Приложение № 7 к Протоколу заседания Совета
по повышению квалификации НИУ ВШЭ
от 15 января 2014 г. № 1
Программа
краткосрочного повышения квалификации работников НИУ ВШЭ
«Поддерживающий курс General English,
уровень Pre-Advanced»
Цель программы: обеспечение поддержки уровня владения языком и дальнейшее формирование англоязычной коммуникативной компетенции слушателей для участия в международных мероприятиях и общения (устного и письменного) с зарубежными коллегами на уровне B2 – С1 по Общеевропейской классификации уровней языковой компетенции CEFR (Common European Framework of Reference for Languages)
Категория слушателей: научно-педагогические работники НИУ ВШЭ
Срок обучения: 48 академических часов
Режим занятий: 6 академических часов в неделю
Форма обучения: очно-заочная (вечерняя)
Пояснительная записка
Данная программа представляет собой логичное завершение цикла непрерывного обучения английскому языку слушателей, которые уже имеют достаточно высокий уровень владения английским языком (не ниже B2) и нуждаются в поддержании этого уровня, в практике использования языка, повторении отдельных аспектов лексики и грамматики и / или в дальнейшем развитии речевых навыков (аудирование, говорение, чтение, письмо) для активного использования английского языка при устном и письменном общении с зарубежными коллегами и партнерами.
Необходимость организации подобного рода «поддерживающего курса» Pre-Advanced продиктована тем, что многие научно-педагогические работники активно используют английский язык не постоянно, а эпизодически (несколько раз в год публикуют статьи, принимают участие в конференциях и т.д.), поэтому им нужна программа, направленная не столько на достижение определенного уровня языковой компетенции, а скорее помогающая не утрачивать уже приобретенные языковые навыки и умения, дающая возможность повторить, углубить и дополнительно отработать отдельные темы, пройденные ранее.
Таким образом, основной задачей курса является поддержание высокого уровня развития пяти компонентов коммуникативной компетенции, а именно: лингвистического компонента (лексика, грамматика, фонетика, орфография), дискурсивного (построение устных и письменных текстов), прагматического (успешное достижение коммуникативной цели), стратегического (преодоление трудностей коммуникации) и социокультурного (понимание англоязычной социокультуры и соответствие ее нормам), а также формирование учебной компетенции, позволяющей самостоятельно работать над различными аспектами владения иностранным языком.
Для достижения поставленной задачи используется коммуникативная методика преподавания иностранного языка, подразумевающая не только формирование определенных компетенций, но и их применение на практике для достижения поставленной коммуникативной цели. Основными принципами обучения, таким образом, являются личностно-ориентированное обучение, обучение через деятельность и взаимодействие, осознанность обучения иностранному языку, принцип творческой активности личности, коммуникативная направленность всех видов работ на занятиях, учет родного языка при овладении иностранным и взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности.
Требования к слушателям: владение английским языком на уровне Upper-Intermediate (B2 по Европейской шкале).
Программа подходит слушателям, прошедшим курсы «Английский язык. Углубленное изучение General English, направленное на развитие академических навыков, уровень Intermediate и Upper-Intermediate».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Поскольку программа рассчитана на слушателей, уже владеющих английским языком на достаточно высоком уровне, представляется нецелесообразным создание единого списка лексико-грамматических тем к освоению в рамках курса. Потребности слушателей индивидуальны и зависят от различных факторов, в частности, целей изучения английского языка, пробелов в знаниях и др.. Поэтому особенность данного курса заключается в том, что слушателям предлагается не жесткий список обязательных к прохождению тем, а набор вариантов, из которых слушатели могут выбрать то, что подходит именно им. За счет подобной гибкости, согласно принципу личностно-ориентированного обучения, курс может быть адаптирован под конкретную группу слушателей на основе анализа потребностей и пожеланий слушателей.
Курс состоит из следующих блоков: лингвистический (лексика, грамматика и синтаксис, фонетика), блок речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо), дискурсивно-прагматический блок, социокультурный блок и блок учебных компетенций. На освоение каждого раздела отводится определенное количество академических часов, а наполнение определяется вместе со слушателями на вводном занятии на основе их пожеланий и исходя из результатов входного лексико-грамматического тестирования.
Введение. Вводная лекция «Применение методики личностно-ориентированного обучения при изучении английского языка» (не входит в основную содержательную часть программы, читается дополнительно в объеме 1,5 аудиторных часа).
-
Лингвистический блок:
-
Лексика: подразумевает повторение и более углубленное изучение ряда лексических тем, как академической, так и общебытовой направленности. Например:
-
Глобализация
-
Чувства и эмоции
-
Здоровье
-
Образование
-
Деньги и их роль в жизни
-
Искусство и стиль
-
Образ жизни
-
Работа и мотивация
-
Личность
-
Многозадачность
-
Художественная литература и перевод
-
Фильмы и критика
-
Управление
-
Путешествия и туризм
-
Спорт
-
Кухни мира
-
Юмор и сатира
-
Окружающая среда: мифы и реальность
-
Международные отношения
-
Общество
-
Информационные технологии
-
Власть и закон
-
СМИ
-
Наука
-
и другие
-
Грамматика и синтаксис: предусматривает повторение и дополнительную отработку грамматических структур.
-
Времена глаголов (сопоставление и разбор особых случаев употребления времен группы Simple, Continuous, Perfect, Perfect Continuous)
-
Инфинитив, герундий, причастие: употребление и формы
-
Активный и пассивный залог
-
Косвенная речь и согласование времен
-
Условные предложения и конструкции с wish
-
Модальные глаголы и их функции
-
Наречие и прилагательное: словообразование, функции и порядок слов
-
Степени сравнения прилагательного и наречия
-
Существительное: словообразование, исчисляемые и неисчисляемые существительные (сложные случаи)
-
Указания количества (a) little/few, much/many/a lot, plenty of, a great deal of и другие.
-
Артикли с собственными и нарицательными существительными
-
Местоимения: either/neither, all/both, each/every, (an)other/the other, возвратные, неопределенные и другие
-
Предлоги
-
Виды предложений
-
Союзы и союзные слова
-
Виды прямых и косвенных вопросов
-
Пунктуация
-
Инверсия
-
Фонетика
-
Произношение отдельных звуков (согласных [θ, ð, r, w, v, t, d, ŋ и др.], гласных монофтонгов [ə, æ, i, e, o, u, ə:, i:, u:] и дифтонгов [ai, au, ei, əu, iə, oi, uə], различение долгих и кратких гласных)
-
Явления связной речи: ассимиляция, редукция, элизия, вставные звуки
-
Фразовое ударение и ритм
-
Интонация
-
Блок речевой деятельности
-
Говорение:
-
Развернутый монолог: описание
-
Развернутый монолог: приведение доводов. Умение вести дебаты и дискуссии, развивая четкую систему аргументации, приводя обоснованные доводы, поясняя свою точку зрения
-
Публичные сообщения
-
Публичные выступления: доклады, отчеты, презентации
-
Развитие навыков подготовленной и неподготовленной речи
-
Диалогическая речь: неформальное обсуждение, small talk, официальное обсуждение, интервью, переговоры
-
Стратегии в диалогах: как вступить в разговор, как отреагировать на информацию, обращение за разъяснениями, предоставление разъяснений, восстановление нарушенной коммуникации
-
Стратегии, используемые при говорении
-
Аудирование:
-
Общие навыки: детальное понимание, понимание основного содержания, получение конкретной информации,
-
Распознавание и понимание различных акцентов
-
Понимание беседы между носителями языка
-
Прослушивание объявлений и инструкций
-
Прослушивание радио- и аудиозаписей
-
Восприятие сообщения в аудитории (лекции, доклады и пр.)
-
Стратегии, повышающие эффективность аудирования
-
Чтение
-
Гибкое использование видов чтения: ознакомительное, просмотровое, изучающее, поисковое
-
Интерпретация текста (элементы анализа текста)
-
Стратегии, используемые для эффективного чтения
-
Письмо:
-
Статьи
-
Объявления
-
Отчеты, доклады
-
Заметки, конспекты
-
Творческие работы
-
Личные и деловые письма
-
Этапы написания письменной работы: планирование, реализация, редактирование
-
Стратегии, повышающие эффективность письма
-
Дискурсивно-прагматический блок:
-
характеристики устной и письменной речи
-
особенности диалогической и монологической речи
-
особенности официальной и неофициальной речи
-
диалогические единства: вопрос – ответ, утверждение – согласие/несогласие, просьба/предложение/извинение – принятие/непринятие, приветствие/поздравление – ответная реакция
-
«активное слушание» и выражение интереса
-
жанровые особенности текстов
-
Блок учебных компетенций:
-
работа с моноязычным словарем
-
навыки самостоятельной работы с лексикой: выделение (noticing), организация и систематизация, повторение и закрепление
-
навыки самостоятельной работы с грамматикой: диагностирование проблем и пути их решения
-
самостоятельная работа над развитием аудирования: приемы и источники текстов
-
Социокультурный блок (знания и умения, необходимые для эффективного использования языка в социальном контексте):
-
правила вежливости и речевой этикет
-
правила этикета: пунктуальность, подарки, одежда, угощение, темы для разговора (принятые и недопустимые), продолжительность визита, прощание и уход
-
пословицы, идиомы
-
особенности британской и американской культуры: повседневная жизнь, условия жизни, межличностные отношения, система ценностей, жесты и мимика, личное пространство
-
география, история, искусство англоговорящих стран
-
литература англоговорящих стран (включая чтение и обсуждение отрывков)
-
кино англоговорящих стран (включая просмотр и обсуждение отрывков)
-
СМИ англоговорящих стран (включая чтение и анализ статей)
Подобный гибкий подход к формированию содержания программы и отбору материалов, обеспечивает индивидуальный подход к обучению слушателей, что, в свою очередь, позволяет значительно повысить мотивацию к изучению английского языка и эффективность освоения материала. Это достигается за счет того, что слушатели принимают активное участие в процессе выбора тем для обсуждения, лексических и грамматических структур и т.д., то есть процесс обучения направлен на решение проблем, сформулированных самими слушателями исходя из их потребностей, пожеланий, пробелов в знаниях и уровня развития конкретных речевых навыков.
Виды промежуточного контроля определяются содержанием обучения. Ими могут служить открытые или закрытые тесты, проверяющие различные лексико-грамматические навыки или речевые умения. Итоговая аттестация проводится в форме зачета.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Всего аудиторных часов*
| -
|
Лингвистический блок
|
18
| -
|
Блок речевой деятельности
|
16
| -
|
Дискурсивно-прагматический блок
|
8
| -
|
Социокультурный блок и/или учебные компетенции
|
6
|
Итого
|
48
|
Итоговая аттестация:
|
Зачет
|
* дано рекомендуемое соотношение объема часов блоков, при необходимости или по желанию слушателей пропорции могут быть изменены
Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
Учебные пособия:
-
УМК Language Leader Advanced, Cotton, D., Falvey, D., Fent S., Lebeau, I., Rees, G., Pearson Education, 2010
-
УМК New Cutting Edge Upper-Intermediate, Advanced, Cunningham, S., Moor, P., 2010
-
УМК New English File, Upper-Intermediate, Advanced, Oxenden, Cl., Latham-Koenig, Ch., Oxford University Press, 2010
Лексические пособия:
-
English Collocations in Use, McCarthy, M., O’Dell, F, Cambridge University Press, 2007
-
English Idioms in Use, McCarthy, M., O’Dell, F, Cambridge University Press, 2007
-
English Phrasal Verbs in Use, Cambridge University Press, 2007
-
English Vocabulary in Use, Cambridge University Press, McCarthy, M., O’Dell, F., 2006
Грамматические пособия и справочники:
-
A Practical English Grammar, Exercises 1-2, Thomson, A., Martinet F., Oxford University Press, 2010
-
Advanced Grammar in Use, Hewings, M., Cambridge University Press, 2010
-
Grammarway, Dooley, J., Evans V., Express Publishing, 2007
Фонетические пособия:
-
Лебединская Б.Я., Практикум по английскому языку: Английское произношение. – М.: OOO «Издательство Астрель»: OOO «Издательство АСТ», 2000.
-
Лукина Н.Д., Практический курс фонетики английского языка: Учеб. пособие для ин-тов и фак. иностр. яз., М.: OOO «Издательство Астрель»: OOO «Издательство АСТ», 2003.
-
Михальчук В.А, Лисенко М.В. Практическая фонетика английского языка. Модификации английских согласных в связной речи. – Спб.: Издательский дом «Книжный мир», 2001.
Межкультурная коммуникация:
-
Зинченко, В. Г., Зусман, В. Г., Кирнозе, З. И., Рябов, Г. П., Словарь по межкультурной коммуникации. Понятия и персоналии. – М.: Наука Флинта, 2010.
-
Тер-Минасова С. Язык и межкультурная коммуникация: (Учеб. пособие) − М.: Слово, 2008.
Каталог: data -> 20142014 -> Реферат Отчет с., главы, 22 рис., табл., 16 источников, прил видео стеганография, стеганография mpeg, сокрытие информации в видео, встраивание и извлечение информации, дискретное косинусное преобразование, помехоустойчивое кодирование, циклические2014 -> Становление футбольного клуба как бренда на примере фк2014 -> Проблемы и перспективы взаимодействия Европейского Союза и России по урегулированию локальных кризисов2014 -> Факторы формирования российского и американского экспорта вооружений в начале XXI века2014 -> Памятка студентам бакалавриата «Куда обращаться?»2014 -> «Восприятие института монархической власти в Великобритании, России и в Японии»2014 -> Практики краудсорсинга в прикладных социальных исследованиях
Поделитесь с Вашими друзьями: |