Программа «Управление образованием»



страница1/7
Дата01.08.2018
Размер0.85 Mb.
#40042
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7

Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Институт образования
Магистерская программа «Управление образованием»

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
на тему: «Востребованность обучения в национальных школах

(на примере школ Высокогорского муниципального района

Республики Татарстан)».


________________

(подпись)

________________

(подпись)

Студент группы № 803

Сафина Г.Ф.

Научный руководитель

д.н., профессор

Майоров Алексей Николаевич


Москва, 2013 г.


Оглавление


Введение 2

Глава 1. Состояние проблемы функционирования национальных школ России и за рубежом в теории и практике отечественной и зарубежной педагогики. 12

1.1. История развития национального образования в России. 12

1.2. Национальное образование в зарубежных странах. 16

1.3. История развития национальной школы 24

в Республике Татарстан. 24

1.4. Нормативно-правовая база функционирования 29

национальных школ в Республике Татарстан. 29

Выводы по главе 1. 34

Глава 2. Результаты комплексного исследования функционирования общеобразовательных школ 35

(национальных и с русским языком обучения) 35

в Высокогорском муниципальном районе 35

Республики Татарстан. 35

2.1. Исследование национальных школ 35

в Высокогорском районе Республики Татарстан. 35

2.2. Анализ причин уменьшающейся востребованности 37

национальных школ. 37

Выводы по главе 2. 49

Глава 3. Предложения по повышению востребованности обучения в (сельских) национальных школах. 50

Выводы по главе 3. 75

Заключение. 76

Приложения. 79

Список использованной литературы. 86





Введение 2

Глава 1. Состояние проблемы функционирования национальных школ России и за рубежом в теории и практике отечественной и зарубежной педагогики. 12

1.1. История развития национального образования в России. 12

1.2. Национальное образование в зарубежных странах. 16

1.3. История развития национальной школы 24

в Республике Татарстан. 24

1.4. Нормативно-правовая база функционирования 29

национальных школ в Республике Татарстан. 29

Выводы по главе 1. 34

Глава 2. Результаты комплексного исследования функционирования общеобразовательных школ 35

(национальных и с русским языком обучения) 35

в Высокогорском муниципальном районе 35

Республики Татарстан. 35

2.1. Исследование национальных школ 35

в Высокогорском районе Республики Татарстан. 35

2.2. Анализ причин уменьшающейся востребованности 37

национальных школ. 37

Выводы по главе 2. 49

Глава 3. Предложения по повышению востребованности обучения в (сельских) национальных школах. 50

Выводы по главе 3. 75

Заключение. 76

Приложения. 79

Список использованной литературы. 86



Введение


Актуальность исследования:

Образование играет важную роль в культурной, социальной и экономической жизни общества. Каждый гражданин нашей страны обязан получить общее полное среднее образование. Для этого функционирует широкая сеть общеобразовательных учреждений, из которых 80% расположены в сельской местности и 20% в городской. Несмотря на такое соотношение только 31% учеников обучается на селе, в которых работают 39% от всех учителей. Одной из главных проблем системы образования является резкое падение в 90-е годы контингента детей в связи с ухудшением демографической ситуации. В итоге – большое количество сельских малокомплектных школ, в которых учатся по 100 и менее детей. Переход на нормативно-подушевое финансирование привёл к тому, что начала происходить реструктуризация малокомплектных школ, или попросту их закрытие. Главным аргументом при этом является их высокая затратность и низкое качество образования. В национальных республиках большинство таких школ – школы с полным или частичным использованием национального компонента.

Конституция Российской Федерации устанавливает статус языков, функционирующих на территории Российской Федерации: государственный язык Российской Федерации, государственные языки республик, родные языки. (ст.68 ч.1). Статусом государственных языков в республиках Российской Федерации наделены 37 языков (включая 13 языков народов Дагестана) в 20 республиках, в 3 республиках и двух автономных округах установлены языки с официальным статусом.  Одним из важных условий развития современного образования является актуализация национальной системы образования. Основные направления реформирования образования определены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В ст.14 говорится, что «в Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если настоящей статьей не установлено иное…».  “Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования…». Такие школы назывались национальными, но в двух последних редакциях ФЗ «Об образовании в РФ» понятие «национальная школа» отсутствует. В Законе Республики Татарстан «Об образовании» вводится понятие «национальное общеобразовательное учреждение», но для краткости в работе используется понятие «национальная школа».

В начале 90-х годов прошлого века, благодаря демократизации нашего общества, остро стала ощущаться необходимость поднятия престижа родного языка и введения его в процесс обучения и воспитания. В национальных республиках были приняты важные нормативные акты, началось реформирование сферы образования и тенденция к расширению процесса национального возрождения.

Согласно данным МОиН РТ, сеть национального образования Республики Татарстан насчитывает


Школы с языком обучения

1997 год

2010 год

2011 год

Татарская школа

1126

966

852

Чувашская школа

143

118

97

Удмуртская школа

39

37

34

Марийская школа

18

20

18

Мордовская школа

4

5

3

Башкирская школа







1

Еврейская школа







1

Табл.1

Диагр.1






Диагр.3

Диагр.2

Диагр.3

Такая ситуация с уменьшением количества национальных школ характерна не только для Республики Татарстан, но и для других национальных республик. Получается, что мы теряем систему национального образования, а значит и языки многочисленных народов России. Если исчезает язык, то исчезает и сам народ. Президент России Владимир Путин сказал: "Потеря собственного "культурного лица", национального культурного кода, морального стержня — все это ослабляет и разрушает общество. Обществом, в котором "растворена" культурная традиция, легко манипулировать".1

Мы не должны забывать, что не только семья, но и школа призвана передавать молодому поколению бесценное богатство, накопленное поколениями, - традиции, нравственные устои, историческое прошлое своего народа, духовные ценности. Музыка и живопись, художественные промыслы и ремесла, фольклор и национальный эпос, народная философия и мудрость - все это входит в содержание национального образования. 

Проблема исследования: несмотря на то, что в Республике Татарстан уделяется большое внимание национальному образованию, количество национальных школ ежегодно уменьшается, так как с каждым годом всё меньше и меньше детей хотят получать образование на родном (нерусском) языке.

Цель исследования: выявить и проанализировать причины уменьшающейся востребованности национальных школ и на этой основе разработать предложения для её повышения.

Задачи исследования:


  • изучить предпосылки развития национальных школ в России и в Республике Татарстан;

  • изучить мировой опыт изучению и обучению на национальных языках в рамках образовательной деятельности;

  • ознакомиться с нормативной базой функционирования национального образования в Республике Татарстан;

  • выявить основные причины недостаточной востребованности национальных школ:

  • сравнить структуру, условия функционирования национальных школ и школ с русским языком обучения;

  • сравнить уровень обученности (качество знаний, результаты ГИА и ЕГЭ, поступление в ВУЗЫ) в национальных школах и школах с русским языком обучения;

  • разработать предложения по повышению востребованности национальных школ

Объекты исследования: сельские общеобразовательные учреждения: национальные и с русским языком обучения; уровень обученности обучающихся (качество знаний, результаты ЕГЭ, поступление в ВУЗЫ).

Предмет исследования: взаимосвязь между качеством образования и востребованностью национальных школ.

Рабочая гипотеза исследования: востребованность национальных школ повысится в том случае,  если  при организации учебно-воспитательного процесса будут реализованы следующие условия:

•     использовать  мировой опыт по применению  этнопедагогической концепции  (обучение и воспитание, опирающиеся на исторические, экономические, географические, культурные, языковые и другие особенности этноса); 

•          учитывать потребности и ожидания основных субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей) (знание языков,  конкурентные преимущества, углублённое изучение предметов, дополнительное образование, квалифицированные кадры) 

•         повысить качество образования через применение современных  информационных технологий (разработка и внедрение учебно-методических пособий и мультимедийных ресурсов нового поколения на родном (нерусском) языке, дистанционное обучение, интерактивные проекты)   

•         Иметь возможность продолжить образовательную траекторию на родном (нерусском) языке (создание групп в СПО и ВПО с преподаванием на родном (нерусском) языке) 


  • поддерживать связь с детскими садами родного языка и учреждениями дополнительного образования, занимающимися народными промыслами, традициями

Управленческий вопрос: как заинтересовать учеников и их родителей для выбора обучения в национальной школе?

Исследовательские вопросы:

1. Какие стратегии развития национальных школ в условиях конкуренции со школами других государственных языков используют в Великобритании (Уэльс), Канаде, Франции?

2. Почему снижается количество учащихся, желающих получать обучение на родном (нерусском) языке?

3. Каковы результаты ГИА, ЕГЭ, качество знаний, поступление в ВУЗы, участие в олимпиадах в национальных школах и в школах с русским языком обучения Высокогорского района Республики Татарстан?

4. В каких учебных заведениях Республики Татарстан после окончания школы возможно продолжить обучение на родном языке?

5. Какой качественный состав учителей в национальных школах и в школах с русским языком обучения Высокогорского района Республики Татарстан?

7. Что нужно сделать, чтобы повысить востребованность национальных школ?

Методы исследования:

Для решения поставленных задач планируется использовать комплекс взаимодополняющих методов исследования:



  • Анализ научной литературы по описанию опыта развития национальных школ в условиях конкуренции со школами других государственных языков в зарубежных странах;

  • Сбор информации об общеобразовательных учреждениях Высокогорского муниципального района Республики Татарстан с целью создания общего представления о функционировании национальных школ;

  • Сравнительный анализ национальных школ разных видов для выявления их преимуществ и недостатков;

  • Сравнительный анализ результатов ЕГЭ и поступление в ВУЗЫ в национальных школах и школах с русским языком обучения

  • Сравнительный анализ квалификационных категории педагогических коллективов, оснащения в национальных школах и школах с русским языком обучения;

  • Анкетирование участников образовательного процесса (Родители и обучающиеся:1. учатся ли дети по месту проживания; 2. какой язык обучения бы выбрали при наличии выбора и почему; 3. какие видят плюсы и минусы в национальном образовании; 4. знают ли о том, в каких ВУЗах и техникумах можно продолжить обучение на родном языке. Выпускники национальных школ:1. Сложно ли учиться в ВУЗе после окончания национальной школы и если да, то почему).

Обзор литературы:

В книгах выдающихся педагогов и просветителей прошлого Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского и П.П.Блонского заложены общие научно-педагогические основы приобщения детей к народной культуре. Они писали о том, что у каждого народа существует своя система воспитания, и при организации школы необходимо учитывать особенности культуры и национальную самобытность народов. [1],[2],[3]. Процитирую высказывание Ушинского: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естественник; оно знакомит его с характером окружающих людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».[1].

Идеи народности воспитания личности в процессе освоения национальной культуры, межнационального взаимодействия также нашли отражение в фундаментальных работах по педагогике, этнопедагогике современных отечественных ученых. Они охарактеризовали значение народных традиций, наметили пути возрождения и развития прогрессивных народных традиций, определили их роль в формировании человеческих взаимоотношений. Это И.Я. Яковлев – просветитель чувашского народа [4],[5], Г.Н.Волков – внёсший вклад в развитие этнопедагогики Саха [6], Г.С.Виноградов – русский этнограф и фольклорист [7]. И.Я.Яковлев сказал: «Материнский язык – величайшая из духовно-нравственных сил народа, главная его опора. Неограниченное применение родного слова в школе – первое, решающее условие народности образования, гуманности воспитания. Родной язык является не только свидетельством жизненности народа, но есть именно сама жизнь народа. Школа, в которой ограничивается употребление родного языка, чужда народу, враждебна ему». [35].

Историю национального образования в Республике Татарстан, а также развитие национального образования в других республиках и областях России осветили такие авторы, как Исламшин Р.А. [9], Фарисов Ф. [12], Гатауллина М.Х. [13], Темирболатова А.И. [10], Захарова Г.А. [11].

Проблема сохранения родных языков актуальна и за рубежом. Данная тема освещена в работах следующих авторов: Хокера Д. (Великобритания, Уэльс) [18], Кожемякиной В.А. (Канада) [19], Майоровой И.И. (Канада) [14], Балицкой И.В. [25]. По словам Дэвида Хокера, возглавляющего Департамент по делам детей, образования, непрерывного обучения и профессиональной подготовки Правительства Уэльса «примерно 15% детей младшего возраста и 20% детей среднего возраста ходят в школы, где преподавание ведется на валлийском. Почти 50% детей в начальной школе изучают около половины предметов на валлийском языке, хотя официально эти школы не являются уэльскими. И число знающих уэльский язык растет, т.к. все больше родителей в крупных городах, особенно на юго-востоке страны, отдают своих детей в школы, где обучение проходит на валлийском. В результате, несмотря на общий демографический спад, в этих городах постоянно открываются новые валлийские школы, т.к. спрос на них растет. Сейчас на уэльском языке говорит больше детей и молодежи, нежели представителей старшего поколения».

Практическая значимость: результаты исследования могут широко использоваться в школьной практике для совершенствования системы национального образования, помогут переосмыслить традиционные подходы к содержательным и организационно-институциональным аспектам обновления образования. Они могут оказаться полезными для сотрудников Министерства образования и науки РТ, органов управления образованием регионального и муниципального уровней, курирующих национальное образование.


Каталог: data -> 2014
2014 -> Реферат Отчет с., главы, 22 рис., табл., 16 источников, прил видео стеганография, стеганография mpeg, сокрытие информации в видео, встраивание и извлечение информации, дискретное косинусное преобразование, помехоустойчивое кодирование, циклические
2014 -> Становление футбольного клуба как бренда на примере фк
2014 -> Проблемы и перспективы взаимодействия Европейского Союза и России по урегулированию локальных кризисов
2014 -> Факторы формирования российского и американского экспорта вооружений в начале XXI века
2014 -> Памятка студентам бакалавриата «Куда обращаться?»
2014 -> «Восприятие института монархической власти в Великобритании, России и в Японии»
2014 -> Программа краткосрочного повышения квалификации работников ниу вшэ
2014 -> Практики краудсорсинга в прикладных социальных исследованиях


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7




База данных защищена авторским правом ©www.vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница