Методические рекомендации «Современные образовательные технологии и эффективные методы преподавания русского языка как иностранного»



страница1/6
Дата20.01.2018
Размер0.61 Mb.
#9345
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6

Методические рекомендации

«Современные образовательные технологии и эффективные методы преподавания русского языка как иностранного»
Методическое издание содержит комплекс кратких предложений и указаний по внедрению в практику преподавания русского языка как иностранного современных эффективных технологий, методов и форм обучения.


Оглавление


ВВЕДЕНИЕ 3

§ 1. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ 5

РУССКОГО ЯЗЫКАК КАК ИНОСТРАННОГО 5

§ 2. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ 9

§ 4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО 16

4.1. Интернет-ресурсы как средство получения информации 16

4.2. Интернет-ресурсы как средство коммуникации 18

4.3. Интернет-ресурсы как средство обучения 22

4.3.1. Обучающие ресурсы Интернета 23

4.3.3. Сетевые инструментальные оболочки и 28

сетевые прикладные средства 28

Краткий обзор блоков электронного курса 30

ЛИТЕРАТУРА 35


ВВЕДЕНИЕ


В методических рекомендациях «Современные образовательные технологии и эффективные методы преподавания русского языка как иностранного» представлены технологии обучения, которые могут быть использованы на практических занятиях по аудированию, говорению, чтению, письму и развитию речи в группах иностранных студентов и слушателей разных уровней обучения.

Конечная цель – использование современных технологий для формирование коммуникативной и социокультурной компетенций иностранных студентов и слушателей на занятиях по русскому языку как иностранному (РКИ).



Современное образование осуществляется в новых информационно-коммуникационных условиях, что имеет как свои плюсы (расширение дидактических возможностей средств и технологий обучения), так и минусы (недостаточный уровень ИКТ-компетенций у преподавателя РКИ; нехватка методических разработок по обучению РКИ в цифровом формате; недостаток информационных ресурсов, простых в применении и доступных для использования; недостаточная сформированность информационно-обучающей среды в разных образовательных учреждениях и др.).

Авторы методических рекомендаций предлагают описание некоторых технологий, обращение к которым поможет преподавателям РКИ:

  • проектная и экскурсионная деятельность;

  • ролевые игры;

  • интернет-технологии.

Обучение с применением новых технологий, в том числе и информационных, позволяет рационализировать учебную деятельность, по-разному структурировать учебный материал, создать систему эффективных приёмов обучения, адаптировать учебный материал под индивидуальные возможности студента, формируя таким образом его индивидуальную образовательную траекторию.

Предлагая данные методические рекомендации, мы учитываем возможности новой образовательной среды:

  • моделировать реальные речевые ситуации с помощью мультимедиа (графики, анимации, видео, аудио);

  • создавать различные электронные обучающие материалы;

  • обеспечивать полноценную самостоятельную работу учащихся в индивидуальном режиме на всех этапах обучения (возможность выбора – уровня сложности и объема изучаемого материал, времени на выполнение заданий и др.);

  • организовывать общение на изучаемом языке в ситуации отсутствия языковой среды;

  • осуществлять гибкое управление учебным процессом;

  • организовывать дистанционное обучение языку с использованием различных моделей.

Данные методические рекомендации предназначены для преподавателей РКИ, работающих как в России, так и за рубежом.

Авторы сделали попытку собрать и адаптировать материал (на бумажных носителях, сетевые ресурсы), предназначенные для обучения инофонов с разным уровнем владения русским языком.

§ 1. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ

РУССКОГО ЯЗЫКАК КАК ИНОСТРАННОГО

В методике проектного обучения принято выделять 7 основных этапов работы над проектом:



  • организационно-установочный;

  • выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;

  • обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся;

  • структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов;

  • работа над проектом;

  • подведение итогов, оформление результатов;

  • презентация проекта.

Остановимся подробнее на каждом из этапов.

  1. Организационно-установочный

На этом этапе учитывается сложившаяся типология проектов по следующим основаниям:

  1. доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

  2. предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект;

  3. характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов);

  4. характер контактов (среди участников одной группы, одного вуза, города, одной страны, разных стран мира);

  5. количество участников проекта;

  6. продолжительность проекта.

На этом этапе определяются темы курса или разделы, которые будут «вынесены на проектирование». Например, в курсе «Страноведение» таковыми могут быть:

Географическое положение и природные особенности.

Россия и россияне.

Основные этапы исторического развития России.

Политическая система Российской Федерации.

Экономика России.

Население. Социальная сфера.

Культура России.

Религия и церковь в России.

2. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта

Прежде чем начнется работа над проектом, с исполнителями нужно обсудить следующие вопросы:



  • Для чего создается данный проект?

  • Как в дальнейшем будет использоваться данный проект?

 Ответы на эти вопросы помогут участникам проекта понять и сформулировать идею и цель проекта. Затем следует обсудить задачи, которые необходимо будет решить в ходе выполнения проекта. Типичными и наиболее важными задачами при выполнении большинства проектов являются:

    • поиск и изучение информации, необходимой для выполнения проекта;

    • материально-техническое обеспечение выполнения проекта.

В качестве примера приведем описание реализованного проекта «Русская культура и Олимпиада Сочи-2014».

Его цель проекта была сформулирована следующим образом: выявить, о каких явлениях культуры России было важно рассказать на церемонии открытия Олимпиады, в шоу «Сны о России», и почему.

Задачи:


  1. определить, какие явления культуры и деятели культуры были названы в шоу «Сны о России»;

  2. подготовить сообщение об одном явлении культуры или деятеле культуры (с презентацией);

  3. сделать вывод о ценностных установках авторов анализируемого видеоматериала и их соотношение с культурными ценностями России.

Этот проект создавался для изучения системы культурных ценностей, существующей в России. Результаты его можно использовать в практике преподавания русского языка как иностранного как в России, так и тех странах, где будут работать преподавателями участники проекта.

3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся

В процессе работы студенты определяют



  • цели и задачи каждого участника проекта;

  • планируют деятельность каждого участника;

  • корректируют деятельность с учетом промежуточных результатов;

  • оценивают процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

При подготовке проекта «Русская культура и Олимпиада Сочи-2014» студенты определили, кто будет готовить теоретический материал о системе ценностей России, кто расскажет о тех явлениях, которые названы в фильме «Алфавит» (был показан на церемонии открытия 7.02.2014), кто будет готовить презентацию, кто ее представит.

4. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов.

На данном этапе студенты готовят примерный план изложения своего раздела. Затем обсуждают и согласовывают планы.

При подготовке проекта «Русская культура и Олимпиада Сочи-2014» студенты посмотрели первую часть  церемонии открытия Олимпиады, которая называется «Алфавит», составили и заполнили таблицу и определили, о каких явлениях культуры или о каких деятелях культуры России они будут рассказывать.

Ниже приведена таблица, по которой студенты работали на этом этапе. В качестве примера планирования приведена строка с буквой А. Остальные части заполняли студенты, определяя, что им известно, а о чем хочется узнать и рассказать.




А Азбука

Слово азбука начинается с буквы а.

А – первая буква.

Азбука – первая книга, с помощью которой дети учат буквы и учатся читать.

В фильме мы видим Кирилла и Мефодия – это великие учителя славян, которые создали первые книги на славянском языке.



Б Байкáл




В Вертолёт Сико́рского




Г Гагáрин




Д Достоéвский




Е Екатерúна Вторая




Ё «Ёжик в тумане»




Ж Жуко́вский




З Зерноубо́рочная машина




И Импéрия




Й Чайкóвский




К Канди́нский




Л Лунохóд




М Мале́вич




Н Набо́ков




О Орбита́льная станция




П Периодúческая таблица




Р Русский балéт




С Спýтник.




Т Толстóй. Телевúдение




У Уша́нка




Ф Фишт




Х Хохлома́




Ц Циолко́вский




Ч Чéхов




Ш Шага́л




Щ Щу́сев




Ъ Пýшкин




Ы Мы




Ь Любóвь




Э Эйзенште́йн




Ю Парашют




Я Россия





5. Работа над проектом

На этом этапе ведется работа по реализации поставленных задач.

Например, студенты подбирают материал, готовят сообщения о Кирилле и Мефодии, И.И. Сикорском, К.Малевиче и т.д., готовят презентации по выбранной теме и устные выступления.

6. Подведение итогов, оформление результатов

На данном этапе осуществляется анализ результатов деятельности исполнителей проекта с точки зрения его цели и задач, выявляются недоработки, намечаются пути устранения выявленных недостатков, а также готовится общая презентация в электронном виде и в виде доклада с иллюстративным материалом.



7.  Презентация проекта

Презентация проекта происходит в форме доклада на конференции или в форме защиты на специальном заседании.




Каталог: static -> 000 -> 000
000 -> Памятка для слушателя. Обучающие курсы «Web-пространство для людей «серебряного возраста»
000 -> Начало работы
000 -> Памятка для слушателя. Обучающие курсы «Web-пространство для людей «серебряного возраста»
000 -> Аура и биоэнергетика, методики видения ауры Энергетическое поле человека
000 -> О компании. Торговая марка keyra cosmetics производится в Барселоне на фабрике hipertin. С 1944 года фабрика hipertin выпускает профессиональную косметику для
000 -> Ремонт компьютеров и ноутбуков в Урюпинске и районе. Компьютеры
000 -> Теория циркуляции энергии в организме
000 -> Сам Себе Доктор. Лечебная пирамида
000 -> Лабораторная работа № Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6




База данных защищена авторским правом ©www.vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница