«Создание условий для работы с детьми, имеющими нарушения речи, на уроках и во внеурочное время»



Скачать 135.99 Kb.
Дата23.01.2019
Размер135.99 Kb.
#67384
ТипУрок

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Создание условий для работы с детьми, имеющими нарушения речи, на уроках и во внеурочное время».

Учитель начальных классов

МКОУ «Тёткинская СОШ №1»

Рожкова Людмила Александровна

2015 г.

Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития иклюзивной практики – создание специальных условий для удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика, развития и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение осуществляется по адаптированной образовательной программе. Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Для меня, как для учителя-логопеда, очень важно, как помочь детям с речевыми нарушениями, соответственно и требования к АООП, где возможны разные варианты, в зависимости от степени речевого расстройства. Вариант 1 предназначен для обучающихся с ФН, ФД, ФФН, ОНР (3 уровень). Обязательным условием реализации АООП является логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя-логопеда с учителями начальных классов с учётом особых образовательных потребностей обучающихся.

Сопровождение таких детей осуществляется на нашем логопункте, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речи. В этом году по результатам обследования зачислено 14 обучающихся.

Логопедическое сопровождение направлено на предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи у младших школьников.

В течение учебного года на логопедическом пункте проводится работа по различным направлениям:


  1. организационное;

  2. диагностическое;

  3. коррекционное;

  4. профилактическое;

  5. научно-методическое;

  6. взаимосвязь с другими участниками коррекционного процесса.

Эта работа отражена в составленном мною годовом плане , где указано наименование работы, форма, условия и сроки проведения.

В результате организационной работы проводится подготовка логопедического кабинета к новому учебному году (до 15 сентября): систематизируется и пополняется методический материал (по постановке и автоматизации нарушенных звуков); иллюстрированный и раздаточный материал для детей, зачисленных на логопункт (подготовлены настольные печатные игры, направленные на автоматизацию и дифференциацию звуков).



Диагностическая работа, которая проводится с 1 по 15 сентября и во второй половине мая, включает всестороннее логопедическое обследование речи ребенка.   Все полученные данные обследования анализируются, сопоставляются и фиксируются в речевой карте. Краткий анализ данных обследования позволяет мне сделать прогноз и наметить пути дальнейшего логопедического сопровождения.

По результатам обследования 1-2 классов были сформированы группы обучающихся с различными нарушениями речи. С фонетическим дефектом- 4 человека, с ФФН – 5 человек, с ОНР (3 уровень) - 3 человека, с нарушениями чтения и письма, обусловленными ФФН – 3 человека.

Со второй половины  сентября  по май осуществляется коррекционное направление логопедического сопровождения. Этот этап самый объёмный и значимый. В зависимости от структуры дефекта строится дальнейшая   коррекционная работа, которая осуществляется на индивидуальных или подгрупповых занятиях. Я составляю индивидуальные программы развития, где выделяются направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные речевые и неречевые нарушения и пробелы в умениях и навыках ребенка с опорой на его сохранные речевые возможности.

Такой план позволяет мне систематизировать занятия, повысить их эффективность и усилить коррекционную направленность, а также осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

Важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения. Так как у нас в школе выявлены дети с ФД, с ФФН, с ОНР , раскрою структуру данных дефектов.


  • Фонетический дефект. Имеется в виду такой недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированное нарушение. В логопедическом заключении отражается характер искажения звука (например, р - велярное, увулярное; с - межзубное, боковое; ш-ж нижние, губные и т.д.).

  • Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН). Это означает, что у ребенка имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи: дефекты произношения, трудности различения (дифференциации) оппозиционных звуков, разная степень недостаточной сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

  • Общее недоразвитие речи (ОНР). Лингвистическая структура данного дефекта свидетельствует о том, что у ребенка оказывается недостаточно сформированной вся система средств языка (дефекты произношения, трудности различения оппозиционных звуков, количественная и качественная неполноценность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи), выраженность которых может быть различна. Такой уровень лингвистического недоразвития может наблюдаться при разных формах речевой патологии (алалия, дизартрия, ринолалия).

На индивидуальных занятиях происходит коррекция звукопроизношения, которая включает следующие этапы. Эту работу я осуществляю со всеми детьми, зачисленными в логопедический пункт.

I. Подготовительный;

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков;

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

На подготовительном этапе моя работа направлена на:

- выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков;

- развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи.

На этапе формирования первичных произносительных умений и навыков происходит постановка нарушенных звуков, используя различные способы: имитационный, механический, смешанный. Далее следует автоматизация поставленных звуков изолированного произношения; в слогах; в словах; в словосочетаниях; в предложениях; в тексте. Если есть замены звуков, то очень важен этап дифференциации изолированных звуков; в слогах; в словах; в словосочетаниях; в предложениях; в тексте. Этот этап важен для Костелова И., Бобохина Н. Стародубцева Н., Прасолова В.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.

Не смотря на непродолжительные занятия, наблюдается ряд улучшений у моих ребят. Поставлены звуки у Буряченко И., Константин С. У Костелова И. звук (р) полностью введён в спонтанную речь.

На основании материалов обследования учащихся мною составляется календарно-тематическое планирование для каждой группы детей с нарушениями устной и письменной речи, в котором отмечается: состав учащихся и краткая характеристика проявлений речевого дефекта; основное содержание и последовательность работы; примерные сроки прохождения каждого этапа. Работа проводится на фронтальных занятиях, которые являются основной формой проведения коррекционного обучения, проходит в виде логопедических занятий по продолжительности урока, согласно утверждённому расписанию.

1 этап коррекционно-развивающего обучения « Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи».

На данном этапе я осуществляю работу над развитием артикуляционной моторики, постановкой и автоматизацией звуков. Даются представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований. Восполняются пробелы в формировании фонематических процессов, обогащается словарный запас, путём введения слов-терминов: звук, слог, слияние, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные и др., а также за счёт лексических тем. Формируются психические процессы - внимание, память, умение переключаться с одного вида деятельности на другой, умения слушать и слышать учителя-логопеда. По завершении 1 этапа коррекционно-развивающего обучения у учащихся должны быть:

-сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи; -восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов; -уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;

-поставлены и отдифференцированны звуки;

-уточнен и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

-введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова- термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые-мягкие согласные, звонкие-глухие, согласные, предложение и т.д.

Для детей, которые имеют ФФН речи заканчивается коррекционное обучение.Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь первый этап коррекционно-развивающего обучения. Таким образом, общее содержание и последовательность обучения детей с ФФН и первого этапа коррекционной работы с детьми с ОНР могут быть примерно одинаковыми. Вместе с тем количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы. Принципиальное различие при планировании логопедических занятий будет заключаться в подборе речевого материала, соответствующего общему развитию ребенка и структуре дефекта.

Основной задачей 2 этапа коррекционно-развивающего обучения является восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи. Содержание занятий этого этапа направлено на:

-уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;

-уточнение значений используемых синтаксических конструкций;

-дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

По истечении 2этапа коррекционно-развивающего обучения учащиеся должны в практическом плане научиться:

-ориентироваться в морфологическом составе слова, т.е. уметь определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова;

-активно пользоваться различными способами словообразования;

-правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением);

-передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.

3 этап коррекционно-развивающего обучения « Восполнение пробелов в формировании связной речи».

Работа над коммуникативной деятельностью учащихся на данном этапе усложняется. Закрепляются навыки звукобуквенного анализа. Восполняются пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи. Продолжается работа над обогащением словарного запаса путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования. Я стараюсь совершенствовать умения и навыки в устной и письменной речи, через умение составлять связный рассказ, через работу с деформированными предложениями и текстами, а также через высказывания как обсуждение, обобщение, доказательство, рассуждение.

Эта работа будет продолжаться и в следующем году с такими обучающимися как Прасолов В., Константин С, Бобохин Н., Дамерт Г.

В ходе профилактической работы это вторая половина мая буду проводить отслеживание динамики речевого развития детей (конкретного ребёнка). Повторная диагностика речевого развития по тем же методикам, которые были использованы на первом этапе логопедического сопровождения. Произойдёт отслеживание результатов, коррекционной работы, сделается вывод об эффективности применяемых методик.

Осуществляется методическая помощь родителям и учителям, в виде индивидуальных консультаций, где даются соответствующие рекомендации.

Учителям, чьи дети зачислены на логопедический пункт, предлагается информация о результатах коррекционной работы на определённом этапе, тем самым, стимулируя их продолжать эту работу в классе. В свою очередь учителя делятся со мной своими наблюдениями за речью ребёнка (вне логопедических занятий) . Корректируется программа совместных действий с каждым ребёнком. Предоставляется информация с целью профилактики речевых нарушений.

В рамках методической деятельности я осуществляю работу над проблемой предупреждения и коррекции специфических ошибок письма у младших школьников.

Успешность осуществления коррекционно-педагогической работы во многом зависит от совместной деятельности  всех участников образовательного процесса - учителей начальных классов, психолога, учителя музыки, учителя – логопеда.

В этом году в рамках методического объединения произошло консультирование учителей начальных классов по выявлению специфических ошибок при дисграфии, так как в каждом классе находятся дети с данным нарушением.

Хотелось поговорить о некоторых приёмах, которые учитель может самостоятельно использовать на своих уроках и на занятиях внеурочной деятельности. Хотя мои рекомендации больше относятся к начальной школе, но мы все с вами мамы, папы, бабушки, дедушки, хотелось, чтобы каждый как педагог, владел приёмами коррекционной работы.

Очень эффективны речевые разминки. Артикуляционную гимнастику можно использовать на уроках литературного чтения. У ребенка должна появиться регулировка специфической, точной работы мышц артикуляторного аппарата, обеспечивающего устную речь.

«Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении  3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

 

Тянем губы мы к ушам,



Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

«Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

 

Вырос гриб большой в лесу,


В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять -
Гриб мне надо удержать.

«Гармошка» (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения  надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Внимание: Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

 

На гармошке мы играем.


Рот пошире открываем,
Челюсть вверх, челюсть вниз,
Ты, смотри, не ошибись.

 

«Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).



Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

 

Скачем, скачем на лошадке.


Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают,
Язычок им помогает.

«Барабан» (отрабатывать подвижность языка в верхнем положении).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком  «Д-Д-Д». Стучать язычком  7 – 15 секунд (на весь выдох).

Внимание: Произносить «д-д-д» часто («как пулемет»), с усилием, напрягая мышцы не только языка, но и шеи, плеч.

 

В барабан мы бьем


Нашим язычком.
Громкий, громкий звук
Слышен звонкий стук.

 

«Комар» 



Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язычок за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗ (получится звук, средний между З и Ж).

Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования  навыков дыхания. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища, а динамические сопровождаются движениями (О.И. Крупенчук, Т.А.Воробьёва «Комплексная коррекция артикуляционных расстройств»).

Упражнения на развитие речевого дыхания важны, если нарушено произношение звуков ( р), (ш), или если они отсутствуют в речи. Звук (Р) вибрант, он формируется под воздействием сильной целенаправленной воздушной струи, поэтому важны такие упражнения:

«Сдуть снежинку», «Кто лучше надует шарик?», «Шину прокололи», «Трубач», «Задуй свечу», «Побрызгай бельё водой».

Когда на логопедических занятиях идёт этап автоматизации поставленного звука, учителя могут использовать скороговорки с тем звуком, который автоматизируется у ребёнка. Затем включать скороговорки с оппозиционными звуками, если у ребёнка- логопата имеется замена.

Роботу всякое дело нравится. Робот с любою работою справится. Роботу просто трактор собрать. Резать металл и на скрипке играть.

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

Если добавить движения, то получится интересная физкультминутка.

Можно проводить физминутки с элементами логоритмики.    Она направлена на обучение правильному дыханию; развитию чувства ритма; формирование пространственных представлений; формирование межполушарного взаимодействия и развитие важных психических процессов, таких, как внимание, восприятие, память,  мышление, воображение. Логоритмика оказывает положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма.

«Дифференциация Л-ЛЬ».

Ало-ало-ало – солнце по небу гуляло.      Дети покачивают кулаки.


Пло-пло-пло – на улице тепло.                Сжимают и разжимают пальцы.
Ли-ли-ли – мы гулять пошли.                   Хлопают ладонями по коленям.
Пель-пель-пель- весело звенит капель    стучат указательным пальцем одной руки по                                         ладони другой.

    «Дифференциация Р-РЬ».

Оре-оре-оре – кораблик вышел в море.    Дети прижимают ладони друг к другу и качают из стороны в сторону.
Тры-тры-тры – плывут большие осетры.    Делают волнообразные движения кистями рук.
Ря-ря-ря – вокруг синие моря.            Поднимают и опускают руки.
Ор-ор-ор – капитан Егор.                     Хлопают в ладоши.

В речевые разминки можно включать и приёмы психогимнастики. Психогимнастика — метод коррекции трудностей общения, носящий развивающий характер. Она относится к невербальным средствам, так же, как мимика и пантомимика.

1. Изобразите злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку (перед зеркалом).

2. Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика — и довольны. .

3.Изобразите ссорящихся, сердитых попугаев.

4. Изобразите трех веселых поросят.

5. Изобразите походку утки, жирафа, медведя.

Важны и кинетические упражнения.

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей посредством определенных двигательных упражнений. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Детям можно предложить следующие упражнения.


  1. «Кулак-ладонь»- обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак. Повторять смену позиций. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы  сжатия - разжатия производились попеременно.

  2. «Оладушки»- правая рука лежит на столе ладонью вниз, левая ладонью вверх. Одновременная смена позиции.

  3. «Кулак-ребро-ладонь»- три положения руки на столе последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз.

Сюда относится и пальчиковая гимнастика, так как уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Крайне важно учитывать взаимосвязь функции кисти руки и речи в логопедической практике (логопеда и учителя начальных классов).

В системе коррекционно-воспитательной работы для детей с нарушениями речи необходимо уделять внимание развитию движений пальцев рук.

Уважаемые коллеги предлагаю вам комплекс пальчиковой гимнастики.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

1.Ладошки на столе (на счёт раз-два пальцы врозь вместе).

2.Ладошка –кулачок-ребро (на счёт раз-два-три)

3.Пальчики здороваются (соединять пальцы обеих рук).

4.Человечек(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу).

Потешка «Прятки» (сжимание и разжимание пальцев рук)

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

Так головки убирали.

Ножницы (указательный и средний палец правой и левой рук имитируют стрижку ножницами).

Таким образом, используя на своих уроках, эти несложные приемы, учитель начальных классов, может не только дать возможность отдохнуть ребенку на уроке, но и помочь преодолеть трудности, связанные с его обучением.



У детей с нарушениями речи наблюдаются проблемы с формированием высших психических функций, поэтому очень важно использовать упражнения, игры на развитие познавательных процессов.

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определённых объектах или какой-либо деятельности.

Ученые установили, чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Так при овладении математикой ведущая роль принадлежит объёму внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению - с устойчивостью, переключаемостью, способностью концентрации внимания.

Возможные варианты заданий по развитию внимания у детей с нарушениями речи:

Игры на тренировку распределения внимания (одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий).


  • Игра «Каждой руке — свое дело»

Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или записывать решения несложных примеров.

  • Игра «Счет с помехой»

Учащийся называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т. д.

  • Чтение с помехой

Учащиеся читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети ищут ответы на вопросы.
Игры на увеличение объема внимания и кратковременной памяти (запоминание числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается).

  • Игра «Заметь все»

Раскладываются в ряд 7—10 предметов (картинок), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.
Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8—10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами два любых предмета, снова показать все участникам игры на 10 с. Предложить детям определить, какие предметы переложены.



  • Игра «Ищи безостановочно»

В течение 10—15 сек. увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

  • Игры на отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах.

  • Пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами.

http://dskvp72.mskzapad.ru/files/docs/zushemlen_kart.png http://dob.1september.ru/2001/01/ris2.gif

  • Игра «Найди, кто спрятался»


http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=567464081-40-72&n=21
Восприятие является непосредственным, чувственно-предметным отражением внешнего мира. Именно на основе восприятия возможна деятельность других психических функций - памяти, мышления, воображения.

Недостатки в восприятии пространства уже в младшей школе существенно ограничивают возможности обучения. Для детей с нарушениями речи очень важно работать над развитием восприятия звуков, букв, слов, предложений и текстов.



  • Задание на развитие восприятия букв: «100 клеточная таблица с набором букв»; «Буквы сломались» (добавить недостающий элемент букв);

упражнение «Узнай букву» (которую пишут на ладони, в воздухе, пальцем на доске); игра «Чудесный мешочек» (узнавание букв на ощупь).

  • Задания на развитие восприятия слов:

Игра «Телеграф» (узнавание слов по их ритмическому рисунку: учитель отстукивает слоговую структуру слова, учащиеся должны догадаться, какое это могло быть слово); упражнение «Полустёртые слова»; игра «Разложи вслепую» (узнать буквы на ощупь и составить слово с закрытыми глазами);

игра «Отгадай слова» (учащиеся читают текст, отгадывая зашифрованные слова). Пример: Пролетело жаркое о е л т (лето).



  • Задания на развитие восприятия предложений, текстов:

«Работа с деформированным текстом» (деление связного текста на предложения; определение границ предложения); «Соединение частей разрозненных предложений»; «Выделение слов и предложений в слитном тексте»; упражнение «Понимание текста» (определение последовательности действий)

Память - запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации. Для школьников с нарушениями речи важно развивать смысловую память.

Помогут развитию смысловой памяти следующие упражнения:



  • Упражнение «Запомни пары слов»

Подобрать 8-10 пар слов, связанных между собой по смыслу. Например:

Яблоко-сад

Курица-цыпленок

Книга-читать

Пылесос-уборка

Корова-молоко и др.

Далее взрослый зачитывает ребенку пары слов, затем повторяет первое слово, ребенок за ним второе. Для тренировки долговременной памяти повторить пары слов через час, через день.


  • Упражнение «Запомни и нарисуй»

Ребенку для запоминания на 15-20 сек. предлагается лист с написанными

буквами (от 3 до 7). Например:




С В А Г У Л Б

Затем взрослый закрывает буквы, ребенок по памяти рисует их на своем листике. Можно использовать карточки с цифрами.



  • Игра «Запомни»

Ребенку предлагаются слова, написанные в столбик. Через 10-15 сек, эти слова убирают и предлагают второй столбик слов. Ребенок должен найти слова, которые он запоминал. Например:

сад лужа


лужа мыло

река заяц

окно мяч

лук снег


заяц лук

флаг вода

луна лес

снег окно

гроза дом
Мышление. В процессе обучения школьник должен осмысливать получаемую информацию, что предполагает достаточно высокий уровень развития словесно-логического мышления.

Для учащихся с нарушениями речи можно использовать задания следующего типа:



  • Отделение слов от псевдослов (басака, собака)

  • Различные головоломки. Например, добавьте в пустые клетки квадратов любые буквы так, чтобы по вертикали и горизонтали можно было прочитать одни и те же слова:

  т  

  о  

  р  

  ф  

о

с

ё

л

р

 

 

 

ф

 

 

 




  р  

  у  

  к  

  а  

у

з

 

 

к

о

 

 

а

р

 

 




  • Различные поисковые задания.

Например: Какие вы знаете цвета, похожие на названия ягод, фруктов или овощей? (лимонный, салатовый, свекольный).

Подчеркните слова, которые обозначают то, что может быть полосатым: клей, пешеходный переход, вишня, арбуз, чай, зебра, яд, тельняшка, сын, тигр, корова, кошка.

Выпишите слово слева с подходящим ему определением справа:

осень

проливной

листья

корявый

погода

кучевые

облака

порывистый

ветер

дождливая

дождь

багряная

пень

золотые

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОШИБОК ЧТЕНИЯ

Работа по пробам Пьерона- Рузера.

Развитие внимания и коррекция оптической дислексии

Находить и выделять в тексте указанные буквы.

О , И, У

У детей с оптической формой дисграфии и дислексии наблюдаются не сформированность пространственных представлений, поэтому можно использовать такое задание:

В Б Г Д Ж З

Л П Л П Л П



«Психологические основы обучения школьников» Сиротюк.

Задание 1. Прочитай в таблице сначала все слоги, составленные из строчных букв, а потом все слоги, составленные из заглавных букв. Читать нужно по строкам слева направо.




КА

ми

та

ЗЯ

СУ

ву

ДО

фи

РЫ

па

ШО

ЛА

су

ты

бо

де

ри

ЖУ

дэ

ха

ку

не

КИ

ку

ПИ

ма

ча

вы

ДО

де

не

ГО

ЛО

пи

су

ШИ

МО

му

ТЕ

ки

ра

ЦЕ

зи

ПЕ

фы

ЦУ

се

ха

бо

Задание 2. Не считая буквы в словах, определи, какие слова самые короткие, самые длинные, найди слова одинаковой длины.

КОТ ТАРЕЛКА КУКУРУЗА

ЧЕРЕПАХА СОБАКА СУП

ЛЕТО КИТ КНИГА

Таблица букв

Цель: развитие зрительного анализа, синтеза, мнезиса.

Выполнение:

1) в таблицах найди клетку с указанным числом, запиши соответствующую букву, прочитай шепотом полученное слово;

2) найди клетку с нужной буквой и запиши число, записанное в ней.

Таблица !.



*

1


ж

2


л

3


е

4


м

5


в

6


р

7


г

8


я

9


У

10


3

11


10

12


е

13


Ц

14


б

15


ч

16


ъ

17


д

18


0

19


и

20


9

21


н

22


Ф

23


с

24


ш

25


т

26


Щ

27


к

28


ы

29


ь

30


э

31


п

32


а

33


й

34


X

35


!

36


Таблица 2.

с

1


Ф

2


н

3


и

4


о

5


*

6


э

7


п

8


А

9


й

10


X

11


б

12


ж

13


л

14


!

15


е

16


м

17


В

18


Р

19


г

20


я

21


У

22


3

23


ю

24


ш

25


т

26


Щ

27


к

28


ы

29


ь

30


?

31


ё

32


ц

33


ч

34


ъ

35


д

36


Расшифруй фразу:

таблица 1: 20, 6, 25, 10, 26, 28, 10, 20, 6, 24, 4, 7, 30, 13,11.

таблица.2: 4, 18, 25, 22, 26, 28, 22, 4, 18, 1, 16, 19, 30, 32, 23.

Составь слова по таблице букв:

Т. 1 (веселый) — 6, 4, 24, 13, 3, 29, 34.

Т. 2 (смешной) — 1, 17, 16, 25, 3, 5, 10.

Корректурная проба Бурдона

Цель: развитие зрительного анализа, синтеза, мнезиса.

Выполнение: зачеркни все указанные буквы, прочти полученную фразу.

Зачеркни букву м, прочти полученную фразу:



м

м

и

м

м

в

м

ш

У

т

к

у

м

м

м

м

м

м

м

м

и

м

м

м

м

м

м

м

м

в

с

е

Р

ь

ё

3

м

м

м

м

м

м

Тарабарские стихи (для детей с угадывающим чтением)

Цель: развитие зрительного анализа, синтеза, мнезиса, чувства ритма.

Выполнение: внимательно читай каждую строчку, произноси слово с указанным ударением; постарайся прочитать так, чтобы получилось стихотворение.

Басик, басик, мро лудачйк?

Ку рид фо сато курачик,

Мок фасотки сто курачик,

При ли мосик — залудачик.

Поставь по порядку

Цель: развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза, активизация словаря.

Выполнение:

1) поставь слоги по порядку, назови полученное слово;

2) составь слово из предложенных букв, поставив их по порядку.

Составь из букв названия овощей.

кровомь (морковь)

суткапа (капуста)

кул (лук)

ероцуг (огурец)

дропоми (помидор)

славек (свекла)

вытак (тыква)

чакокаб (кабачок)

КОРРЕКЦИЯ ПИСЬМА НА УРОКАХ

На уроках обучения грамоте необходимо развивать фонематическое восприятие. При работе над развитием фонематического восприятия должна строго соблюдаться поэтапность в использовании упражнений. Вначале необходимо научить ребенка различать изучаемый звук среди других в чужой речи. Для этого рекомендую проводить следующие упражнения:


  • учитель произносит подряд несколько звуков (4 -5), среди которых есть и отрабатываемый звук; ученику предлагается прослушать и поднять руку или соответствующую букву, когда он услышит нужный звук (чтобы ему было легче ориентироваться, учитель на первых порах выделяет этот звук голосом);

  • учитель предлагает ребенку прослушать слова, которые он произносит, и поднять руку, сигнальную карточку или букву, когда он услышит слова с отрабатываемым звуком;

  • учитель называет 5 -7 слов, ученик слушает и запоминает только те из них, в которых есть изучаемый звук, и по просьбе учителя повторяет эти слова;

  • учитель предлагает прослушать связный текст, в котором ученик должен определить по слуху слова с нужным звуком и правильно их произнести или графически записать.

Далее следует научить ребенка различать отрабатываемый звук в своей собственной речи. С этой целью предлагается ученику ряд предметных картинок. Он должен назвать все картинки и самостоятельно отобрать те из них, названия которых содержат изучаемый звук. После этого можно перейти к формированию умения выделять звуки из состава слова, отделять их друг от друга, сравнивать между собой. С этой целью подбираются упражнения, в которых изучаемый звук стоит в разных позициях (начало, середина, конец слова) и сочетаниях с другими звуками (душ, шуба, шапка, кошка, шалаш).

Следующий этап – звуковой анализ слов (определение количества и последовательности звуков в слове). В этот период обучения необходимо широко использовать разрезную азбуку. Предлагать ребенку преобразовывать слова путем замены гласной или согласной буквы, нескольких букв, слога, или нескольких слогов (СУП-СУК-СОК-СОМ-СОН-СЫН-СЫНОК-СЫРОК-СЫР).

Необходимо обратить внимание детей на то, что с изменением одного звука меняется и смысл слова. Используются таблицы, перфокарты, где нужно заменить буквы или слоги:

- в словах зима, баня, каша замени первую букву, чтобы получилось новое слово и объясни его значение;

- в словах СУК, РОС замени последнюю букву, чтобы получилось новое слово;

- в словах ПИЛА, ГОРА, РАД, РАМА переставь согласные, чтобы получилось новое слово;

- в словах меточка, малина, борона, долото замени первый слог, чтобы получилось новое слово.

Постепенно в упражнения включают разнообразные задания: составление слов по первому или последнему звуку, слогу с использованием картинки и без нее; составление слов из букв или слогов, данных вразбивку.



Игры со звуками

«Добавь звук»



Получится новое слово, если к этому слову добавить звук К:

Вол – вол(К), рыба - …, моря - …, завтра - …, пар - …



Какое новое слово получится, если добавить звук Т:

Спор – спор(Т), бор - …, бра - …, сор - …, стар - …



Вставьте в слово после первого звука Л:

Кок – к(Л)ок, пот - …, бок - …, сон - …, куб - …,

Сова - …, кубок - …, сух - …, газ - …, пан - …

Вставить в слово после первого звука Р:

Ковать – к(Р)овать, кошка - …, топка - …, такт - …, дама - …, кот - …, битва - …, тон - …,гаммы - …, каска - …,пуд - …,

сок - …, койка - …, мак - …

«Отними звук»



Какое слово получится, если убрать первый звук:

Косы – осы, крот - …, смех - …, гром - …, шмель - …,

зверь - …, клей - …, скот - …, плуг - …, укол - …

«Кто больше?»

Предложите ребенку придумывать слова, в которых есть (например) звук С. Можно чтобы этот звук был бы и в начале слова и в середине или в конце.

Затем задание можно усложнить, ограничивая наличие звука:



В начале слова – сахар, слон, сумка;

в середине – миска, мост, маска;

в конце слова – овес, автобус, насос.

За правильный ответ – фишка. В конце игры подсчитывается результат и выявляется победитель.

Аналогично можно играть и с другими звуками.

«Чем отличаются слова»

Дети слушают пары слов: (кит – кот, жук – сук, шар – шарф, Маша – каша, горка – норка и т.д.). Нужно определить разницу в звучании этих слов.

«Придумай словечко»

Учитель пишет на листе слог. Ребенку надо придумать с ним слово и дописать его. Например, КО (кони, коты, колечко, молоко и т.д.)

«Строители»

Собираем и разбираем слова по звукам. Учитель предлагает детям собрать слово, которое произносит по звукам.

Например: «б», «а», «р», «а», «н», «к», «а»  БАРАНКА.

Затем дети сами разбирают по звукам предложенные слова: КОТ  «к», «о», «т».

«Волшебные превращения»

Из теста испечь булку

Из слова «тесто» получить слово «булка», меняя одну букву. Тесто-место… и т.д.

Деление слов на слоги

«Прошагай слово»

Детям предлагается отмеривать слово шагами: каждый слог – шаг.

«Волшебники»

Детям предлагается «превратить» слово, имеющее определенное количество слогов, в слово с большим или меньшим количеством слогов.

Например: измените слово КОТ так, чтобы в нем стало два слога  КОТИК,

измените слово ЛИСТОК так, чтобы в нем был один слог  ЛИСТ.

«Собери слово»

Детям предлагается сложить слово из отдельных слогов.

Например: ЛИТ, КА, У - УЛИТКА



«Найди слог»

Сначала детям предлагается найти слоги, состоящие из гласных букв, а затем из гласной и согласной буквы.

«Ударный слог»

Произносим громко толь ударный слог и сильно хлопаем, остальные произносим шепотом и хлопаем тихо-тихо: ко-РО-ва, по-ми-ДОР, ВА-лен-ки.



На уроках русского языка.

Упражнение 1.Назовите приведенные ниже слова по типу; один пень – два пня – пять пней.

один олень - … - …: один щенок - … - …:

одно дерево - … - …: одно ведро - … - …:

одна доска - … - …: один львенок - … - ….



Упражнение 2. Составьте слова из нескольких букв. Запишите их правильно.

олпк - …, …: ракп - …, …: уткс - …, …

аршм - …, …: ткна - …, …: купс - …, …:

алтс - …, …: опст - …, …: алз - …, …, …



Упражнение 3. Внимательно прочитайте словосочетания. Найдите ошибки.

Кругый стол, моя кига, тудно узнать, майский ладыш, примеры в стобик, пламя оня



Упражнение 4. Прочитайте ряд слов и запишите как запомнили.

фартук краска струйка

пальма костер кольцо стакан

верблюд журнал ветер шляпа

журавль портфель окно лодка фонтан

Упражнение 5. Соберите из слогов слова и запишите их.

Муш, кор, ка: маш, ро, ка: трол, бус, лей ви, град, но:

кар, ка, тош: ди, ста, он: ка, гуш, ля ка, буш, ба

Упражнение 6.Составьте предложения из слов.

Бежал, широкой, по, улице.

Тема, в, приехал, деревню, дедушке, к.

В, с, театр, дети, учителем, поехали.

Старой, под, грелась, рысь, сосной.

Пропуск букв и слогов, их перестановка.

«Магазин». Продаем определённые предметы, представленные на картинках, рекламируя их по каждой букве. Эффективно при пропуске букв, при несформированности семантического образа слова, при речевом недоразвитии. Прорекламируйте слово ЖУК (жёлтый, устрашающий, крылатый)

«Наборщик». Из букв предлагаемого слова надо составить новые слова. Развивается зрительное восприятие, формируется навык грамотного письма.

«Шифровальщики» или «Письмо по-древнерусски». Слова записываются только согласными, обозначая гласные точками наверху, или только гласными. Через некоторое время таким образом можно записывать небольшие тексты. При выполнении отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме.

«Рассыпушки». Из предлагаемых букв нужно собрать слово. Или, как вариант, слово составляют из рассыпавшихся слогов. Игра эффективна при пропуске букв, слогов, при их перестановке. «Волшебный домик». На доску прикрепляется домик с окошками (рисуется). В окошки вписываются в произвольном порядке наборы букв. Ученики отгадывают, какие слова живут в этом домике. Развивается умение определять последовательность букв в слове ).
Недописывание слов, слитное написание слов.

«Кузовок». Задача: собрать кузовок. Складывать можно все слова, которые, например, оканчиваются на –ок- : подарок, платок, грибок… Можно собирать корзину, коробку, ящик. Игра начинается словами: «Собираемся в лесок, наполняем кузовок!» Либо: «Вот перед вами корзина, туда отправляется балерина, картина… » «Вот коробка, посмотри, что же там у нас внутри?» Игра эффективна, когда ребенок не дописывает слова. Задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичные суффиксы и окончания.

«Неудачный робот». Робот запрограммирован так, что пишет слова не полностью, а какую-то определённую часть, а остальное отмечает чёрточками. Упражнение используют при пропуске букв и слогов и не дописывании слов. Давать задания здесь нужно исходя из проблемы: если ребёнок не дописывает конец слова, то пусть записывает только две последние буквы, соответственно при пропуске букв в середине слова — записывать две средние.

«Слова зовут на помощь». На доске представлена лента склеенных между собой слов. Надо помочь словам «освободиться». Развивается логическое мышление, совершенствуются навыки чтения, обогащение словарного запаса, использование слов, относящихся к различным частям речи.

«Хвостоглав». Необходимо прочитать написанное «слово». Оно содержит в себе несколько слов. Их необходимо найти. Конец первого слова является началом для другого. Развивается внимание, совершенствуется навык чтения, формируется избирательность при письме.

Орфографические ошибки при знании правил, замены букв звонкий →глухой «Много и один». Учитель называет один предмет, ученик – много, объясняя при этом какая гласная пишется в корне слова. В ходе игры происходит активизация словаря, выработка умения слышать ударный гласный в слове, отработка способа проверки безударных гласных.

«Зоркий глаз, чёткое ухо». Орфографический диктант. Учитель диктует слова, ученики записывают только орфограммы, которые встречаются в них. Как вариант: учитель показывает предметные картинки, ученики получают задание запомнить только те, в которых есть сочетания гласных с шипящими, а затем записать эти названия.

«Не соглашайся». Учитель произносит слова, ученик повторяет его с употреблением отрицания «нет». При ответе акцент делается на согласную перед конечной гласной. Отрабатываем проверку слов со звонкими и глухими согласными на конце, пропедевтика работы с падежными вопросами.

«Назови много предметов». Учитель называет предмет или показывает его изображение на картинке. Ученик называет много таких предметов и указывает при этом какую согласную букву нужно писать на конце первого слова. Отработка способов проверки написания слов со звонкими и глухими согласными на конце.

Это лишь некоторые приёмы, которые можно использовать.

В моих планах ежегодно для учителей и родителей проводить тематическое консультирование, семинары-практикумы, где будут даваться соответствующие рекомендации, где я планирую рассказывать о методах и приёмах работы логопеда, которыми можно пользоваться на уроке.



Хотя я работаю первый год, я стараюсь оказывать необходимую помощь, которая может быть по-настоящему действенной при правильной квалификации проблем развития и использовании различных подходов, форм и методов в организации коррекционно-развивающего обучения. Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека.



Скачать 135.99 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.vossta.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница