Область применения



Скачать 419.86 Kb.
страница1/2
Дата17.02.2019
Размер419.86 Kb.
#72905
  1   2



Область применения


Рекомендации настоящей методики распространя-







ются на проведение испытаний и проверок реле макси-







мальных токовых защит (реле тока), промежуточных







реле и указательных реле, применяемых в схемах защит







электроустановок всех типов, напряжений и систем.







Электромагнитные реле тока и напряжения ис-







пользуются в устройствах защиты, сигнализации и ав-







томатики в качестве элементов, реагирующих на пре-







вышение (или снижение) заданного тока или напряже-







ния в определенных участках (элементах) электрических







установок.







Кроме электромагнитных реле тока в схемах защит

Рисунок 1. Промежуточное реле




часто применяются индукционные токовые реле. Осо-

РЭП.




бенностью индукционных реле серии РТ является соче-







тание в них двух видов защиты: токовой отсечки мгно-







венного действия и чувствительной токовой защиты с







зависящей от тока выдержкой времени. Реле могут рабо-







тать только на переменном токе. Реле РТ-85, РТ-86 и РТ-







95 могут работать в схемах защит на оперативном пере-







менном токе. В последнее время механические реле ус-







тупают место электронным реле. На рисунке 2 представ-







лен внешний вид реле контроля фаз типа РСН25 на элек-







тронной базе.







Реле времени используются в схемах защит автома-







тики и сигнализации для создания регулируемой вы-







держки времени (замедления) в подаче исполнительной







команды после получения управляющего сигнала. У реле







с механическим замедлением переключение исполни-

Рисунок 2. Реле контроля фаз.




тельных органов-контактов производит часовой меха-




низм или электродвигатель с редуктором.







Промежуточные реле используются для размножения контактов реле защит, вспомогатель-ных контактов коммутационных аппаратов, для усиления (увеличения мощности) контактов уст-ройств релейных защит, для фиксации или увеличения длительности кратковременного сигнала. Реле различаются по напряжению или току, по наличию удерживающих обмоток, по потребляемой мощности срабатывания, мощности (коммутационной способно-сти) и количеству контактов, по времени (скорости)
срабатывания и возврата. На рисунке 1 представлено промежуточное реле РЭП – малогабаритное промежу-точное реле.

Сигнальные реле. В устройствах релейной защиты

Рисунок 3. Указательные реле.




и автоматики для фиксации и последующей расшиф-










ровки происшедших автоматических операций применяют специальные сигнальные устройства (указатели ). Срабатывание указателя фиксируется выпадением сигнального флажка, а в некото-рых типах - и замыканием его контактов. Указатели имеют лишь ручной возврат. Время срабаты-вания сигнальных реле - не более 0,05 с. На рисунке 3 представлен внешний вид указательного
2

реле типа РПУ 12.

Все реле в схемах релейных защит подвергаются проверке в соответствии с режимами об-служивания и в установленном объёме. Под режимами обслуживания релейных защит подразу-мевается следующее: режим «Н» - наладка перед первым включением; режим «К1» - первый профилактический контроль; режим «В» - профилактическое восстановление ; режим «К» - про-филактический контроль; режим «О» - осмотр релейной защиты. Каждый из режимов обслужи-вания включает в себя определённый объём работы по проверке реле и релейной защиты в це-лом.

Объект испытания.

После проведения проверки токовых цепей релейной защиты в соответствии с «Методикой проведения испытаний вторичных цепей трансформаторов тока устройств релейных защит и учё-та».


Работа по проверке и испытанию устройств защит начинается с анализа проектных и ис-полнительных схем. Работа с документацией обязательна так как в процессе эксплуатации в схе-мах релейных защит вносятся изменения и дополнения, которые отражаются в схемах.
При производстве испытаний проверяется работоспособность схемы, отсутствие обходных цепей, соответствие проекта типовым решениям, руководящим и директивным указаниям, соот-ветствие монтажа проекту или исполнительным схемам, правильность комплектации оборудова-ния (реле, сигнальных ламп, кнопок, переключателей, резисторов и т. п.), а также состояние изо-ляции цепей в целом.
В отдельных случаях, когда проектные уставки срабатывания не соответствуют конкрет-ным условиям эксплуатации возникает необходимость в замене реле. Поэтому до начала прове-рок реле необходимо уже иметь уставки, утвержденные местной или центральной службой ре-лейной защиты, автоматики и измерения МСРЗАИ или ЦСРЗАИ.
У всех реле производится осмотр целости корпуса, стекол, проверяется крепление деталей, качество паек, чистота контактов. Подвижные части реле должны легко перемещаться в подшип-никах и подпятниках , легко поворачиваться и возвращаться пружиной на место, отдельные витки пружины не должны соприкасаться. У реле проверяется ток или напряжение срабатывания и воз-врата, мегаомметром на 1000 В измеряется сопротивление изоляции токоведущих частей относи-тельно корпуса реле и напряжением 1000 В переменного тока производится испытание изоляции. У ряда реле, где это будет оговорено, производятся и другие специальные испытания. Испытание изоляции повышенным напряжением допустимо производить совместно с испытанием вторич-ных цепей.
Разборка роле производится лишь в исключительных случаях, когда требуется ремонт (за-мена деталей, удаление грязи, ржавчины); смазка деталей реле не производится. Скрытые дефек-ты обнаруживаются электрическими испытаниями по отклонению различных показателей от нормальных, которые приведены ниже или в заводских инструкциях.
Проверяются и регулируются вспомогательные контакты коммутационных аппаратов-выключателей, разъединителей, магнитных пускателей и т. п. Вспомогательные контакты обычно связаны механически с приводами или непосредственно с аппаратами, и их положение должно отражать положение основного коммутационного аппарата (у воздушных выключателей пере-ключение вспомогательных контактов производится пневматически, одновременно с переключе-нием самого выключателя).
Вспомогательные контакты должны обеспечивать: надежный разрыв вторичной цепи (зазор не менее 4-5 мм); надежное замыкание цепи (вжим - “провал” - не менее 1,5-2 мм); у масляных
3

выключателей - размыкание цепи включения выключателя (размыкающие контакты) в конце операции включения, а размыкание контактов в цепи отключения (замыкающие контакты) долж-но происходить в начале операции отключения выключателя. Если количество цепей вспомога-тельных контактов недостаточно, тогда один или, для надежности, два контакта подключаются к промежуточным реле-повторителям, которые являются размножителями вспомогательных кон-тактов. Реле-повторители помещаются вблизи основных устройств защит или автоматики и тем самым позволяют экономить в сложных устройствах кабельные линии


Определяемые характеристики.
Проверка реле внешним осмотром.
Производится при вводе в эксплуатацию (режим проверки защиты «Н»), первом профилак-тическом контроле (режим проверки защиты «К1»), профилактическом восстановлении (режим проверки защиты (В) и при техническом контроле (режим проверки защиты «К»). При проведе-нии технического осмотра устройств релейной защиты (режим проверки защиты «О») внешний осмотр производится только в пределах релейных шкафов и панелей без вскрытия крышек реле, без осмотра внутренних частей аппаратов и устройств.
Внешний осмотр включат в себя: осмотр целости корпуса, стекол, проверяется крепление деталей, качество паек , чистота контактов, проверка и регулировка механической части реле. Подвижные части реле должны легко перемещаться в подшипниках и подпятниках, легко пово-рачиваться и возвращаться пружиной на место , отдельные витки пружины не должны соприка-саться. Контактные группы реле и отдельные контакты проверяются на соприкосновение для обеспечения надёжного контакта.
В случае обнаружения в процессе внешнего осмотра дефектных деталей (ржавые тяги или пружины, деформированные контактные группа и контакты, дефекты пайки и видимые обрывы катушек реле и другие дефекты) реле не разбирается, а заменяется новым.
Проверка сопротивления изоляции реле.
Сопротивление изоляции реле в отдельности проверяется только в случае необходимости замены – при этом проверяется сопротивление изоляции нового реле, которое готовится на заме-ну. В этом случае объединяются все контакты реле и проверяется сопротивление изоляции объе-динённой группы на металлические части реле. Также проверяется сопротивление изоляции кон-тактной группы по отношению к токовым или напряженческим катушкам реле (в зависимости от типа реле).

Во всех остальных случаях проверка сопротивления изоляции реле производится со всеми цепями устройства релейной защит – проверка сопротивления изоляции схемы в сборе.


Проверка электрических характеристик реле и уставок.
Электрические характеристики реле проверяются во всех режимах технического обслужи-вания устройств релейной защиты, за исключением режима обслуживания типа «О».

У реле тока и реле напряжения проверяется токи срабатывания и отпускания реле на рабо-чей уставке с определением коэффициента возврата реле. При необходимости (если во время ра-боты оперативный персонал производит изменение уставок самостоятельно) реле необходимо проверить по всей шкале – регулировка работы реле по шкале. При этом на каждом значении то-ка срабатывания по шкале производится проверка тока срабатывания и отпускания, а при необ-ходимости производится регулировка реле для максимального соответствия уставок по указате-


4

лям шкалы реле.

У промежуточных реле и указательных производится проверка напряжения срабатывания реле и напряжение отпускания. Если указательное реле работает по току – производится провер-ка тока срабатывания реле.

Условия испытаний и измерений
Испытание производят при температуре окружающей среды не ниже +10оС. Вторичные це-пи должны быть полностью собраны - подключены все реле, счётчики и приборы.
Влажность окружающего воздуха имеет значение при проведении высоковольтных испыта-ний обмоток, т.к. конденсат на вторичных клеммах и зажимах может привести к пробою изоля-ции и, соответственно, к выходу из строя оборудования (как испытательного, так и испытуемо-го).
Все вторичные устройства (провода, клеммы, реле и т.д.) должны быть очищены от пыли, грязи, избыточную влагу и конденсат удаляется, ячейка (шкаф) просушивается.

Атмосферное давление особого влияние на качество проводимых испытаний не оказывает, но фиксируется для занесения данных в протокол.




Средства измерений.
Измерение сопротивления изоляции производят мегаомметрами на напряжение 1000В. Испытание повышенным напряжением промышленной частоты производят с помощью различ-ных установок, которые состоят из следующих элементов: испытательного трансформатора , ре-гулирующего устройства, контрольно-измерительной и защитной аппаратуры. В настоящее вре-мя выпускаются установки для проведения испытаний повышенным напряжением промышлен-ной частоты: Т/3000 и другие. Установки способны произвести полноценное испытание вторич-ных цепей как повышенным напряжением, так и проверку первичным током.
Для проверки обтекаемости токовых цепей используют современные установки типа РЕ-ТОМ-11 или аналогичные. Для измерения вторичных токов и снятия векторных диаграмм удоб-но применять приборы типа ПАРМА ВАФ или РЕТОМЕТР
Все приборы должны быть поверены, а испытательные установки аттестованы в соответ-ствующих государственных органах (ЦСМ).


Порядок проведения испытаний и измерений.
Проверка внешним осмотром.
Внешний осмотр реле и аппаратуры релейной защиты производится со вскрытием крышек реле и осмотром механической части реле.
Реле тока РТ40 и реле напряжения типа РН. Ревизия механической части. Якорь реле должен перемещаться от руки свободно, без заметного трения, люфт по оси должен быть в пре-делах 0,2-0,3 мм (на глаз). При необходимости люфт можно регулировать, освободив цапфу.
Полка лепестка якоря в притянутом состоянии должна образовывать одинаковый зазор, без перекосов, около 0,6 мм. Положение якоря в зазоре регулируется упорным винтом, а величина и
5



Рисунок 4. Регулировка контактной группы реле.


равномерность зазора - перемещением магнитопровода при отпущенных кре-пежных винтах. При всех положениях указателя уставки пружина должна чет-ко возвращать якорь в исходное состоя-ние после отпускания якоря рукой из любого положения. Верхний и нижний неподвижные контакты должны лежать в одной плоскости и должны быть па-раллельными. Проверяют затяжку гаек крепления неподвижных контактов к пластмассовой колодке. При этом от-верткой удерживают крепежные винты во избежание смещения контактов.


Подвижный контакт должен от руки свободно качаться вокруг оси. Суммарный воздушный зазор между пластинами неподвижного контакта и мостиком подвижного контакта в край-них положениях якоря должен состав-лять 2-2,5 мм.
Проверяют, чтобы упорные винты, ограничивающие поворот якоря, не препятствовали вхождению полок якоря под полюсы, при этом подвижный контакт не должен задевать за торец неподвижного контакта при замыкании цепи, а также не должны доходить до края серебряных напаек неподвижного контакта в конце хода якоря на 1,5-2 мм ( рис. 4). Точка касания подвижно-го контакта с неподвижным должна находиться на расстоянии 1-1,5 мм от края посеребренной части неподвижного контакта, совместный ход (скольжение по неподвижному контакту ) состав-ляет 1-1,5 мм. Прогиб (“провал”) неподвижных контактов при замыкании (при крайних положе-ниях якоря) должен быть не менее 0,3 мм.
Если заводская регулировка нарушена, то ее следует достигнуть либо смещением непод-вижного контакта в пазу пластмассовой колодки, либо подгибанием его. Упорные винты якоря вращать до электрических испытаний не следует, так как это может изменить коэффициент воз-врата и вывести реле из шкалы уставок.

Впереди и позади пружинящих пластин неподвижного контакта имеются упоры, ограничи-вающие вибрацию контактов. Передний упор (со стороны неподвижного контакта) должен иметь зазор, просматриваемый на свет, а задний - несколько больший, но такой, чтобы пружина непод-вижного контакта касалась упора лишь в конце поворота якоря при провале контакта.


Чистят контакты чистой тряпочкой, специально изготовленной деревянной палочкой изго-товленной из дерева без а в необходимых случаях - острым лезвием ножа, надфилем с мелкой насечкой (воронилом), но так чтобы не повредить серебряный защитный слой.
Осматривают состояние и крепление резисторов, полупроводниковых элементов, конденса-торов. Пинцетом проверяют качество пайки электрических контактов.
Индукционные реле тока типа РТ-80, РТ-90. Ревизия механической части. Винт уставки тока срабатывания (переключения отпаек электромагнита) должен завинчиваться до конца без проворачивания во всех гнездах, плотно прилегая плоскостью головки к металлической планке. Регулировочный винт уставки отсечки должен хорошо тормозиться упорной пластиной. Рамка должна свободно качаться и иметь вертикальный люфт около 1 мм , а диск должен легко вра-щаться, имея люфт в подпятниках 0,3-0,5 мм. При вращении диска должен быть равномерный

6

зазор не менее 0,3 мм между диском и полюсами постоянного магнита и электромагнита. Якорь элемента отсечки должен поворачиваться без заеданий ( люфт в осевом направлении 0,1-0,2 мм), а правый конец его должен при срабатывании прилегать всей плоскостью среза к основному маг-нитопроводу.

Проверяется свободное вращение сектора и зацепление червяка диска с сектором при пово-роте рамки с диском от руки при любом положении поводка, регулирующего время срабатыва-ния (при любой уставке времени срабатывания). Проверяется чистота контактов и расстояние между подвижными и неподвижными контактами. Расстояние в разомкнутом состоянии должно составлять 2-3 мм, а для сигнальных контактов - не менее 1,5 мм. Провал контактов 0,8-1 мм.


Реле времени типа РВ, ЭВ и другие с часовыми механизмами. При ревизии механиче-
ской части проверяется ход плунжера (якоря) электромагнита. Плунжер должен иметь попереч-ный люфт 0,3-0,6 мм, хорошо полированные поверхности его не должны иметь следов коррозии. После нажатия на плунжер часовой механизм должен доводить стрелку с подвижным контактом до максимальной уставки (при соответствующем положении упорного неподвижного контакта) и замыкать неподвижные контакты. Подвижный контакт должен одновременно касаться серебря-ных напаек обеих пластин неподвижного контакта, не касаясь при этом самих пластин и обеспе-чивая прогиб их (провал) не менее чем на 0,7-1 мм.
Подвижная пластина мгновенного переключающего контакта должна быть прямой, при ка-сании размыкающего контакта она должна прогибаться в среднем на 0,5 мм , при замыкании за-мыкающего контакта - на 1-2 мм. Зазор между неподвижным и подвижным контактами должен быть около 2,5 мм, а у реле, работающих с ВУ-200, - 1,5 мм . При медленном опускании плунже-ра часовой механизм вместе со стрелкой должен вернуться в исходное положение.
Промежуточные реле. При ревизии реле проверяется ход подвижных частей, исправность пружин, чистота контактных поверхностей, соответствие контактов проекту (при повторных проверках в режимах обслуживания «В», «К1» и «К» производится только осмотр контактов и регулировка механической части при необходимости). Многие реле требуют изменения контакт-ных групп, т. е. преобразование замыкающих контактов в размыкающие или наоборот. Конст-рукции реле типов РП-23, РП-24 и серий РП-40, РП-250, РЭВ позволяют легко это осуществлять


  • помощью перестановки элементов.

    • нормально отрегулированных реле замыкание всех замыкающих и размыкание всех раз-мыкающих контактов должно происходить соответственно одновременно.

Часто, для обеспечения специальных режимов работы схемы или для получения опреде-ленных выдержек времени при срабатывании или повышенного коэффициента возврата допус-каются отклонения от приведенных данных. Так, раствор контактов в цепи демпферных обмоток можно уменьшить до 1-1,5 мм для того, чтобы было более надежным демпфирование; для полу-чения безобрывного переключения цепей требуется уменьшить раствор в замыкающем и увели-чить провал в размыкающем контакте, так чтобы провал был больше раствора соответствующих контактов. В нормальных случаях регулировочные данные контактных групп промежуточных реле представлены в таблице 1.


Таблица 1 Нормальная регулировка магнитных систем и контактов промежуточных реле





Зазоры якоря, мм




Контакты, мм

Давление замк-




Тип реле

якорь от-

якорь

раствор




провал

нутых контак-







пущен

подтянут




тов, Н (г)




РП-23-РП-26,

1,6-2,2

≤0,4

2,5-3




0,6-1,0

≥0,12 (12)













7















РП-232-РП-233



















РП-251,



















РП-254,

2,4-2,5

0,2

2,5-3

≥0,5

≥0,15 (15)




РП-255



















РП-252, РП-256

2,4-2,5

0,05

2,5-3

≥0,5

≥0,15 (15)




РП-253

≤2

0,2

2

≥0,5

≥0,15 (15)




РП-211, РП-215

≥1

≥0,25

≥1

0,5-0,5

≥0,05 (5)




РП-212,



















РП-213,

≥1

≥0,25

≥1

0,3-0,4

≥0,03 (3)




РП-214



















ЭП-1

≥0,5

-

0,5

-

-




МКУ-48, ПЭ-6

2,5-2,8

0,5

2-3

-

-




РЭВ

-

-

3-4

1,5

-




РП-221,

1 + не-

0,05 + не-







≥0,05 (5)




РП-222,







(неподви- жно-




маг- нит-

магнит-

1

0,2-0,3




РП-223,

го контакта на




ная пла-

ная пла-




РП-224,







упорную пла-




стина

стина










РП-225







стину - 20)


















Поскольку у этих реле времена замыкания (размыкания) контактов при срабатывании и ре-гулировка этих времен связаны с регулировкой напряжения или тока срабатывания, необходимо все измерения производить после регулировки контактных групп в следующей последовательно-сти: сначала проверяется напряжение (ток) срабатывания, затем измеряются и регулируются времена замыкания (размыкания) контактов, потом снова проверяются напряжение (ток) сраба-тывания и возврата. Если получаются удовлетворительные результаты, то реле включается в ра-бочую схему.


При значительных отклонениях в регулировке зазоров и контактов от нормы (см. таблицу 1) или при увеличении времен возврата реле отключающие способности контактов реле ухудша-ются. Поэтому после окончательной регулировки проверяют работу реле в схеме при включении и отключении нормальной рабочей нагрузки. При заметных искрениях и подгораниях контактов следует разгрузить контакты (отключить часть нагрузки, ввести дополнительное промежуточное реле, установить искрогасительный контур) либо перерегулировать реле; если возможно, то сле-дует включить два-три контакта последовательно

Проверка сопротивления изоляции реле.
Измерение сопротивления изоляции производится на отдельных реле только в случае проверки и регулировки их перед установкой в общую схему защиты или на панель защиты. Если проверяется сопротивление изоляции реле в схеме, то реле не выводится из схемы, а проверка сопротивления изоляции производится в целом.

Проверка электрических характеристик реле и уставок

Скачать 419.86 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©www.vossta.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница