Словесные игры в логопедической коррекции



Дата12.07.2019
Размер31.5 Kb.
#119186
ТипРассказ

Словесные игры в логопедической коррекции

1.      Игры на установление правильного расположения картинок серии, объединенных единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента. В этих играх требовалось:

а) отобрать из ряда предложенных сюжетных картинок те, которые иллюстрируют прочитанный педагогом рассказ, расположить их в последовательности протекания событий;

б) восстановить заданный порядок картинок-событий по ранее прочитанному рассказу, т. е. по памяти;

в) найти место «пропавшей» картинке в ряду других. Вариантом этого приема является метод речевого восстановления недостающего звена в ряду других;

г) найти «ошибку» педагога и восстановить деформированный порядок в серии картинок. Этот вид работы развивает соревновательные мотивы: кто быстрее обнаружит неправильность в системе расположения наглядного материала;

д)  расположить картинки серии соответственно опорным словам или словосочетаниям,  предложенным  педагогом. Опорными словами могут служить как наименования предметов, так и наименования действий;

е)  найти «лишнюю» картинку среди заданных, расположить картинки в соответствии с логикой событий;

ж)     самостоятельно расположить картинки в последовательности рассказа, составить по ним забавный (смешной), грустный (печальный) рассказ;

з) найти «ошибку» в чтении текста через восстановление порядка протекания событий на основе правильного расположения картинок и т. д.

 2.      Игры эвристического характера,  направленные на нахождение недостающего элемента ситуации среди предложенных (фоновых) картинок:

а)  найти «пропавшую» картинку среди фоновых, определить ее место в ряду заданных;

б)  выстроить в правильной последовательности события по одной заданной картинке; отобрать из нескольких наборов картинок (сюжетных серий) элементы, адекватные заданному;

в)  «распутать» две сюжетные канвы, состоящие из двух наборов картинок (вначале предлагаются эпизоды диаметрально противоположные: «делают снежную горку» — «ловят рыбу»; затем эпизоды близких ситуаций:  «ловят рыбу» — «случай на реке»);

г)   подобрать к сюжетной картинке отдельные предметные изображения   (субъекты и объекты ситуации);

д)  подобрать к каждой картинке предметные изображения и расположить их в последовательности изложения (рассказывания).

 3.      Игры на «воображение», связанные с придумыванием небольшого сюжета и последующим его оречевлением вначале с опорой на наглядный материал, а затем самостоятельно.

Например, детям можно предложить набор предметных картинок, на основе которых они должны придумать какое-либо событие.

Можно использовать и игру «Мим», в основу которой положена вербализация небольшой пантомимы. Такая игра является плодотворной и полезной для детей, страдающих моторной алалией, поскольку требует соотнесения иконического языка (предметные изображения) с пара-лингвистическими (жест, поза, мимика) и с языковыми средствами. Она развивает у учащихся естественный переход с предметно-образного кода внутренней речи на код натурального языка.

 4.Игры в «семантические абсурды», когда детям предлагают найти несоответствие между текстом и иллюстрацией к нему; найти в тексте слова,  фразы, части, не подходящие по смыслу, и заменить их адекватными. Эти игры подготавливают детей к развитию поисковой деятельности, направляя их внимание на выбор языковых средств, адекватных как смысловым, так и синтаксическим отношениям сообщения.

 5.Ассоциативные игры, цель которых — актуализация  процесса отбора слов из долговременной памяти и систематизация имеющегося у ребенка  словаря. Система подобных упражнений носит подготовительный характер (к пересказу своими словами) и может проводиться как на изолированных словах, так и словах, взятых из текста. Проведение этой игры связано с разнообразными заданиями на нахождение:

- любого слова к заданному (тренировка быстроты реакции);

—слова  (слов), близкого по смыслу к заданному;

—слова (слов), противоположного по значению;

—ряда слов к заданному;

—слов, объединенных тематическим признаком (все слова «про лес», «улицу», «идем в поход», «кто что потерял» и т. д.);

- слов, относящихся  к одной лексико-грамматической группе  (слова-предметы, слова-действия, слова-качества);

—слова по ряду заданных («кому нужны для работы кисти, краски, ведро, лестница; пила, топор, гвозди, молоток, рубанок?»);

—слов для адекватного завершения смысла высказывания («Витя закинул удочку и вытащил» (окуня, червяка, консервную банку);

—слова, не подходящего по значению к данным (вернулся — отвернулся — возвратился);

—слов с нарастанием или убыванием значения (усмехнулся — засмеялся — захохотал) 



Проведение словесных игр имеет особое значение ввиду их направленности на формирование семантических полей значений.
Каталог: Logoped
Logoped -> Шкловский В. М., Визель Т. Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. — М.: «Ассоциация дефектологов»
Logoped -> Полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга
Logoped -> Курсовая работа по логопедии система организации восстановительного обучения больных с афазией в условиях стационара Рыськова Татьяна Николаевна
Logoped -> Программа дисциплины дпп. Ф. 02. Логопедия. Раздел
Logoped -> Что такое фонематический слух?
Logoped -> В качестве замены или дополнения речи; отношение окружающих к состо-янию речи ребенка; занимался ли с логопедом, каковы результаты
Logoped -> Решение проблемных ситуаций Поисково-исследовательские Здоровьесберегающие Коммуникативные игры
Logoped -> Логопедический тренажер "дельфа-142"
Logoped -> Рекомендации родителям, воспитывающих детей с овз, по коррекции нарушений письменной речи
Logoped -> Этапов логопедической работы по коррекции нарушения голоса у детей


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница