Профилактика суицидального поведения
среди несовершеннолетних
В современном обществе все в большей степени наблюдается социальное расслоение в обществе. При этом отсутствие действенных механизмов, которые способны обеспечить равный старт и продвижение каждого человека на основе его способностей и таланта, приводит к росту социального напряжения, озлобленности и конфликтности, обострению межнациональных отношений.
Стремительное развитие информационно-коммуникативных технологий создало условия для незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащего материалы с детской порнографией, изготовлением и распространением наркотических и психоактивных веществ и посвященных суицидам. Пример тому распространение информации среди подростков про группы в социальных сетях суицидальной направленности со следующим названием (Киты плывут вверх, разбуди меня в 4.20, f57, f58, Тихийдом, море китов, 50 дней до моего…,), так сказать новый тренд среди молодежи, как говорят Дети «покупают» свою смерть. Приобретая приложение или вступая в группу в ВК за ними закрепляется человек который следит за выполнением заданий, последним этапом игры является суицид.
На этом фоне все в большей степени наблюдаются процессы ослабления роли семьи как фундаментального общественного института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга и отдыха.
В результате этих и других факторов растут или ослабляются стабильно высокие асоциальные проявления: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявления суицидального поведения.
В соответствии со статистическими данными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2015 году было зафиксировано 68 суицидальных попыток среди несовершеннолетних, что составило 17,5 на 100 тыс. детского населения (0-17 лет), из них количество завершенных суицидов-7. В 2016* году 97 суицидальных попыток – 25 на 100 тыс. детского населения (0-17 лет), из них 8 завершенных суицидальных попыток. Темп прироста суицидальных попыток среди несовершеннолетних, анализируя 2015 и 2016 год, составил плюс 42,9%. *показатели за 2016 год являются предварительными, проводится сверка данных показателей.
Если проанализировать показатели суицидальных попыток среди несовершеннолетних по муниципальным образованиям можно отметить территории с положительным показателем прироста за анализируемый период 2015-2016 год, это такие территории как Кондинский район (2015-1, 2016-3), Нефтеюганский район (2015-2, 2016-5), Сургутский район (2015-2, 2016-3), Ханты-Мансийский район (2015-0, 2016-1), г. Когалым (2015-2, 2016-3), г. Покачи (2015-0, 2016-6), г. Пыт-Ях (2015-0, 2016-1), г. Радужный (2015-2, 2016-3), г. Югорск (2015-0, 2016-2), г. Нефтеюганс (2015-6, 2016-7), г. Нижневартовск (2015-12, 2016- 22), г. Сургут (2015-13, 2016-23), г. Ханты-Мансийск (2015-6, 2016-7).
Так же хочется отметить территории, на которых за анализируемый период не зафиксированы суицидальные попытки среди несовершеннолетних, - это Нижневартовский район, Белоярский район, г. Лангепас.
Если рассматривать показатели суицидальных попыток по гендерному типу на территории автономного округа, то складывается следующая картина. В 2015 году из 68 суицидальных попыток 55 (81%) попыток совершенно девочками, а 13 (19%) мальчиками. В 2016 года из 97 суицидальных попыток, 68 (70%) попытки совершены девочками и 29 (30%) попыток мальчиками. Таким образом, количество суицидальных попыток среди девочек преобладает.
По формам суицидальных попыток в 2015 году составило: 31 случаев (45%) отравление медикаментами, 27 случай (40%) преднамеренное самоповреждение, 6 случаев (9%) через повешенье, 4 случая (6%) падение с высоты. В 2016 году 54 случаев (55%) отравление медикаментами, 33 (34%) случаев преднамеренное самоповреждение, 9 случаев (9%) повешенье, 1 случай (1%) падение с высоты.
Решение проблемы предупреждения и профилактики суицидального поведения детей, в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации, употребления психоактивных веществ и жестокого обращения с детьми требует комплексного подхода и невозможно без активного участия педагогических работников и родителей (законных представителей).
При соответствующей подготовке родителей (законных представителей), совместно с педагогическими работниками, работающими в том числе и с детьми, оказывающимся в трудной жизненной ситуации, могут и должны стать наиболее активными субъектами профилактики суицидального поведения, употребления психоактивными веществами и жестокого обращения с детьми в детской подростковой среде.
Российская Федерация активно интегрируется в стремительно глобализирующееся мировое образовательное пространство с соответствующим переходом на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми.
Одновременно, многие родители (законные представители), которые ответственно относятся к выполнению своих родительских обязанностей, не обладают достаточными знаниями о критериях здоровья, о причинах, признаках, последствиях, способах своевременного выявления и предупреждения различных форм аддиктивного поведения у детей и подростков, в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также жестокого обращения с детьми.
В этой связи возникает необходимость реализации дополнительных мер, направленных на повышение уровня компетентности и осведомленности родителей и педагогических работников, работающих в том числе с детьми, оказывающимся в трудной жизненной ситуации, по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ и жестокого обращения с детьми.
Одной из таких мер должно стать целенаправленное и систематическое обучение педагогических работников, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также родителей (законных представителей) детей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ и жестокого обращения с детьми.
Основной целью организации обучения педагогических работников, работающих с детьми находящимися в трудной жизненной ситуации, а так же родителей (законных представителей) детей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ и жестокого обращения с детьми является создание адаптивных условий для формирования безопасной и комфортной среды для ребенка в образовательной организации и семье, а также обеспечение помощи и гарантии прав и интересов детей всех возрастов и групп.
Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих задач:
Внедрение современных образовательных технологий, форм и методов работы с детьми и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
Внедрение современных образовательных технологий, форм и методов работы по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, и жестокого обращения с детьми;
Повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, предоставляемой детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, также доведение стандартов этой работы до уровня, отвечающего европейским стандартам, а также потребностям современного общества;
Повышение правовой грамотности в вопросах нормативного правового регулирования работы по профилактике употребления психоактивных веществ, жестокого обращения с детьми, суицидального поведения, обеспечения защиты прав интересов детей;
Повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, и жестокого обращения с детьми;
Формирование условий для организации взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса по вопросам защиты прав и интересов детей, профилактики суицидального поведения, употребления психоактивных веществ, жестокого обращения с детьми;
Повышение правовой грамотности и культуры родителей (законных представителей) детей по вопросам защиты и интересов детей, профилактики употребления психоактивных веществ, жестокого обращения с детьми;
Повышение ответственности родителей (законных представителей) за здоровое, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие своих детей;
Повышение мотивации родителей (законных представителей) обучающихся к саморазвитию, самопознанию и самосовершенствованию по вопросам профилактики суицидального поведения детей, употребления ими психоактивных веществ и жестокого обращения;
Обучение родителей (законных представителей) детей современным формам работы с детьми в семье по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ, суицидального поведения, а также способствующих созданию в семье здоровой жизненной ситуации;
Формирование у родителей (законных представителей) детей практических навыков по созданию в семье здоровой и безлопастной среды для ребенка.
По последовательности профилактика суицидального поведения разделяется на первичную и вторичную.
В настоящее время Первичная профилактика осуществляется базе кабинетов социально-психологической помощи или «антикризисных кабинетов» и в рамках службы «Телефон доверия». Задача первичной профилактики состоит в предупреждении суицидов у контингента лиц, находящихся в состоянии психологического кризиса и представляющих собой группу риска.
1. В автономном округе проводится информирование населения и организация работы единой социально-психологической службы «Телефон доверия» 8-800-101-1212, 8-800-101-1200, «Детский телефон доверия», 8-800-2000-122.
В 2015 году обращений в Единую социально-психологическую службу «Телефон доверия» составило 9360 обращений из них 369 несовершеннолетние. В 2016 году 9949 обращений из них несовершеннолетние 479.
2. На территории автономного округа организованы кабинеты медико-социально-психологической помощи (антикризисные).
Разработана Памятка по маршрутизации в рамках оказания антикризисной помощи несовершеннолетним, проживающим в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, с указанием всех контактов по муниципальным территориям.
3. В рамках первичной профилактики проводятся практические занятий среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях ХМАО-Югры, включает информационный видео блок «Бесплатный звонок!» - направленный на предоставление информации о детских службах, оказывающую экстренную медико-психологическую помощь детям и подросткам.
4. В 2015 году были разработаны методические рекомендации по раннему выявлению склонности суицидального поведения у несовершеннолетних. В данном методическом пособии разработан АЛГОРИТМ действий психолога образовательного учреждения в случае диагностирования у учащегося высокой/средней степени суицидального риска, а также в случае предпринятой незавершенной суицидальной попытки.
Так же имеются Рекомендации педагогам и социальным работникам по профилактике суицидального поведения, ведения просветительской работы. Рекомендации для руководителей организаций и должностных лиц по ведению беседы с человеком, находящемся в суицидоопасном состоянии.
Вторичная профилактика направлена на предотвращение повторных суицидов, что может решаться в кризисных стационарах и на уровне кабинетов социально-психологической помощи. Специалисты, задействованные в работе суицидологической службы, проводят сопровождение суицидента в период реадаптаци, осуществляя весь комплекс мероприятий по восстановлению его здоровья, нормализации социального психологического, профессионального, образовательного статуса и прочие необходимые меры антисуицидальной направленности.
В заключении хочется сказать, что развитие деятельности по профилактике суицидов может быть обеспечено только при комплексном, мультидисциплинарном подходе, объединяющем усилия, как административных органов, так и специалистов разного профиля. Деятельность по профилактике суицидов не может ограничиваться только усилиями психиатрической службы.
Содержание мер профилактики суицидального поведения
Направление деятельности
|
Цель
|
Исполнители
|
Информационно – корректирующие мероприятия
|
Формирование здорового образа жизни, установок о недопустимости преждевременного ухода из жизни, информирование населения о существовании телефона доверия, кабинетов социально-психологической помощи, центров психолого-педагогической помощи, и других структур, имеющихся в территории.
|
Учреждения здравоохранения.
Учреждения социальной защиты.
|
Социальные мероприятия
|
Изменение социального статуса, социально-экономических условий жизни потенциальных суицидентов.
|
Средства массовой информации.
Учреждения образования. Учреждения социальной защиты.
Служба занятости.
|
Психологическая коррекция
|
Изменение личностных установок, повышение уровня психологической защищенности, активизация антисуицидальных факторов.
|
Средства массовой информации.
Учреждения образования.
Учреждения здравоохранения.
Учреждения социальной защиты.
|
Специализированные психиатрические (собственно суицидологические)
|
Оказание психиатрической, психотерапевтической, психологической помощи лицам в кризисных состояниях в пресуициде и после совершенной суицидальной попытки.
|
Учреждения здравоохранения.
|
Общемедицинские
|
Лечебные мероприятия, направленные на устранение соматических последствий после суицидальной попытки.
|
Учреждения здравоохранения.
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |