Руководство по определению стоимости автомототранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния



страница1/13
Дата29.08.2018
Размер1.92 Mb.
#46631
ТипРуководство
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

С УЧЕТОМ ЕСТЕСТВЕННОГО ИЗНОСА И ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

НА МОМЕНТ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ
(РД 37.009.015-98)
(Издание восьмое, переработанное и дополненное)
Методическое руководство предназначено для использования:

- в оценочной деятельности;

- при проведении независимой технической экспертизы в рамках ОСГО;

- при подготовке, профессиональной переподготовке, повышении квалификации оценщиков и экспертов-техников.

Настоящее руководство разработано в качестве дальнейшего развития "Методического руководства по определению стоимости автомототранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления РД 37.009.015-98", согласованного с Министерством юстиции Российской Федерации (письмо N 13-67 от 25.02.1998) и утвержденного Министерством экономики Российской Федерации 4 июня 1998 г.

Настоящее издание приведено в соответствие с:

- Федеральным законом "Об оценочной деятельности в РФ" от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.12.2001 N 178-ФЗ; от 21.03.2002 N 31-ФЗ; от 14.11.2002 N 143-ФЗ; от 10.01.2003 N 15-ФЗ; от 27.02.2003 N 29-ФЗ; от 27.07.2006 N 157-ФЗ; от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 13.07.2007 N 129-ФЗ, от 24.07.2007 N 220-ФЗ, от 30.06.2008 N 108-ФЗ, от 07.05.2009 N 91-ФЗ, от 17.07.2009 N 145-ФЗ, от 18.07.2009 N 181-ФЗ);

- Федеральными стандартами оценки ФСО N 1, ФСО N 2, ФСО N 3, утвержденными Приказами МЭРТ РФ от 20 июля 2007 г. N N 254, 255, 256 "Об утверждении федеральных стандартов оценки";

- Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 N 77-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 21.07.2005 N 103-ФЗ, от 25.11.2006 N 192-ФЗ, от 30.12.2006 N 266-ФЗ, от 01.12.2007 N 306-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.05.2005 N 6-П, Федеральным законом от 16.05.2008 N 73-ФЗ, от 1 февраля 2010 г. N 3-ФЗ);

- Постановлением Правительства РФ N 263 от 7 мая 2003 г. "Об утверждении Правил ОСГО владельцев транспортных средств";

- Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 г.;

- Решением Верховного Суда РФ от 24 июля 2007 г. N ГКПИ07-658 "О страховых выплатах при ДТП";

- Постановлением Правительства РФ N 361 от 24 мая 2010 г. "Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств".

Методика разработана специалистами ФГУП "НАМИ", МГТУ "МАМИ", ООО "РАНЭ", ООО "Прайс-Н" при участии независимых специалистов.


ВВЕДЕНИЕ
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в РФ", утвержденный 29 июля 1998 г., установил приоритет Стандартов оценки в оценочной деятельности. С этого момента Методикам была отведена роль способа расчета в рамках одного из подходов, и Законом было закреплено право выбора оценщиком методов оценки.

Настоящие методические рекомендации могут быть использованы:

- при оценке стоимости автомототранспортных средств (далее - АМТС), включая подержанные и аварийные;

- определение стоимости всех видов ремонта АМТС;

- определение размера материального ущерба;

- при проведении работ по автотехнической экспертизе АМТС;

- при решении вопроса о выплате страхового возмещения.

Методические рекомендации предназначены:

- субъектам оценочной и экспертной деятельности, в том числе занимающимся определением размера страхового возмещения;

- саморегулируемым организациям;

- учебным заведениям, занимающимся обучением оценщиков и экспертов;

- другим заинтересованным лицам.


1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ АМТС И ИХ КОМПЛЕКТУЮЩИХ
Согласно п. 20 ФСО N 1, оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от их использования. Ниже рассматривается применение этих подходов при определении рыночной стоимости АМТС, в том числе аварийных, а также не подлежащих восстановлению АМТС (годных остатков), и их комплектующих.
1.1. Определение стоимости сравнительным подходом.

Сравнительный подход позволяет получить наиболее достоверный результат, и поэтому он наиболее предпочтителен при определении рыночной стоимости объектов оценки, если они в достаточном количестве представлены на рынке.

При определении рыночной стоимости объекта оценки используется следующая информация:

- цены из справочно-аналитических изданий;

- цены с интернет-сайтов;

- аукционные цены;

- цены сделок купли-продажи.

Наиболее предпочтительной информацией, с точки зрения достоверности, являются цены сделок купли-продажи. Однако такая информация является малодоступной, поэтому, в основном, используется информация из справочно-аналитических изданий, прайс-листов, приведенная в сопоставимый вид при помощи поправок:

- на техническую сопоставимость;

- возраст;

- пробег;

- техническое состояние;

- износ;

- различие в комплектации;

- на различия в условиях продажи;

- на временную сопоставимость.

Поправка на техническую сопоставимость. Для определения рыночной стоимости объекта, котировочная стоимость корректируется, если параметры оцениваемого АМТС отличаются от среднестатистических значений для данной модели, с учетом физического износа, стоимости устранения незначительных аварийных повреждений, эксплуатационных дефектов, дополнительной утраты товарной стоимости:
, (1.1)
где: - рыночная стоимость АМТС, руб.;

- котировочная стоимость аналогичного АМТС, руб.;

- стоимость дополнительной комплектации, руб.;

- стоимость дополнительного оборудования, руб.;

- корректировка стоимости по пробегу, руб. (определение величины корректировки стоимости АМТС, имеющего пробег за срок службы, отличный от среднего, подробно изложено далее в разделе "Определение износа АМТС и их комплектующих").

Внесение поправок на различия в условиях продаж означает приведение цен всех найденных аналогов к единым коммерческим условиям продаж. Различают следующие виды поправок:

- на уторговывание;

- на сроки поставки;

- на условия платежа (авансовые платежи, платеж наличными, платеж в рассрочку, кредит, платеж в смешанной форме).

Поправка на временную сопоставимость. Величина поправки определяется с помощью индексов или трендов.


1.2. Определение стоимости затратным подходом.

В случае невозможности применения сравнительного подхода оценщик вправе воспользоваться затратным подходом. Затратный подход наиболее успешно используется при оценке стоимости объектов оценки, имеющих на региональном рынке незначительное число аналогов, например, переоборудованных, эксклюзивных, раритетных АМТС и их комплектующих. Кроме того, затратный подход успешно используется для корректировки стоимости объектов, имеющих незначительные повреждения (дефекты) или имеющих дополнительное оборудование или при отличии от базовой комплектации.

При использовании затратного подхода при оценке АМТС определяется стоимость воспроизводства или замещения АМТС. В первом случае речь идет об идентичных объектах, а во втором - об аналогичных.

Под стоимостью воспроизводства оцениваемых АМТС понимается сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки.

Стоимость замещения АМТС - стоимость приобретения аналогичного АМТС (сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки), в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки:
, руб. (1.2)
где: - стоимость замещения нового объекта оценки, руб.;

- стоимость аналогичного объекта, руб;

- стоимость дополнительной комплектации, руб.;

- стоимость дополнительного оборудования, руб.;

- утрата стоимости из-за износа, руб.

Для получения рыночной стоимости АМТС стоимость замещения корректируется с учетом физического износа, стоимости устранения незначительных аварийных повреждений, эксплуатационных дефектов, функционального износа и экономического устаревания, дополнительной утраты товарной стоимости:


, (1.3)
где: - рыночная стоимость АМТС, руб.;

- стоимость замещения нового аналогичного АМТС, руб.;

- стоимость дополнительной комплектации, руб.;

- стоимость дополнительного оборудования, руб.;

- снижение стоимости объекта оценки сразу после покупки, руб.;

- утрата стоимости из-за естественного физического износа, руб.;

- утрата стоимости из-за аварийного физического износа (повреждений), руб.;

- стоимость устранения эксплуатационных дефектов (коррозия, нарушение ЛКП и т.п.), руб.;

- потеря стоимости из-за функционального износа, руб.;

- потеря стоимости из-за экономического устаревания, руб.


1.2.1. Корректировка стоимости АМТС, оснащенных дополнительным оборудованием.

При наличии на объекте оценки дополнительного оборудования, приспособлений, не входящих в стандартную комплектацию, необходимо учесть стоимость установленного оборудования и затраты по его установке. Стоимость дополнительного оборудования, приспособлений рассчитывается с учетом их индивидуального износа.


1.2.2. Учет износа при определении стоимости.

Применительно к оценке объекта, износ (И) означает потерю стоимости объекта оценки. Ниже приведены способы расчета различных видов износа.


1.2.2.1. Учет аварийного физического износа.

Аварийный физический износ может быть незначительным и значительным и способы их расчета различны.


1.2.2.1.1. Учет незначительного аварийного физического износа.

Для определения стоимости объекта оценки с учетом незначительного аварийного физического износа (повреждения), когда повреждены только навесные детали (панели), без повреждения основных узлов, агрегатов АМТС, сначала определяют его стоимость в исправном состоянии (доаварийная стоимость), как правило, сравнительным подходом, а затем корректируют ее на величину затрат по устранению аварийных повреждений:


, руб. (1.4)
где: - стоимость аварийного АМТС, руб.;

- доаварийная стоимость АМТС, руб.;

- величина затрат на ремонт, руб.;

- дополнительная утрата товарной стоимости, руб.


1.2.2.1.2. Учет значительного аварийного физического износа.

В случае значительного аварийного износа (повреждения) определение стоимости такого объекта изложено в разделе "Определение стоимости аварийных АМТС".


1.2.2.2. Учет естественного физического износа.

Стоимость объекта оценки в общем виде, как было показано ранее, определяется по формуле (1.3).

В простейшем случае, когда объект оценки не имеет дополнительного оборудования и не имеет отклонений по комплектации по сравнению с новым аналогичным, а также отсутствуют аварийные дефекты и признаки функционального и экономического устаревания, то есть справедливы равенства:
(1.5)
и, следовательно, на изменение стоимости объекта оценки оказывают влияние только его естественный физический износ () и при этом не выявлено замен дорогостоящих комплектующих изделий, то формула (1.3) примет вид:
, руб. (1.6)
Учитывая, что:
, руб. (1.7)
после подстановки выражения (1.7) в формулу (1.6) получаем:
, руб. (1.8)
или:
, руб. (1.9)
Введем понятие коэффициент физического износа ():
, руб. (1.10)
после подстановки выражения (1.10) в формулу (1.9) получаем:
, руб. (1.11)
При оценке АМТС, находящегося в удовлетворительном состоянии по внешнему виду и эксплуатационным характеристикам, но достигшего расчетного износа 60% и более, последний может быть снижен до уровня 50%, но не ниже, за исключением случая замены кузова на оцениваемом автомобиле. При этом оценщик должен обосновать снижение износа ссылкой на проведенный ремонт, замену агрегатов, сохранение внешнего вида и основных эксплуатационных характеристик.
1.2.2.3. Учет функционального износа и экономического устаревания.

Объект оценки может быть уценен по признаку функционального и экономического устаревания. При принятии решения о величине снижения стоимости объекта оценки необходимо учитывать реальные цены на аналогичные объекты на рынке.


1.2.3. Влияние ремонта на износ и стоимость АМТС

Стоимость АМТС после ремонта возрастает на величину добавленной стоимости, которая исчисляется как суммарная стоимость установленных во время ремонта на АМТС запчастей и использованных при ремонте основных материалов за вычетом стоимости замененных комплектующих (агрегатов, узлов, деталей) и основных материалов с учетом их износа по формуле:


, руб. (1.12)
Или, учитывая, что , получим:
, руб. (1.13)
где: - добавленная стоимость, руб.;

- стоимость установленных во время ремонта на АМТС запчастей, руб.;

- стоимость замененных во время ремонта комплектующих (агрегатов, узлов, деталей), руб.;

- стоимость использованных при ремонте основных материалов, руб.; т.к. , то формула (1.13) примет вид:


(1.14)
Очевидно, что после ремонта АМТС уменьшится его износ (И) на величину (), пропорциональную добавленной стоимости, т.е.:
, (1.15)
где: - величина износа АМТС до ремонта, проценты;

- размер снижения износа АМТС в результате его ремонта, проценты.

В свою очередь:
, (1.16)
где: - добавленная стоимость, руб.;

- стоимость АМТС до ремонта, руб.;

Окончательно:
(1.17)
1.2.4. Предельное значение снижения стоимости за счет износа.

Расчетная стоимость объекта оценки с учетом всех перечисленных выше видов износа (физического, функционального и экономического) не должна быть меньше стоимости его годных остатков.

Кроме того, согласно п. 2.2 статьи 12 Закона "Об ОСГО", величина износа комплектующих изделий АМТС (деталей улов и агрегатов), учитываемая при расчете убытков, возмещаемых страхователем в рамках ОСГО, не может превышать 80 процентов.
1.3. Определение стоимости доходным подходом.

Доходный подход в основном используется для оценки предприятий, производственных комплексов и других объектов бизнеса. Очевидно, что при определении рыночной стоимости серийных АМТС доходный подход не применим, так как степень эффективности (доходности) их использования не отражается на стоимости АМТС.

Доходный подход обязательно используется при оценке стоимости вновь конструируемых (проектируемых) АМТС.
1.4. Определение итоговой величины стоимости.

Согласно п. 24 ФСО N 1, "Оценщик для получения итоговой стоимости объекта оценки осуществляет согласование (обобщение) результатов расчета стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки.

Если в рамках применения какого-либо подхода оценщиком использовано более одного метода оценки, результаты применения методов оценки должны быть согласованы с целью определения стоимости объекта оценки, установленной в результате применения подхода.

При согласовании результатов расчета стоимости объекта оценки должны учитываться вид стоимости, установленной в задании на оценку, а также суждения оценщика о качестве результатов, полученных в рамках примененных подходов.

Выбранный оценщиком способ согласования, а также все сделанные оценщиком при осуществлении согласования результатов суждения, допущения и использованная информация должны быть обоснованы. В случае применения для согласования процедуры взвешивания оценщик должен обосновать выбор использованных весов".

Согласно п. 26 ФСО N 1, "Итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев".

Согласно п. 27 ФСО N 1, "Итоговая величина стоимости должна быть выражена в валюте Российской Федерации (в рублях)".
1.5. Определение стоимости аварийных АМТС (годных остатков), реализуемых целиком без разборки.

При определении рыночной стоимости аварийных АМТС, имеющих существенные повреждения, в том числе АМТС, не подлежащих восстановлению, применяется сравнительный подход. Процедура применения сравнительного подхода подробно изложена в разделе "Определение стоимости АМТС сравнительным подходом".

В случае отсутствия возможности или экономической нецелесообразности реализации аварийного АМТС целиком определяется стоимость его годных к реализации деталей и утилизационных остатков.
1.6. Определение стоимости аварийных АМТС (годных остатков), реализуемых в виде отдельных деталей и утилизационных остатков.

Аварийное АМТС, в котором остались работоспособные комплектующие (агрегаты, узлы, детали), можно разобрать и после диагностики и дефектовки реализовать все пригодное для дальнейшего использования на рынке подержанных запчастей. В этом случае стоимость годных остатков можно определить по формуле:


Каталог: upload -> iblock
iblock -> Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме
iblock -> Часы-смартфон
iblock -> Руководство пользователя для телефона Apple iPhone 6
iblock -> Руководство по эксплуатации Методика калибровки Технические характеристики. Минимальный радиус кривизны поверхностей контролируемых изделий, 6мм
iblock -> Технические требования
iblock -> Технологические карты
iblock -> Оптимизация процесса восстановления измененных и уничтоженных маркировочных обозначений на блоках двигателей транспортных средств
iblock -> Инструкция по эксплуатации Температурный gsm извещатель Grinson T7 Благодарим Вас за выбор температурного gsm извещателя Grinson T7


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




База данных защищена авторским правом ©www.vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница