Сборник материалов V международного дистанционного конкурса научных работ юных исследователей



страница1/13
Дата25.09.2018
Размер0.78 Mb.
#49680
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


c:\users\илюша\documents\интернет-конкурс и олимпиады\олимпиады, конкурсы, конференции 2014-2015\проблемы современной экологии\сборник\фон_1 копия.jpg

МИНОБРНАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.АКМУЛЛЫ»

СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ

V МЕЖДУНАРОДНОГО ДИСТАНЦИОННОГО КОНКУРСА НАУЧНЫХ РАБОТ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

«ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОЛОГИИ»

Уфа- 2015

УДК 581.5

ББК 28.58

С 56
Проблемы современной экологии: сборник материалов V Международного дистанционного конкурса научных работ юных исследователей. – Уфа: Мир печати, 2015. – 162 с.



Печатается при поддержке Благотворительного фонда «УРАЛ»

Редакционная коллегия:

Р.Р.Кабиров, профессор, д.б.н.

Н.В.Суханова, доцент, к.б.н.

О.М.Кудринская, директор МБОУ ДОД ЭБЦ

В сборнике размещены лучшие статьи участников, победителей и призеров V Международного дистанционного конкурса научных работ юных исследователей «Проблемы современной экологии». Опубликованные работы содержат сведения об экологии растений, животных и человека, рассмотрены вопросы общей экологии и биологии, биомониторинга окружающей среды. Сборник представляет интерес для юных исследователей, интересующихся проблемами ботаники, зоологии, микробиологии, экологии. Может быть полезен учителям биологии, химии, географии, педагогам дополнительного образования детей, ученикам и их родителям. Будет полезен при подготовке школьников к олимпиадам по экологии различного уровня.


ISBN 978-5-9613-0328-5

Центр развития одаренности школьников

БГПУ им. М.Акмуллы, 2015
ПРЕДИСЛОВИЕ

Данный сборник составлен по материалам V Международного дистанционного конкурса научных работ юных исследователей «Проблемы современной экологии», в него вошли лучшие работы участников, победителей и призеров конкурса.

Организаторами конкурса выступали: Центр развития одаренности школьников БГПУ им. М.Акмуллы, кафедра биоэкологии и биологического образования естественно-географического факультета БГПУ им. М.Акмуллы, МБОУ ДОД «Эколого-биологический Центр» Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа РБ.

Целью конкурса являлось: выявление способных и одаренных детей, а также детей с активной жизненной позицией; формирование у школьников интереса к естественнонаучным исследованиям; развитие нестандартного мышления; совершенствование практических умений и навыков владения современными методиками и компьютерными технологиями; выявление и распространение успешного опыта в практике педагогов дополнительного образования, учителей.

Участниками конкурса выступали обучающиеся 5-11 классов образовательных учреждений всех типов и видов Российской Федерации и зарубежных стран. К участию в конкурсе принимались исследовательские работы по следующим направлениям: общая биология, общая экология, экологический мониторинг, экология растений, экология животных, экология человека.



Редакторы сборника взяли на себя право корректировки стилистических и орфографических ошибок для унификации всех опубликованных в данном сборнике статей. Хотим выразить огромную благодарность управлению Благотворительного фонда «УРАЛ» за оказанную финансовую поддержку в проведении конкурса и издании сборника. Кроме того, выражаем благодарность студентам естественно-географического факультета за помощь в создание макета сборника.

В заключение хочется пожелать учащимся: «Любите нашу планету! Будьте любознательными! Занимайтесь научными исследованиями! Участвуйте в наших дистанционных олимпиадах и конкурсах – это блестящая возможность постигнуть очередную ступень саморазвития! Интересные задания, направленные на всестороннее изучение проблемы, развивающие мышление, логику, фантазию, креативность, можно выполнять не только в школе, но и дома. Победители и участники получат грамоты, дипломы, сертификаты, которые пополнят ваши портфолио достижений. Желаем вам успехов и ждем новых интересных работ в следующем году!».
Организаторы конкурса
Ардашов Андрей

ГБОУ Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат I вида (для глухих детей), г. Уфа

Научный руководитель: Акбердина Н.А., учитель биологии
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ
«К тому, кто был глух к природе с детства,

кто в детские годы не подобрал выпавшего

из гнезда птенца, не открыл для себя красоты

природы первой весенней травы, к тому потом

с трудом достучится чувство прекрасного, чувство

поэзии, а может быть, и простая человечность».

В.А.Сухомлинский
Проблема экологического воспитания – одна из важнейших проблем, стоящих перед человечеством в настоящее время. В связи с этим главной задачей является формирование экологического сознания у людей, начиная с детского возраста.

Экологическое сознание оказывает влияние на восприятие природных объектов и явлений и на отношение к ним. Проблема формирования экологического сознания особенно остро возникла в ХХ столетии, когда человечество стало осознавать пагубные последствия своей деятельности, которые привели к экологическому кризису. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носит его отношения с природой. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе [1].



Целью данной работы явилось изучение уровня экологического сознания учащихся ГБОУ Уфимской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I вида г.Уфы.

В работе были поставлены следующие задачи:



  • подбор и изучение литературы по данной проблеме;

  • освоение методики диагностики уровня экологического сознания;

  • проведение тестирования учащихся;

  • обработка результатов;

  • оценка уровня экологического сознания учащихся.

Объектом исследований были учащиеся 8-х классов ГБОУ школы-интерната I вида г. Уфы.

В тестировании приняли участие ученики 8А и 8Б классов.



Метод исследования – тестирование. Учащиеся отвечали на вопросы теста по методике «ЭЗОП», который позволяет определить тип доминирующей установки человека в отношении природы [2].

Выделяют четыре типа таких установок:



  • личность воспринимает природу как объект красоты («эстетическая» установка);

  • личность воспринимает природу как объект знаний, изучения («когнитивная» установка);

  • личность воспринимает природу как объект охраны («этическая» установка);

  • личность воспринимает природу как объект пользы («прагматическая» установка).

Методика состоит из 12 пунктов. Каждый пункт содержит стимульное слово и пять слов для ассоциаций. Тестируемому человеку нужно выбрать одно из пяти слов, которое он считает наиболее подходящим для стимульного слова. Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Тип установки, получивший наибольший удельный вес (1 ранг), рассматривается как ведущий у данного человека [2].

Результаты исследования показали следующее.

Таблица 1



Результаты тестирования по методике «ЭЗОП»

учащихся 8А класса

№№

п/п

Фамилии учащихся

Типы установок в отношении

природы

К

И

О

П

1.

Ардашов Андрей

4

5

2

1

2.

Захаров Дмитрий

2

4

2

4

3.

Мифтахов Ильнар

1

3

3

5

4.

Мусин Илья

3

1

3

5

5.

Сафуанов Руслан

2

2

3

5

6.

Шарипов Руслан

3

2

2

5

Средний балл

2,5

2,8

2,5

4,2

Примечание: К – красота; И – изучение; О – охрана; П – польза.
Из данных таблицы видно, что большинство учащихся 8А класса воспринимают природу как объект пользы. Прагматическая установка имеет самый высокий средний балл – 4,2. Ученики этого класса одинаково относятся к природе как к объекту красоты и охраны – средний балл для этих установок составляет 2,5. Отношение к природе как к объекту изучения немного выше – средний балл составляет 2,8.

Результаты тестирования учащихся 8Б класса по этой же методике представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты тестирования по методике «ЭЗОП»

учащихся 8Б класса


№№

п/п

Фамилии учащихся

Типы установок в отношении

природы

К

И

О

П

1.

Ажатаров Женя

2

4

1

5

2.

Багаутдинова Диана

4

2

3

3

3.

Билалова Илсилу

2

3

4

3

4.

Никифорова Вика

3

2

3

4

5.

Сунагатов Тимур

2

3

4

3

6.

Фомина Настя

1

4

5

2

7.

Шагивалиев Рамис

4

2

3

3

Средний балл

2,6

2,9

3,3

3,3

Примечание: К – красота; И – изучение; О – охрана; П – польза.
Как видно из данных учащиеся 8Б класса одинаково воспринимают природу как объект пользы и охраны. Эти установки в отношении природы имеют самый высокий балл – 3,3. В меньшей степени ученики этого класса воспринимают природу как объект изучения (средний балл 2,9) и объект красоты (средний балл 2,6).

Таблица 3



Тип доминирующей установки в отношении природы

у учащихся 8-х классов


Классы

Методика «ЭЗОП»

Типы установок в отношении природы

К

ср.балл


Ранг

И

ср.балл


Ранг

О

ср.балл


Ранг

П

ср.балл


Ранг



2,5

III

2,8

II

2,5

III

4,2

I



2,6

III

2,9

II

3,3

I

3,3

I

После выявления среднего балла для каждой установки в отношении природы, им были присвоены соответствующие ранги. Сводные данные по классам представлены в таблице 3.

Как видно из данных этой таблицы у учащихся 8-х классов ведущей в отношении природы является прагматическая установка (I ранг), т.е. восприятие природы как объекта пользы (П). А самый низкий III ранг присвоен эстетической установке – восприятию учащимися природы как объекта красоты (К).

Заключение

Результаты тестирования учащихся 8-х классов нашего лицея по методике «ЭЗОП» показали следующее.

Природа воспринимается учащимися прежде всего как объект пользы для человека. Ведущей является прагматическая установка в отношении природы (I ранг).

На втором месте у этих же учеников отношение к природе как к объекту изучения (когнитивная установка II ранг).

В меньшей степени ученики воспринимают природу как объект красоты (эстетическая установка III ранг).

А отношение к природе как к объекту охраны у учеников 8А и 8Б классов оказалось разным. Наивысший I ранг присвоен этой установке в 8Б классе, а наименьший III ранг – в 8А классе.

Полученные результаты исследования показывают, что учащимся 8-х классов нужно активнее участвовать в различных мероприятиях по защите, уходу, улучшению окружающей природы для того чтобы повысить уровень своей экологической культуры и экологического сознания. Потому что именно уровень экологического сознания определяет поведение людей по отношению к природе. А от этого будет зависеть будущее всего человечества.

Список использованных источников

1. Медведев В.И., Алдашев А.А. Экологическое сознание: Учебное пособие. Изд. второе, доп. М.: Логос, 2001.

2. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М.: Московский психолого-социальный институт, 2010.
Волков Константин Сергеевич

МБОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр»

Дёмского района ГО г.Уфа

Научный руководитель: Яхина Р.Р., педагог ДО МБОУ ДОД «ДЭБЦ»

Дёмского района
ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ СВОЙСТВ ЗУБНЫХ ПАСТ
Реклама стала неотъемлемой частью нашей жизни. Она настигает нас с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов. Рекламные слоганы у всех на слуху – нас ежедневно уверяют, что «Чистота – чисто «Tide»…Так и хочется всему этому поверить! А не лучше ли проверить самому? Ведь не случайно народная мудрость гласит: «Доверяй, но проверяй». Пусть же личный опыт, подтвержденный химическим экспериментом, станет основой для правильного выбора. Так и я решил провести исследование нескольких рекламируемых зубных паст.

Актуальность. Здоровье зубов – важнейший фактор здорового и полноценного образа жизни. Одним из основных условий поддержания зубов в здоровом состояние является соблюдение правил личной гигиены, и в первую очередь ежедневная чистка зубов. Для этой цели применяются зубная щетка, зубная нить, зубочистка, жевательные резинки, зубные порошки и пасты. Основными средствами по уходу за зубами являются зубная щетка и паста.

Правильный выбор зубной пасты во многом определяет здоровье зубов. Зная это, рекламодатели уделяют большое внимание рекламе зубных паст, в средствах массовой информации.

Обычно в рекламе утверждается, что зубная паста защищает зубы от действия кислоты, которая образуется во рту во время и после потребления пищи. Поскольку провести эксперимент на зубах, подтверждающий или опровергающий защитный свойства зубных паст невозможно, то рекламодатели ссылаются на опыты с куриным яйцом.

Заинтересовавшись результатами подобных экспериментов и понимая важность проблемы качественного ухода за зубами, я решил самостоятельно проверить защитные свойства нескольких видов зубных паст. Опросив своих одноклассников, я выбрал 7 наиболее популярных видов зубных паст и изучил, насколько сильно отличается действие кислот на скорлупу куриных яиц, обработанных зубной пастой, по сравнению с контрольной скорлупой, не обработанной пастой.



Цель исследования: изучение защитных свойств рекламируемых зубных паст.

Предмет исследования: процесс взаимодействия раствора кислоты со скорлупой куриного яйца.

Методы исследования: эксперимент, наблюдение, сравнение, анализ.

Гипотеза: если предварительно обработать скорлупу куриного яйца зубной пастой, то разрушающее воздействие кислоты на скорлупу скажется в меньшей степени.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу и материалы интернет-сайтов, посвященные описанию состава зубных паст и их свойств.

2. Провести опрос среди одноклассников для выяснения наиболее популярных видов зубных паст.

3. Полученные результаты обработать и наглядно представить.

4. Подтвердить гипотезу: если предварительно обработать скорлупу куриного яйца зубной пастой, то разрушающее воздействие кислоты на скорлупу скажется в меньшей степени.

5. Сделать общие выводы по работе и оформить их.

Зубная паста – специализированная лекарственная форма, предназначенная для гигиены, профилактики и лечения заболеваний органов полости рта. С помощью зубной пасты обеспечиваются эффективное очищение полости рта и лечебно-профилактическое действие абразивных, антимикробных, поверхностно-активных бактериостатических, консервирующих и других веществ.

Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет, остатки пищи, быть приятными на вкус, обладать хорошим дезодорирующим и освежающим действием и не вызывать побочных местно-раздражающего и аллергического эффектов. Для этого в состав паст вводят абразивные, связующие, увлажняющие, пенообразующие и ароматические, придающие им приятный вкус вещества.

Зубные пасты подразделяются на гигиенические и лечебно-профилактические.

Гигиенические пасты предназначаются только для очищения полости рта и не имеют в своем составе лечебных или профилактических добавок. В настоящее время гигиенические пасты практически не производятся, и они редко поступают в продажу.

Лечебно-профилактические пасты содержат различные биологически добавки. Они предназначены для ежедневного ухода за ротовой полостью, а также для профилактики кариеса, заболевания слизистой оболочки рта, пародонтоза.

Обычно лечебно-профилактические пасты делят на пять групп:

• пасты с растительными добавками;

• солевые пасты;

• пасты, содержащие ферменты;

• пасты с активными биодобавками;

• противокариесные пасты.

В качестве противокариесного компонента, эффективного для профилактики кариеса, большинство зубных паст содержит фториды (в растворенном виде): фториды натрия и олова, монофторофосфат, подкисленный фторид натрия. В последнее время в пасты вводят и органические соединения фтора (аминофториды).

Фториды подавляют обмен веществ у бактерий, содержащихся в зубном налете, а значит и их способность к образованию кислот, оказывающих разрушающее действие на зубную эмаль. Кроме того, фториды задерживают образование и распространение бактериального налета. Фториды также минерализуют твердую ткань зубов, тем самым повышая их устойчивость к кариесу, усиливая стойкость зубов к воздействию кислот.

Таким образом, противокариесные вещества обеспечивают укрепление и восстановление твердой ткани зубов, снижают растворимость эмали посредством минерализации.

Развитию кариеса в значительной степени способствуют избыточное потребление продуктов, содержащих большое количество углеводов. Речь идет не только о сахаре и конфетах, но и о хлебе, печенье и т.п.

Данный факт можно объяснить тем, что глюкоза, содержащаяся во всех сладостях или образующаяся при гидролизе сахарозы или крахмала, легко подвергается процессу молочнокислого брожения.

Таким образом, остатки сладкой пищи в полости рта превращаются в молочную кислоту, которая растворяет зубную эмаль.

В состав основного компонента костной ткани зубов – дентина, так же как и в состав скорлупы куриного яйца, входят не растворимые в воде карбонаты кальция и магния. При воздействии кислоты на карбонаты происходит химическая реакция, в результате которой образуется растворимые соли, т.е. происходит разрушение зубов.

Еще одним фактором, способствующим разрушению зубной эмали, является воздействие непосредственно кислот, содержащихся в ягодах и фруктах. Об этом свидетельствует ощущение оскомины после их потребления, что приводит к повышению чувствительности зубов к горячей и холодной пище.

Зубная эмаль по своему составу относится к классу основных солей, так как содержит OH- группу. Все основные соли хорошо растворяются в кислотах, даже в таких слабых, как яблочная и лимонная, содержащихся в кислых фруктах. Частичное растворение эмали и делает зубы чувствительными к горячему и холодному.

Фторид-ион содержащийся в зубных пастах, замещает гидроксид-ион в составе зубной эмали. При этом образуется менее растворимый в кислотах фторапатит, который и обеспечивает защиту зубов.

Для проведения опыта я использовал следующие предметы и реактивы.

• 8 скорлуп от куриного яйца (7 – для обработки пастой, одно контрольное)

• 7 видов зубных паст:

1)Parodontax с фтором

2)LR Aloe Vera зубная паста-гель

3)Blend-a-med с активным фтором

4)SPLAT Биокальций

5)Лесной бальзам

6)Страна сказок

7)Silca Dent

• 0,7 % растворы уксусной кислоты

• 8 одноразовых стаканов.

Порядок выполнения эксперимента следующий:

1. Намазываем 7 скорлуп от куриных яиц зубными пастами и выдерживаем 15 минут.

2. Смываем пасту водой.

3. Опускаем скорлупы (7 обработанных пастой и одно контрольное) в раствор уксусной кислоты. Время выдержки скорлуп 10 минут.

4. Вынимаем яйца из раствора уксусной кислоты.

По ходу эксперимента изучались:


  • стирание верхнего слоя скорлупы,

  • реакция на уксусную кислоту, выделение пузырьков углекислого газа.


Каталог: data -> olimp
olimp -> Вступление актуальность темы Цель работы Обзор литературы
olimp -> Химические элементы, составляющие многообразие окружающего нас мира, с глубокой древности привлекали внимание людей, их изучение стало впоследствии одним из главных направлений научного исследования природы человеком
olimp -> Тогда, в дни Смутного времени, Филарет Романов был возвращен из ссылки и стал митрополитом Ростовским
olimp -> Ответы на вопросы для учащихся 6-7-х классов: с греческого языка слово
olimp -> Михаил Фёдорович
olimp -> Иван Грозный личность и эпоха
olimp -> Анастасия Николаевна Романова загадка великой княжны
olimp -> Каримова Лилия Данилевна1, Наумова Лениза Гумеровна2
olimp -> Дистанционная олимпиада по истории «Романовская династия в истории России» для учащихся 9 классов (4 тур)


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




База данных защищена авторским правом ©www.vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница