Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Институт образования
Магистерская программа «Управление образованием»
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
на тему: «Востребованность обучения в национальных школах
(на примере школ Высокогорского муниципального района
Республики Татарстан)».
-
________________
(подпись)
________________
(подпись)
|
Студент группы № 803
Сафина Г.Ф.
Научный руководитель
д.н., профессор
Майоров Алексей Николаевич
|
Москва, 2013 г.
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Состояние проблемы функционирования национальных школ России и за рубежом в теории и практике отечественной и зарубежной педагогики. 12
1.1. История развития национального образования в России. 12
1.2. Национальное образование в зарубежных странах. 16
1.3. История развития национальной школы 24
в Республике Татарстан. 24
1.4. Нормативно-правовая база функционирования 29
национальных школ в Республике Татарстан. 29
Выводы по главе 1. 34
Глава 2. Результаты комплексного исследования функционирования общеобразовательных школ 35
(национальных и с русским языком обучения) 35
в Высокогорском муниципальном районе 35
Республики Татарстан. 35
2.1. Исследование национальных школ 35
в Высокогорском районе Республики Татарстан. 35
2.2. Анализ причин уменьшающейся востребованности 37
национальных школ. 37
Выводы по главе 2. 49
Глава 3. Предложения по повышению востребованности обучения в (сельских) национальных школах. 50
Выводы по главе 3. 75
Заключение. 76
Приложения. 79
Список использованной литературы. 86
Введение 2
Глава 1. Состояние проблемы функционирования национальных школ России и за рубежом в теории и практике отечественной и зарубежной педагогики. 12
1.1. История развития национального образования в России. 12
1.2. Национальное образование в зарубежных странах. 16
1.3. История развития национальной школы 24
в Республике Татарстан. 24
1.4. Нормативно-правовая база функционирования 29
национальных школ в Республике Татарстан. 29
Выводы по главе 1. 34
Глава 2. Результаты комплексного исследования функционирования общеобразовательных школ 35
(национальных и с русским языком обучения) 35
в Высокогорском муниципальном районе 35
Республики Татарстан. 35
2.1. Исследование национальных школ 35
в Высокогорском районе Республики Татарстан. 35
2.2. Анализ причин уменьшающейся востребованности 37
национальных школ. 37
Выводы по главе 2. 49
Глава 3. Предложения по повышению востребованности обучения в (сельских) национальных школах. 50
Выводы по главе 3. 75
Заключение. 76
Приложения. 79
Список использованной литературы. 86
Введение
Актуальность исследования:
Образование играет важную роль в культурной, социальной и экономической жизни общества. Каждый гражданин нашей страны обязан получить общее полное среднее образование. Для этого функционирует широкая сеть общеобразовательных учреждений, из которых 80% расположены в сельской местности и 20% в городской. Несмотря на такое соотношение только 31% учеников обучается на селе, в которых работают 39% от всех учителей. Одной из главных проблем системы образования является резкое падение в 90-е годы контингента детей в связи с ухудшением демографической ситуации. В итоге – большое количество сельских малокомплектных школ, в которых учатся по 100 и менее детей. Переход на нормативно-подушевое финансирование привёл к тому, что начала происходить реструктуризация малокомплектных школ, или попросту их закрытие. Главным аргументом при этом является их высокая затратность и низкое качество образования. В национальных республиках большинство таких школ – школы с полным или частичным использованием национального компонента.
Конституция Российской Федерации устанавливает статус языков, функционирующих на территории Российской Федерации: государственный язык Российской Федерации, государственные языки республик, родные языки. (ст.68 ч.1). Статусом государственных языков в республиках Российской Федерации наделены 37 языков (включая 13 языков народов Дагестана) в 20 республиках, в 3 республиках и двух автономных округах установлены языки с официальным статусом. Одним из важных условий развития современного образования является актуализация национальной системы образования. Основные направления реформирования образования определены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В ст.14 говорится, что «в Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если настоящей статьей не установлено иное…». “Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования…». Такие школы назывались национальными, но в двух последних редакциях ФЗ «Об образовании в РФ» понятие «национальная школа» отсутствует. В Законе Республики Татарстан «Об образовании» вводится понятие «национальное общеобразовательное учреждение», но для краткости в работе используется понятие «национальная школа».
В начале 90-х годов прошлого века, благодаря демократизации нашего общества, остро стала ощущаться необходимость поднятия престижа родного языка и введения его в процесс обучения и воспитания. В национальных республиках были приняты важные нормативные акты, началось реформирование сферы образования и тенденция к расширению процесса национального возрождения.
Согласно данным МОиН РТ, сеть национального образования Республики Татарстан насчитывает
Школы с языком обучения
|
1997 год
|
2010 год
|
2011 год
|
Татарская школа
|
1126
|
966
|
852
|
Чувашская школа
|
143
|
118
|
97
|
Удмуртская школа
|
39
|
37
|
34
|
Марийская школа
|
18
|
20
|
18
|
Мордовская школа
|
4
|
5
|
3
|
Башкирская школа
|
|
|
1
|
Еврейская школа
|
|
|
1
|
Табл.1
Диагр.1

Диагр.3
Диагр.2
Диагр.3
Такая ситуация с уменьшением количества национальных школ характерна не только для Республики Татарстан, но и для других национальных республик. Получается, что мы теряем систему национального образования, а значит и языки многочисленных народов России. Если исчезает язык, то исчезает и сам народ. Президент России Владимир Путин сказал: "Потеря собственного "культурного лица", национального культурного кода, морального стержня — все это ослабляет и разрушает общество. Обществом, в котором "растворена" культурная традиция, легко манипулировать".1
Мы не должны забывать, что не только семья, но и школа призвана передавать молодому поколению бесценное богатство, накопленное поколениями, - традиции, нравственные устои, историческое прошлое своего народа, духовные ценности. Музыка и живопись, художественные промыслы и ремесла, фольклор и национальный эпос, народная философия и мудрость - все это входит в содержание национального образования.
Проблема исследования: несмотря на то, что в Республике Татарстан уделяется большое внимание национальному образованию, количество национальных школ ежегодно уменьшается, так как с каждым годом всё меньше и меньше детей хотят получать образование на родном (нерусском) языке.
Цель исследования: выявить и проанализировать причины уменьшающейся востребованности национальных школ и на этой основе разработать предложения для её повышения.
Задачи исследования:
-
изучить предпосылки развития национальных школ в России и в Республике Татарстан;
-
изучить мировой опыт изучению и обучению на национальных языках в рамках образовательной деятельности;
-
ознакомиться с нормативной базой функционирования национального образования в Республике Татарстан;
-
выявить основные причины недостаточной востребованности национальных школ:
-
сравнить структуру, условия функционирования национальных школ и школ с русским языком обучения;
-
сравнить уровень обученности (качество знаний, результаты ГИА и ЕГЭ, поступление в ВУЗЫ) в национальных школах и школах с русским языком обучения;
-
разработать предложения по повышению востребованности национальных школ
Объекты исследования: сельские общеобразовательные учреждения: национальные и с русским языком обучения; уровень обученности обучающихся (качество знаний, результаты ЕГЭ, поступление в ВУЗЫ).
Предмет исследования: взаимосвязь между качеством образования и востребованностью национальных школ.
Рабочая гипотеза исследования: востребованность национальных школ повысится в том случае, если при организации учебно-воспитательного процесса будут реализованы следующие условия:
• использовать мировой опыт по применению этнопедагогической концепции (обучение и воспитание, опирающиеся на исторические, экономические, географические, культурные, языковые и другие особенности этноса);
• учитывать потребности и ожидания основных субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей) (знание языков, конкурентные преимущества, углублённое изучение предметов, дополнительное образование, квалифицированные кадры)
• повысить качество образования через применение современных информационных технологий (разработка и внедрение учебно-методических пособий и мультимедийных ресурсов нового поколения на родном (нерусском) языке, дистанционное обучение, интерактивные проекты)
• Иметь возможность продолжить образовательную траекторию на родном (нерусском) языке (создание групп в СПО и ВПО с преподаванием на родном (нерусском) языке)
-
поддерживать связь с детскими садами родного языка и учреждениями дополнительного образования, занимающимися народными промыслами, традициями
Управленческий вопрос: как заинтересовать учеников и их родителей для выбора обучения в национальной школе?
Исследовательские вопросы:
1. Какие стратегии развития национальных школ в условиях конкуренции со школами других государственных языков используют в Великобритании (Уэльс), Канаде, Франции?
2. Почему снижается количество учащихся, желающих получать обучение на родном (нерусском) языке?
3. Каковы результаты ГИА, ЕГЭ, качество знаний, поступление в ВУЗы, участие в олимпиадах в национальных школах и в школах с русским языком обучения Высокогорского района Республики Татарстан?
4. В каких учебных заведениях Республики Татарстан после окончания школы возможно продолжить обучение на родном языке?
5. Какой качественный состав учителей в национальных школах и в школах с русским языком обучения Высокогорского района Республики Татарстан?
7. Что нужно сделать, чтобы повысить востребованность национальных школ?
Методы исследования:
Для решения поставленных задач планируется использовать комплекс взаимодополняющих методов исследования:
-
Анализ научной литературы по описанию опыта развития национальных школ в условиях конкуренции со школами других государственных языков в зарубежных странах;
-
Сбор информации об общеобразовательных учреждениях Высокогорского муниципального района Республики Татарстан с целью создания общего представления о функционировании национальных школ;
-
Сравнительный анализ национальных школ разных видов для выявления их преимуществ и недостатков;
-
Сравнительный анализ результатов ЕГЭ и поступление в ВУЗЫ в национальных школах и школах с русским языком обучения
-
Сравнительный анализ квалификационных категории педагогических коллективов, оснащения в национальных школах и школах с русским языком обучения;
-
Анкетирование участников образовательного процесса (Родители и обучающиеся:1. учатся ли дети по месту проживания; 2. какой язык обучения бы выбрали при наличии выбора и почему; 3. какие видят плюсы и минусы в национальном образовании; 4. знают ли о том, в каких ВУЗах и техникумах можно продолжить обучение на родном языке. Выпускники национальных школ:1. Сложно ли учиться в ВУЗе после окончания национальной школы и если да, то почему).
Обзор литературы:
В книгах выдающихся педагогов и просветителей прошлого Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского и П.П.Блонского заложены общие научно-педагогические основы приобщения детей к народной культуре. Они писали о том, что у каждого народа существует своя система воспитания, и при организации школы необходимо учитывать особенности культуры и национальную самобытность народов. [1],[2],[3]. Процитирую высказывание Ушинского: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естественник; оно знакомит его с характером окружающих людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».[1].
Идеи народности воспитания личности в процессе освоения национальной культуры, межнационального взаимодействия также нашли отражение в фундаментальных работах по педагогике, этнопедагогике современных отечественных ученых. Они охарактеризовали значение народных традиций, наметили пути возрождения и развития прогрессивных народных традиций, определили их роль в формировании человеческих взаимоотношений. Это И.Я. Яковлев – просветитель чувашского народа [4],[5], Г.Н.Волков – внёсший вклад в развитие этнопедагогики Саха [6], Г.С.Виноградов – русский этнограф и фольклорист [7]. И.Я.Яковлев сказал: «Материнский язык – величайшая из духовно-нравственных сил народа, главная его опора. Неограниченное применение родного слова в школе – первое, решающее условие народности образования, гуманности воспитания. Родной язык является не только свидетельством жизненности народа, но есть именно сама жизнь народа. Школа, в которой ограничивается употребление родного языка, чужда народу, враждебна ему». [35].
Историю национального образования в Республике Татарстан, а также развитие национального образования в других республиках и областях России осветили такие авторы, как Исламшин Р.А. [9], Фарисов Ф. [12], Гатауллина М.Х. [13], Темирболатова А.И. [10], Захарова Г.А. [11].
Проблема сохранения родных языков актуальна и за рубежом. Данная тема освещена в работах следующих авторов: Хокера Д. (Великобритания, Уэльс) [18], Кожемякиной В.А. (Канада) [19], Майоровой И.И. (Канада) [14], Балицкой И.В. [25]. По словам Дэвида Хокера, возглавляющего Департамент по делам детей, образования, непрерывного обучения и профессиональной подготовки Правительства Уэльса «примерно 15% детей младшего возраста и 20% детей среднего возраста ходят в школы, где преподавание ведется на валлийском. Почти 50% детей в начальной школе изучают около половины предметов на валлийском языке, хотя официально эти школы не являются уэльскими. И число знающих уэльский язык растет, т.к. все больше родителей в крупных городах, особенно на юго-востоке страны, отдают своих детей в школы, где обучение проходит на валлийском. В результате, несмотря на общий демографический спад, в этих городах постоянно открываются новые валлийские школы, т.к. спрос на них растет. Сейчас на уэльском языке говорит больше детей и молодежи, нежели представителей старшего поколения».
Практическая значимость: результаты исследования могут широко использоваться в школьной практике для совершенствования системы национального образования, помогут переосмыслить традиционные подходы к содержательным и организационно-институциональным аспектам обновления образования. Они могут оказаться полезными для сотрудников Министерства образования и науки РТ, органов управления образованием регионального и муниципального уровней, курирующих национальное образование.
Каталог: data -> 20142014 -> Реферат Отчет с., главы, 22 рис., табл., 16 источников, прил видео стеганография, стеганография mpeg, сокрытие информации в видео, встраивание и извлечение информации, дискретное косинусное преобразование, помехоустойчивое кодирование, циклические2014 -> Становление футбольного клуба как бренда на примере фк2014 -> Проблемы и перспективы взаимодействия Европейского Союза и России по урегулированию локальных кризисов2014 -> Факторы формирования российского и американского экспорта вооружений в начале XXI века2014 -> Памятка студентам бакалавриата «Куда обращаться?»2014 -> «Восприятие института монархической власти в Великобритании, России и в Японии»2014 -> Программа краткосрочного повышения квалификации работников ниу вшэ2014 -> Практики краудсорсинга в прикладных социальных исследованиях
Поделитесь с Вашими друзьями: |