Программа развития разработана для Акаева Артура в соответствии с нормативными правовыми актами федерального уровня



страница1/60
Дата08.07.2019
Размер1.08 Mb.
#117203
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   60

Ученик 2а класса Акаев Артур

Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития разработана для Акаева Артура в соответствии с нормативными правовыми актами федерального уровня:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее –Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»);

  • федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • примерной адаптированной основой общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 3;

  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (СанПин 2.4.2.3286-15);

С нормативными правовыми актами субъекта РФ:

  • Законом Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан»;

С документами образовательной организации:

  • Уставом ГБОУ Стерлитамакская КШ №25 для детей с ОВЗ;

  • Адаптированной основой образовательной программой образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития и индивидуальной программой реабилитации;

  • Программой обучения глубоко умственно отсталых детей НИИ дефектологии АПН СССР под редакцией А.Р. Маллера и Г.В. Цикото.

В рамках указанных программ, с учётом особенностей индивидуального обучения на дому изучаются следующие учебные предметы: чтение, письмо, математика, изобразительное искусство и самообслуживание. Обучение ведётся по программе первого класса на основании психо-физических и интеллектуальных особенностей ребёнка. Учебные предметы обеспечены учебниками и программно-методическими материалами на весь курс обучения.

Мальчик физически развит, двигательные навыки сформированы, активен. По характеру Артур доброжелательный, общительный, любознательный. Ведущим видом деятельности его является игровая деятельность. Эмоциональная сфера не стабильна; он может быть спокойным, сосредоточенным, а иногда чересчур возбуждённым, не желающим ничего делать. На занятиях Артур активен, учебная мотивация присутствует, инструкции педагога выполняет с охотой. В усвоении знаний имеются большие проблемы. Мелкая моторика развита слабо, при письме линии неровные, строчки и клетки не видит, пишет по карандашу и по точкам. Внимание у мальчика неустойчивое, легкоотвлекаемое. Память произвольная, кратковременная, запоминание затруднено. Восприятие его обеднено, знания об окружающем не достаточны, навыками самообслуживания владеет частично. Мышление носит конкретный наглядный характер. Речь мальчика не внятная, фонематический слух не развит, общение в основном жестовое. Работоспособность у Артура хорошая, правда ребёнок быстро утомляется, с трудом переходит из одного вида деятельности на другой. В работу включается быстро, но после часто отвлекается. Не способен к длительным учебным и трудовым действиям.



Цель программы: обеспечение доступного и качественного образования, формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях современного общества.

Задачи программы:

  1. Предложение ребенку альтернативных способов получения образования в зависимости от состояния его здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.

  2. Создание комфортной обстановки для получения обучающимся образования.

  3. Организация психолого- педагогического сопровождения учащегося.


Чтение

Согласно индивидуальному учебному плану на изучение курса отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.



Целью данного курса является научить ребёнка узнавать буквы, читать простейшие слоги и слова. Необходимо работать над звуковой стороной языка. Добиваться правильного звукопроизношения.

Задачи:

- знакомить обучающегося со звуками и буквами;

- формировать навык послогового чтения;

- учить читать по букварю слова;

- развивать фонематический слух, внимание, память;

- воспитывать интерес к чтению и в целом к учёбе.

Материал подобран с учётом интересов и возможностей обучаемого, идёт по принципу усложнения и увеличения объёма информации от простого к сложному. Главным и основным методом является использование звуковых и подражательных игр, упражнений, гимнастика органов речи и дыхания. Несомненно использование доступного наглядного материала. Освоение слоговых структур и чтение слов проводится на основе звукового анализа и синтеза.

Содержание программы:

Повторение различения звуков окружающей действительности.

Выполнение дыхательной гимнастики и артикуляционных упражнений.

Узнавание звуков речи. Выделение звуков и букв.

Звуки и буквы А, О, У, М, С, Ш, Л, К, П, Т, Н, Р и тд.

Составление слогов с изученными буквами и коротких слов.

Местонахождение звука в слове. Выделение звуков в слове.

Подбор слов с заданным звуком.

Разучивание коротких стихотворений.

Составление рассказа по серии картинок.


Письмо
Согласно индивидуальному учебному плану на изучение курса отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Целью изучения данного предмета является формирование у обучающегося технических навыков письма, таких как умение держать ручку, вести ровные линии, видеть и удерживать строку, писать буквы и формирование звуко-буквенного анализа и синтеза как основа овладения чтением и письмом.

Для разгрузки мышечной усталости кистей рук необходимо обязательно проведение пальчиковой гимнастики и гимнастики органов зрения.



Задачи:

- развивать мелкую моторику рук и пространственные представления;

- формирование навыков правильной осанки при письме, наклона тетради, держать ручку, удерживать строку;

- учить писать элементы букв по образцу,

- учить писать буквы по точкам;

- формировать навыки звуко-буквенного анализа;

- закреплять навыки обводки по шаблону, штриховки и закрашивания простейших фигур.



Содержание программы:

Закрепление навыков правильного удержания ручки, карандаша, кисти.

Закрепление навыков штриховки в различном направлении: под углом, вкруговую, вверх-вниз, вправо-влево.

Закрепление навыков закрашивания простых фигур и силуэтов.

Закрепление навыков обводки по трафарету и по точкам.

Развитие зрительного восприятия различных графических изображений.

Написание элементов букв и самих букв по образцу.

Написание букв по точкам, с доски.

Написание слогов с изученными буквами.

Закрепление письма изученных букв и письма слогов с этими буквами.

Проведение жестовых и пальчиковых игр.

Математика
Согласно индивидуальному учебному плану на изучение курса отводится 2 часа в неделю и 69 часов в год.

Основной целью обучения математике учащегося с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью является подготовка его к трудовой жизни и социальной адаптации в обществе. Уроки математики носят предметно-практическую направленность.

Недоразвитость познавательной деятельности и процессов анализа и синтеза вызывает особенные трудности при обучении счёту, у детей с тяжёлыми нарушениями не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа. Они лишь механически могут заучить порядковый счёт. Обучение счёту более эффективно, если уроки обеспечены системой наглядных пособий и раздаточным материалом.

Занятия направлены на решение следующих задач:

- развитие интереса учащегося к занятиям по счёту;

- освоение основ работы со счётным материалом, сравнение совокупностей предметов;

- формирование умений называть числа по порядку и расположение их в числовом ряду;

- формирование умений правильно ответить на вопросы: «сколько всего?», «какой по счёту?»;

- формирование навыков соотнесения числа, количества и цифры;

- формирование навыков отсчитывания нужного количества из совокупности;

- закреплять знание о геометрических формах;

- поддерживать связь с другими дисциплинами.



Содержание программы:

Закрепление понятий о величине, количестве.

Закрепление пространственных представлений, понятий о весе и временных понятий.

Образование чисел от 1 до 5.

Количественный счёт в пределах 5. Пересчитывание предметов.

Сравнение групп предметов и формирование на основе счёта представлений о равенстве и неравенстве.

Сравнение совокупностей предметов и расположение их в заданном порядке.

Решение простейших арифметических действий: сложение, вычитание.

Закрепление знаний о геометрических формах.

Закрепление знаний о положении предметов в пространстве, на плоскости.

Определение направлений от себя и по отношению к себе.

Учить называть время суток, дни недели.

Сравнение по возрасту.

Знакомить с монетами и мерами стоимости.



Изобразительное искусство

Согласно индивидуальному учебному плану на изучение данного предмета отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

Изобразительное искусство – вид человеческой деятельности, которая осуществляется в процессе эстетического познания окружающей действительности, эмоционального переживания при восприятии и изображении воспринятого. Изобразительное искусство, как учебный предмет имеет очень важное коррекционно- развивающее значение. Учитывая уровень развития поначалу следует обучать проведению от руки прямых линий, рисованию геометрических фигур и составлению из них узоров, соблюдая форму и цвет. Важнейшим умением следует считать обучение раскрашиванию рисунка, равномерно накладывая штрихи, соблюдая границы контура, подбирая цвет. Для этого необходимо знание основных цветов. Обучая рисованию с натуры следует научить различать и называть предметы по их форме и цвету. Учить рассматривать предмет, выделяя его существенные признаки и детали. При обучении тематическому рисованию необходимо развивать умение объединять предметы в одном рисунке. Беседы об искусстве учат узнавать в иллюстрациях знакомые персонажи сказок, называть их действующие лица.

Цель: формирование положительных эмоций, способствовать снятию психического напряжения, выражение своих чувств и эмоций при помощи рисунков, мазков, штрихов, представление о предметах окружающей действительности. Особенности зрительного восприятия и степень сформированности мелкой моторики рук обучаемого определяют возможности продвижения его в данном виде деятельности.

Задачи:

- развитие познавательной активности;

- формирование приёмов познания предметов окружающей действительности;

- совершенствовать недостатки моторики и зрительно-двигательной координации графических действий;

- научить регулировать силу нажима, остановку в нужной точке, удержание направления линии;

- знакомить с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;

- воспитывать активное эстетическое отношение к произведениям искусства;

- развивать речь, художественный интерес и вкус в изобразительной деятельности.



Содержание программы:

Рисование по образцу.

Рисование с натуры.

Составление и рисование узора в полосе.

Рисование геометрического орнамента.

Декоративное рисование.

Рисование по памяти.

Рисование предметов различной формы и величины.

Декоративное рисование с применением приёма росписи.

Рисование по теме.

Рисование по представлению.

Самообслуживание

Согласно индивидуальному учебному плану на обучение данного курса отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.

Основной целью программы является формирование у обучающегося навыков, обеспечивающих его частичную бытовую независимость от окружающих. Специфика и задачи данного раздела на каждом из этапов обучения определяются возможностями ребёнка, прежде всего уровнем развития предметной деятельности. Программа предусматривает привитие навыков и умений, связанных с личной гигиеной ребёнка, которые прививаются в бытовых ситуациях во время умывания, принятия пищи, в ходе одевания и раздевания. Для обработки того или иного умения нужно проводить короткие занятия с частной целью.

Учащийся овладевает определёнными действиями, которые взрослые вначале выполняют руками ребёнка, регулируя его усилия таким образом, чтобы движения выполнялись правильно, постепенно добиваясь, чтобы он мог выполнить его лишь незначительной помощью. Процесс обучения детей с тяжёлой ( глубокой) умственной отсталостью культурно-гигиеническим навыкам должен осуществляться с учётом личностно-ориентированных моделей воспитания, быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.



Задачи:

- формирование практических умений определённых действий бытового обслуживания;

- развитие познания окружающей действительности;

- формирование умений планировать свою работу, осознание последовательности действий;

- привитие первичных навыков личной гигиены;

- отработка практически трудовых операций по санитарно-гигиеническим требованиям и норм самообслуживания;

- воспитание самостоятельности, изживать тенденции к иждивенчеству;

- содействовать общему развитию ребёнка и готовить его к самостоятельности в быту.



Содержание программы:

Закрепление приобретённых умений различать и называть части тела человека.

Знакомство с предметами личной гигиены и санитарии. Место хранения предметов гигиены.

Отработка действий, связанных с гигиеной тела. Совершение утреннего и вечернего туалета.

Привитие навыков одевания и раздевания.

Закрепление умений различать и называть предметы одежды и обуви.

Закрепление навыков одевания и обувания. Знать как складывать, куда складывать, класть или вешать одежду.

Привитие навыков застёгивания обуви, знать куда ставить обувь.

Закрепление навыков приёма пищи. Культура поведения за столом.

Различение и называние предметов, необходимых для приёма пищи.

Привитие навыков культурного приёма пищи.
Рекомендации родителям

1. Вести здоровый образ жизни, быть примером для своего ребёнка.

2. Принимать посильное участие в образовательном процессе, поддерживать и стимулировать интерес своего ребёнка к учёбе.

3. Обеспечить функциональное рабочее место для учителя и обучаемого, а так же опрятный вид учащегося перед занятием.

4. Контролировать выполнение домашних заданий.

5. Регулярно посещать общешкольные родительские собрания.

6. В случае необходимости информировать учителя о состоянии здоровья ребёнка и особенностях режима дня.

7. Привлекать ребёнка больше к трудовым действиям в быту.

8. Поддерживать благоприятную психологическую атмосферу в общении ребёнка с остальными членами семьи.

Оценка достижений планируемых результатов


  1. Предполагаемые результаты по чтению.

Обучаемый должен знать:

- названия предметов ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картинках;

- выделение первого звука в слове;

- кто и как подаёт голос (корова, лошадь, собака, кошка, и т.д.);

- игры с движениями в сопровождении со звуками речи (самолёт летит и мотор рокочет: р-р-р);

Обучаемый должен уметь:

- различать звуки окружающей действительности;

- работать с ситуативной картинкой и составлять простое высказывание по картинке;

- слушать как читает учитель короткие стихотворения и сказки;

- слышать нужный звук в слове;

- выполнять дыхательную и артикуляционную гимнастику;

- правильно произносить все звуки.



  1. Предполагаемые результаты по письму.

Обучаемый должен знать:

- правила сидения за столом во время письма;

- название, назначение и приёмы использования изобразительных средств;

- название и содержание различных упражнений для укрепления и развития мелкой моторики;

- правильное держание карандаша или ручки;


Обучаемый должен уметь:

- обводить по шаблону или трафарету;

- штриховать и раскрашивать силуэты геометрических фигур;

- рисовать геометрические фигуры по точкам;

- соединять палочки;

- писать наклонные палочки короткие и длинные, палочки с закруглением внизу и вверху,

- писать овалы и полуовалы;


  1. Предполагаемые результаты по математике.

Обучаемый должен знать:

- цвет, величину, массу, размер и формы предметов;

- положение предметов в пространстве, на плоскости относительно себя, слова, их обозначающие;

- части суток и порядок их следования;

- количество предметов, числа от 1 до 5, уметь считать по порядку;
Обучаемый должен уметь:

- сравнивать предметы по величине, размеру, массе,(на глаз);

- определять положение предметов относительно себя, а также передвигаться, помещать предмет в нужном направлении по инструкции учителя;

- определять количество предметов и называть порядок следования предметов;

- узнавать, называть геометрические фигуры, определять форму знакомых предметов;

- писать цифры от 1 до 5.



  1. Предполагаемые результаты по изобразительному искусству.

Обучаемый должен уметь:

- организовать своё рабочее место, правильно сидеть, правильно держать альбом, правильно, в ведущей руке держать карандаш или кисть;

- свободно проводить линии от руки в разных направления, не поворачивая лист;

- ориентироваться на плоскости листа бумаги и использовать ориентиры при размещении изображения на листе;

- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов;

- различать и называть цвета;

- понимать принцип повторения и чередования элементов в узоре по форме и цвету;

- узнавать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, героев сказок, проявлять эмоционально – эстетическое отношение к героям.



  1. Предполагаемые результаты по самообслуживанию.

Обучающийся должен уметь:

- обращать внимание на свой внешний вид, замечать непорядок в одежде;

- снимать и одевать одежду в определённом порядке;

- аккуратно складывать, в нужной последовательности вещи и обувь;

- убирать вещи на место;

- уметь мыть лицо, руки, тело, пользуясь мылом;

- своевременно совершать туалет и мыть руки после туалета;

- застёгивать и расстегивать пуговицы, молнии на одежде и обуви;

- сервировать стол, применяя столовые приборы и помочь взрослому в приготовлении пищи;

- культурно, правильно вести себя за столом, есть опрятно;

- убирать посуду за собой, вытереть стол.

Литература:


  1. А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей.- НИИ дефектологии.

  2. А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью.- М.: «Академия», 2003.

  3. О.В. Боровик. Развитие воображения: Методические рекомендации. - М.:ООО «ИГЛ» «РОН», 2000.

  4. М.В. Ильина. Чувствуем – познаём – размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально – волевой сферы у детей 5-6 лет. – М.: АРКТИ, 2004.

  5. Н.В. Новоторцева. Развитие речи: Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. – Ярославль: ООО «Академия развития», 1996.

  6. В.В. Ветрова. Ладушки, ладушки…:Игры для детей и родителей. – М.: Знание,1995.

  7. Н.В. Краснощекова. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты.: Феникс, 2007.

  8. Л.В. Колесова. Математическое развитие детей 4-7 лет.: игровые занятия. – Волгоград: Учитель, 2013.

  9. Большая книга знаний для самых маленьких. – М.: Дрофа –Плюс.2006

  10. Т. Носенко. Большая книга для малышей. Я и мир вокруг меня. – М.: ООО «АСТ – ПРЕСС – КНИГА», 2004.

  11. Г.П. Попова, В.И.Усачёва. Занимательное азбуковедение: материалы для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – Волгоград: Учитель, 2007.

  12. Л.В. Колесова. Математическое развитие детей 4-7 лет: игровые занятия. – Волгоград: Учитель, 2013.

  13. Л.М. Шипицина «Необучаемый» ребёнок в семье и в обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта.- С-Петербург: «Речь», 2005.

  14. И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Цветной мир, 2012.


Ученица 9а класса Ахметова Диана

Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития разработана для Ахметовой Дианы в соответствии: с нормативными правовыми актами федерального уровня:



  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации");

  • федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2;

  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (СанПиН 2.4.2.3286-15);

С нормативными правовыми актами субъекта РФ:

  • Законом Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан»;

C документами образовательной организации:

  • Уставом ГБОУ Стерлитамакская КШ № 25;

  • Адаптированной программой: «Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»/ Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом ГБОУ Стерлитамакская коррекционная школа №25 для обучающихся сОВЗи предназначена для воспитанницы,обучающейся седьмой год по индивидуальным программам специальных (коррекционных) школ VIII вида Ахметовой Дианы.

Девочка имеет сложный диагноз: умеренная умственная отсталость, нарушение двигательных функций. Ходить не может, только ползает. Слабо сформированы познавательные навыки, она не разговаривает, иногда издает короткие звуки. Понимает обращенную к ней речь, но не всегда может выполнить задание : «возьми круг», «дай квадрат зеленого цвета». Простейшие интеллектуальные действия совершает по показу с помощью учителя: сравнение по форме, цвету, величине.У девочки тотальное недоразвитие всех психических процессов. Внимание кратковременное, труднопереключаемое. Все виды восприятия нарушены. Мышление и память не сформированы.



Цель программы: формирование социально значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях; формирование максимально возможного навыка самостоятельности; совершенствование качества жизни обучающегося.

Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию нарушений социально-личностного и познавательного развития обучающегося.



Задачи:

  1. Приобретение элементарных знаний.

  2. Формирование практических общеучебных навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность в быту.

  3. Социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности.

Для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не может быть единого образовательного стандарта, так как их возможности в развитии, коррекции и адаптации строго индивидуальны.

Обучающийся может овладеть элементарными предметно-практическими и трудовыми действиями в минимальной степени и зависим от взрослых, требуя постоянного ухода и сопровождения.

Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с обучающимся рассматриваемой категории относится к пропедевтическому уровню образованности.

После обследования ребёнка и по согласованию с родителями было принято решение изучать такие предметы: математика, письмо,развитие речи, изобразительное искусство, труд (обслуживающий), развитие психомоторики и сенсорных процессов.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   60




База данных защищена авторским правом ©www.vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница