидами, решения о защитных мероприятиях принимаются с учетом сложившейся радиационной обстановки и конкретных социально-экономических условий.

1.3. Обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителей радиационно опасных объектов и граждан по обеспечению радиационной защиты населения

30. Организация и ответственность за защиту населения от воздействия источников ионизирующего излучения как при нормальных условиях эксплуатации радиационно опасных объектов, так и при радиационных авариях на них возложены на органы государственной власти, органы местного самоуправления и администрацию радиационно опасных объектов.

Вместе с тем граждане Российской Федерации имеют не только определенные права в области обеспечения радиационной безопасности, но также и обязанности.

31. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области


обеспечения радиационной безопасности населения относятся:


  • определение государственной политики в области обеспечения радиационной безопасности и ее реализация;

  • разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности, контроль за их соблюдением;

  • разработка, утверждение и реализация федеральных программ в области обеспечения радиационной безопасности;

  • определение видов деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения, подлежащих лицензированию;

  • установление порядка определения видов и размеров компенсаций за повышенный риск причинения вреда здоровью граждан и нанесения убытков их имуществу, обусловленных радиационным воздействием;

  • установление порядка возмещения причиненных вреда здоровью граждан и убытков их имуществу в результате радиационной аварии;

  • создание и обеспечение функционирования единой системы государственного управления в области обеспечения радиационной безопасности, в том числе контроля и учета доз облучения населения;

  • регламентация условий жизнедеятельности и особых режимов проживания на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате радиационных аварий;

  • регулирование экспорта и импорта ядерных материалов, радиоактивных веществ и иных источников ионизирующего излучения, а также контроль за осуществлением их экспорта и импорта;

  • осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности и выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации;

  • другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

32. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской
Федерации
в области обеспечения радиационной безопасности населения от
носятся:


  • участие в реализации государственной политики Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности;

  • разработка законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

  • участие в разработке и реализации федеральных программ в области обеспечения радиационной безопасности;

  • разработка, принятие и реализация региональных (территориальных) программ в области обеспечения радиационной безопасности;

  • контроль за радиационной обстановкой на соответствующей территории и учет доз облучения населения;

  • введение особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения;

  • реализация мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на соответствующей территории;

  • организация и проведение оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии;

  • обеспечение условий для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности;

  • проведение государственной политики в области экономического стимулирования деятельности физических и юридических лиц по обеспечению радиационной безопасности;

  • участие в принятии решений о размещении на соответствующей территории организаций, в том числе оборонного назначения, производящих, использующих, перерабатывающих или утилизирующих источники ионизирующего излучения;

  • контроль за ввозом источников ионизирующего излучения на соответствующую территорию, их вывозом за пределы соответствующей территории и их транзитом;

  • информирование населения о радиационной обстановке на соответствующей территории;

  • и другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации.

33. Органы местного самоуправления обязаны:

принимать участие в разработке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности с



учетом требований Федерального закона «О радиационной безопасности населения», ОСПОРБ-99 и НРБ-99;

  • ежегодно обеспечивать проведение работы по оценке состояния радиационной безопасности на подведомственной территории и информировать о ней население;

  • планировать и осуществлять мероприятия по оптимизации системы обеспечения радиационной безопасности населения;

  • создавать, поддерживать и совершенствовать систему быстрого и эффективного реагирования на случай возникновения радиационных аварий на подведомственной и сопредельных территориях;

  • обеспечивать реализацию прав граждан в области радиационной безопасности.

34. Администрация радиационно опасного объекта несет ответственность за радиационную безопасность и обеспечивает:

  • соблюдение требований Федерального закона «О радиационной безопасности населения», законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности, ОСПОРБ-99, НРБ-99;

  • получение лицензии на проведение работ с источниками излучения и санитарно-эпидемиологического заключения на выпускаемую продукцию, содержащую источники излучения;

  • разработку контрольных уровней воздействия радиационных факторов на объекте и в зоне наблюдения с целью закрепления достигнутого уровня радиационной безопасности, а также плана (инструкции) обеспечения радиационной безопасности;

  • определение перечня лиц, относящихся к персоналу групп А и Б;

  • создание условий работы с источниками излучения, соответствующие правилам по охране труда, технике безопасности, другим санитарным нормам и правилам, действие которых распространяется на данный радиационно опасный объект;

  • планирование и осуществление мероприятий по обеспечению и совершенствованию радиационной безопасности на объекте;

  • систематический контроль радиационной безопасности на рабочих местах, в помещениях, на территории объекта, в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ;

  • контроль и учет индивидуальных доз облучения персонала;

  • регулярное информирование персонала объекта об уровнях излучения на рабочих местах и о величине полученных им индивидуальных доз облучения;

  • подготовку и аттестацию по вопросам обеспечения радиационной безопасности руководителей и исполнителей работ, специалистов служб радиационной безопасности, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками излучения;

  • проведение инструктажа и проверку знаний персонала объекта в области радиационной безопасности;

  • проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров персонала объекта;

  • ежегодное в установленные сроки представление заполненного радиационно-гигиенического паспорта объекта;

  • своевременное информирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, о возникновении аварийной ситуации или аварии;

  • выполнение постановлений и предписаний должностных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.

35. Персонал, работающий с источниками излучения (группа А), обязан:

  • знать и строго выполнять требования по обеспечению радиационной безопасности, установленные санитарными правилами, инструкциями по радиационной безопасности и должностными инструкциями;

  • использовать в предусмотренных случаях средства индивидуальной защиты;

  • выполнять установленные требования по предупреждению радиационной аварии и правила поведения в случае ее возникновения;

  • своевременно проходить периодические медицинские осмотры и выполнять рекомендации медицинской комиссии;

  • обо всех обнаруженных неисправностях в работе установок, приборов и аппаратов, являющихся источниками излучения, немедленно ставить в известность руководителя (цеха, участка, лаборатории и т.п.) и службу радиационной безопасности (лицо, ответственное за радиационную безопасность);

  • выполнять указания службы радиационной безопасности, касающиеся обеспечения радиационной безопасности при выполнении работ;

  • по окончании смены покинуть свои рабочие места, если дальнейшее пребывание там не диктуется производственной необходимостью.

36. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, обязаны соблюдать законодательные требования по обеспечению радиационной безопасности и выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению радиационной безопасности в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О радиационной безопасностинаселения».

Каталог: upload -> site75 -> document file
document file -> Статья 30 Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
document file -> Организация проверок и производство дознания органами государственного пожарного надзора по фактам пожаров в лесах на территории Амурской области
document file -> Организация проверок и производство дознания органами государственного пожарного надзора по фактам пожаров в лесах на территории Амурской области
document file -> При авариях на железнодорожных и автомобильных ма-гистралях, связанных с транспортировкой ахов, опас-ная зона устанавливается в радиусе 200 м от места ава-рии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




База данных защищена авторским правом ©www.vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница