Студенты специальности изучают «Отечественную историю» в течение первого и второго семестра первого года обучения



страница1/5
Дата26.06.2018
Размер0.68 Mb.
#34627
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5



Студенты специальностей 160901, 160903, 260101, 230101 изучают «Отечественную историю» в течение одного семестра первого года обучения. Программа этой учебной дисциплины предусматривает 64 часа аудиторных занятий: лекций – 40 часов, семинаров – 24 часа.
Цель изучения дисциплины:

  • на основе современных научных концепций дать представления об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней;

  • выявить органическую взаимосвязь российской и мировой истории, основные тенденции, закономерности исторического процесса и их конкретные проявления в отечественной истории;

  • проанализировать общее и особенное отечественной истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе;

  • показать проблемы отечественной истории, по которым ведутся споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии;

  • раскрыть место истории в обществе, формирование и эволюцию исторических понятий и категорий;

  • обратить внимание на тенденции развития мировой историографии и место и роль российской истории и историографии в мировой науке;

  • проанализировать те изменения, которые произошли в России в последнее десятилетие.

Задачи изучения дисциплины находят свое концентрированное выражение в приобретении необходимого комплекса знаний и умений. Чем конкретно должен овладеть студент в процессе усвоения «Отечественной истории»?

  1. Иметь представление:

  • о методологии и инструментарии исторической науки;

  • о разных историографических направлениях и концепциях;

  • о взаимосвязи отечественной истории и мирового исторического процесса.

  1. Знать:

  • категориальный аппарат дисциплины;

  • основные события, факты и даты;

  • деятельности отдельных личностей, оказавших существенное влияние на исторический процесс и судьбы России;

  • причинно-следственные связи важнейших исторических явлений и событий.

  1. Уметь:

  • использовать основные научные категории при анализе исторических явлений;

  • применять исторические знания для анализа современных проблем;

  • самостоятельно работать с исторической литературой и отдельными видами исторических источников;

  • излагать события в устной и письменной форме.

Программа дисциплины «Отечественная история»
Введение
Место истории в системе наук и гуманитарной подготовки специалистов. Предмет исторической науки. Теория и методология. Исторические источники. Сущность, формы, функции исторического знания. Основные этапы отечественной и мировой историографии по истории России. Отечественная история – неотъемлемая часть мирового исторического процесса: общее и особенное в историческом развитии. Значение географического, геополитического, этнонационального факторов.
Тема 1. Народы и древнейшие государства на территории России.

Древнерусское государство IX–XII вв.
Античный мир и древнейшие народы на территории России и в сопредельных регионах (Северное Причерноморье, Закавказье, Средняя Азия). Скифские племена; греческие колонии в Северном Причерноморье; Великое переселение народов в III–VI вв.

Проблемы этногенеза восточных славян. Этнокультурные и социально-политические процессы становления древнерусской государственности. Причины появления государственной, княжеской власти и ее функции. Новейшие археологические открытия в Новгороде и их влияние на представления о происхождении Древнерусского государства.

Особенности социально политического развития Киевской Руси. Организация гражданского управления и его роль в регулировании отношений с княжеской властью киевской династии. Города в системе социально-политических отношений. Дискуссия о начале формирования государственно-феодальной системы. Отличие этой системы от западноевропейского вассалитета. Древнерусское государство в оценках современных историков.

«Русская Правда» – древнейший памятник славянского права. Принятие христианства и его значение в истории страны. Православно языческий двоеверный синкретизм и его отражение в культуре.


Тема 2. Русские земли и княжества в период

политической раздробленности. Образование и развитие

единого Российского государства в XII–XVII вв.
Экономические, социальные и политические предпосылки появления самостоятельных княжеств. Социально-политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных социокультурных моделей развития древнерусского общества и государства. Местные особенности политического строя и экономического развития русских земель (Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынская земля, Киевское княжество, Новгородская феодальная республика).

Монголо-татарское нашествие на Русь. Экспансия в Западную и Северо-Западную Русь. Великое княжество Литовское и Русь. Социально-политические изменения в русских землях в период монголо-татарского господства. Проблема Золотой Орды в современной отечественной и зарубежной историографии.

Место Средневековья во всемирно-историческом процессе. Складывание основ национальных государств в Западной Европе. Европа в начале Нового времени. Формирование целостности европейской цивилизации.

Россия в XV–XVII вв. Специфика становления единого российского государства. Иван III и Василий III. Идеологема «Москва – третий Рим». Общественно-политическое устройство Московского царства и его сословно-представительная структура. Становление крепостнических отношений. Политическая и идейная борьба. Нестяжатели и иосифляне. Стоглавый собор. Оформление союза церкви и государства. Эпоха Ивана IV Грозного и ее значение для социокультурного развития страны. Реформы середины XVI в. Опричнина. Особенности сословно-представительной монархии в Западной Европе и России. Итоги российской внешней политики в XVI в.

«Смутное время»: истоки кризиса, последствия. Ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных («домонгольских») норм отношений между властью и обществом. Проблема альтернатив исторического развития России в начале XVII в.

Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий IV Шуйский как персонифицированное отражение борьбы различных путей развития страны. Феномен самозванства. Усиление шляхетско-католической экспансии на Восток. Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций. Боярская Дума. Земские соборы. Церковь и государство. Церковный раскол, его социально-политическая сущность и последствия. Особенности сословно-представительной монархии в России. Дискуссии о генезисе самодержавия. Внешняя политика России: формирование многонационального государства.
Тема 3. Российская империя в XVIII в.
XVIII в. в европейской и мировой истории. Предпосылки петровских преобразований. Цели, характер и содержание реформ. Особенности российской модернизации в XVII в. Социальный конфликт традиционного общества. Внешнеполитическая деятельность Петра I – синтез национальных приоритетов и имперских традиций. Выход России к Балтийскому морю и изменение геополитического положения государства. Провозглашение Российской империи. Оценка деятельности Петра I в отечественной и зарубежной историографии.

Дворцовые перевороты, их социально-политическая сущность и последствия. Фаворитизм. Расширение привилегий дворянства. Дальнейшая бюрократизация госаппарата.

Екатерина II Великая: истоки и сущность дуализма внутренней политики. «Просвещенный абсолютизм». Доктрина естественного права. Рост социальной поляризации и обособленности социальных слоев. Новый юридический статус дворянства. Распад служилой системы. Отчуждение общества от государственной власти. Обострение социальных противоречий. Крестьянская война под руководством Е. И. Пугачева. Европейской просвещение и общественно-политическая, культурная жизнь России. Приоритеты внешней политики во второй половине XVIII в.: русско-турецкие войны, участие в территориальных разделах Польши, расширение границ империи на востоке.

Попытка ограничения дворянской власти самодержавными средствами в период правления Павла I. Ужесточение политического режима.


Тема 4. Российская империя в XIX в.
Основные тенденции мирового развития в XIX в. Особенности социально-экономического развития России в первой половине XIX в. Эра либерализма Александра I. Первые попытки реформирования политической системы: проекты М. М. Сперанского и Н. Н. Новосильцева. Участие России в антинаполеоновских коалициях. Значение победы России в войне против Наполеона и освободительного похода России в Европу для укрепления международных позиций России. Российское самодержавие и «Священный союз». Изменение политического курса в начале 1820-х гг.: причины и последствия. Внутренняя политика Николая I.

Крымская война 1853–1856 гг. Россия и Кавказ.

Решение крестьянского вопроса и ограничение самодержавия – важнейшие условия перехода России к индустриальному обществу. Длительность, непоследовательность, цикличность процесса буржуазного реформирования. Роль субъективного фактора в преодолении отставания.

Крестьянский вопрос: этапы решения. Первые подступы к отмене крепостного права в начале XIX в. Реформы Л. А. Петровского и П. Д. Киселева. Преобразования времен Александра II. Предпосылки и причины отмены крепостного права в России. Указ 1861 г. и его исторические судьбы. Консервация крестьянской общины. Русская деревня к концу XIX – началу XX вв.: роль сельского хозяйства в экономическом потенциале страны, формы земельной собственности, социальная структура. Состояние помещичьих и крестьянских хозяйств, социальные конфликты. Урбанизация населения, быстрый рост городов и городских поселков. Механизация транспорта; первые пароходы и железные дороги.

Политические преобразования 1860–1870-х гг. «Контрреформы» Александра III. Утрата верховной властью инициативной роли в реформировании страны.

Российский капитализм в системе мирового монополистического общества в России. Экономическая политика И. А. Вышнеградского и С. Ю. Витте. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Социальная структура российского общества. Национальный вопрос и политика царского правительства по отношению к нерусскому населению. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.


Тема 5. Общественно-политические движения

в странах Западной Европы и в России в XIX в.
Верховная власть и общественные силы как составляющие исторического процесса. Проблема их взаимоотношений. Идейные основы, политические доктрины консервативного, либерального, радикально-демократического движений и партий в Западной Европе XIX в. Основные этапы организации общественных сил России.

Альтернативы российским «реформам сверху» в XIX в. Охранительная альтернатива. Н. М. Карамзин, С. П. Шевырев, М. П. Погодин, М. Н. Катков, К. П. Победоносцев, Д. И. Иловайская, С. С. Уваров. Теория «официальной народности». Проблема соотношения в охранительстве революционного и национально-политического начал. Либеральная альтернатива. Идейное наследие П. Я. Чаадаева. Московский университет – колыбель русского либерализма. Западники и славянофилы. К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, А. И. Кошелев, К. С. Аксаков. Становление идеологии русского либерализма. Либеральная бюрократия и ее роль в реформах 1860–1870-х гг. Земское движение. Особенности российского либерализма. Революционная альтернатива. Начало освободительного движения. Декабристы. Предпосылки и источники социализма в России. «Русский социализм» А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». Народничество. М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Политические доктрины и революционная деятельность народнических организаций в 1870-х – начале 1880-х гг. Оформление марксистского течения. Г. В. Плеханов, В. И. Ульянов (Ленин).

Особенности формирования политических партий в России.
Тема 6. Россия в начале XX в.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Дискуссии историков и современников об основных направлениях модернизации: формировании эффективных рыночных отношений, элементов гражданского общества и правового государства. «Асинхронный» тип развития России и его влияние на характер преобразований. Пределы самодержавного реформирования.

Форсирование индустриализации «сверху». Усиление государственного регулирования экономики. Индустриализация «снизу»: российские промышленники, купечество, крестьянские промыслы, кооперация. Русская деревня в начале века. Обострение споров вокруг решения аграрного вопроса.

Русско-японская война 1904–1905 гг. Первая российская революция 1905–1907 г.: причины, характер, особенности, основные этапы. Борьба политических сил по проблемам целей и перспектив революции. Манифест 17 октября 1905 г., выборы в Государственную Думу и образование многопартийной системы. Политические партии России: генезис, программы, тактика. Третьеиюньская монархия. Итоги революции. Столыпинская аграрная реформа и пути развития России. Оценка реформы в исторической литературе.

Тема 7. Россия в условиях мировой войны

и общенационального кризиса 1914–1920 гг.


Россия к 1914 г.: экономический подъем и рост оппозиционных настроений в обществе. Политическая борьба. Россия в системе европейских отношений. Первая мировая война как отражение кризиса мирового общественного развития. Социально-экономическое и политическое положение главных воющих держав. Российская империя в войне: мировой баланс сил и национальные интересы. Положение в стране: экономика, позиция политических сил, рост социальной напряженности. Многопартийность как отражение социальных противоречий в обществе. Окончание Первой мировой войны.

Февральская революция, падение самодержавие. Двоевластие, его причины, сущность. Проблема альтернатив развития России после Февраля. Феномен большевизма. Причины кризисов власти. Июльские события и корниловский мятеж. Победа вооруженного восстания в Петрограде. Большевистская стратегия: причины победы.  съезд Советов, провозглашение советской власти. Проблема создания новой государственности. Экономическая программа большевиков. Начало формирования однопартийной системы. Значение октябрьской революции для судеб России и мира, её оценка в отечественной и зарубежной литературе.

Причины, хронологические рамки, периодизация Гражданской войны. Советская Россия в условиях военной диктатуры большевиков. Формирование противостоящих друг другу лагерей: большевистского и либерально-монархического. Белые в войне: идеология, программы, социальная база и политическая практика, эволюция от Комуча до режимов адмирала А. В. Колчака и генерала А. И. Деникина. «Зелёные» в Гражданской войне. Крестьянские республики. Роль международного империализма в обострении Гражданской войны в России. Красные: теория и политика. Военный коммунизм. Итоги и последствия Гражданской войны.
Тема 8. Формирование и сущность советского строя (1921–1945 гг.)
Политические, социальные, экономические истоки и предпосылки нового строя. Структура режима власти. Тоталитаризм в Европе и СССР: общее и особенное, сходство и различие.

Утверждение однопартийной политической системы. Политический кризис начала 20-х гг. Переход от «военного коммунизма» к НЭПу. Нарастание структурных диспропорций в экономике стран. Национальная политика Советского государства. Образование СССР. Политические дискуссии о путях и методах социалистического строительства СССР. Курс на строительство социализма в одной стране. Сращивание партийных и государственных структур. Номенклатура. Роль и место Советов, профсоюзов, судебных органов и прокуратуры в политической системе диктатуры пролетариата. Карательные органы. Массовые репрессии.

Эволюция социальной структуры общества. Проблема массовой поддержки советского режима в СССР. Унификация общественной жизни, «культурная революция». Большевики и интеллигенция.

Экономические основы советского политического режима. Разнотипность цивилизационных укладов, унаследованных от прошлого. Этнические и социокультурные изменения. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства. Формированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод, темпы. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия. Итоги «наступления социализма по всему фронту» (периода довоенных пятилеток).

Советская внешняя политика. Современные споры о международном кризисе 1939–1941 гг.

СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Антигитлеровская коалиция и ее потенциал. Великая Победа советского народа в Отечественной войне. Источники и цена победы. Итоги и уроки Второй мировой войны.


Тема 9. Советский Союз в условиях «холодной войны»
Коренные изменения международной обстановки после Второй мировой войны. Идеология и практика «холодной войны»; ее влияние на внутреннюю жизнь государств.

Трудности послевоенного переустройства; восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США. Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Новый виток массовых репрессий. Создание социалистического лагеря. Ускоренное развитие отраслей военно-промышленного комплекса. Корейская война 1950–1953 гг. и Советский Союз.

Первое послесталинское десятилетие. Реформаторские поиски в советском руководстве. Попытки обновления «государственного социализма». «Оттепель» в духовной жизни. Изменения в теории и практике советской внешней политики. Значение  и  съездов КПСС. Власть и общество в первые послевоенные годы. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис (1962 г.).

Смена власти и политического курса в 1964 г. Предпосылки и пределы экономических реформ 1965 г. Власть и общество в 1964–1984 гг. Кризис господствующей идеологии. Причины политики ограничений и запретов в культурной жизни СССР.

Диссидентское движение: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития.

Стагнация и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг. Власть и общество в первой половине 80-х гг.

Причины и первые попытки всестороннего реформирования системы в 1985 г. Цели и основные этапы перестройки в экономическом и политическом развитии СССР. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР. ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР. Распад КПСС и СССР. Образование СНГ.
Тема 10. Суверенная Россия на пути радикальной, политической и социально-экономической модернизации конца XX – начала ХХI вв.

Россия в 90-е гг. ХХ в. – начале ХХI в. Изменение экономического и политического строя. Радикальная социально-экономическая и политическая модернизация. Содержание, основные проблемы и объективные трудности перехода к рыночной экономике. Разгосударствление экономики, структурная перестройка промышленности, создание рыночных механизмов. Становление новой российской государственности. Конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы власти советов. Конституция Российской Федерации 1993 г. Чеченская война. Наука, культура, образование в рыночных условиях. Социальная цена и первые результаты реформ. Политические партии и общественные движения России. Президентство В.В. Путина. Новый политический и экономический курс правительства. Социальная политика. Укрепление внутреннего и международного положения Российской Федерации. Программа приоритетных национальных проектов. Выборы в Государственную Думу пятого созыва (2007–2011 гг.). Избрание Д.А. Медведева Президентом России.

Россия и СНГ. Новая мировая геополитическая ситуация. Конец биполярной системы. Основные направления внешней политики России в конце ХХ – начале XXI вв.
Основная учебная литература


  1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. – М.: Проспект, 2010.

  2. Орлов А.С. Хрестоматия по истории России. – М.: Проспект, 2009.

  3. Карпова Л.И. Россия в XVII–XIX вв.: учебное пособие. – М.: МГТУ ГА, 2001.

  4. Карпова Л.И. Россия в XX в.: учебное пособие. – М.: МГТУ ГА, 2002.



Тема 1. Древнерусское государство в IX–ХII вв. (2 часа)
Вопросы
1. Восточные славяне: этногенез, расселение, политическое и социально-экономическое развитие.

  1. Образование Древнерусского государства. Его социальный и политический строй.

  2. Принятие Русью христианства и его влияние на историческую судьбу России.

  3. Внутренняя и внешняя политика древнерусских князей.

Самостоятельно изучите вопросы:

  1. Древнерусская культура IX – первой половины XIII вв.

  2. Место России в мировой цивилизации.


Учебно-методическая литература


  1. Бакланова И.С., Коваленко Н.А. Отечественная история: пособие по изучению раздела дисциплины «Древнерусское государство в IX–ХII вв.» – М.: МГТУ ГА, 2010.


Дополнительная литература и Интернет-ресурсы


  1. Горский А.А. Русь от славянского расселения до Московского царства. – М.: 2004.

  2. «Русская Правда» // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/RP/index.html.

  3. http://rushistory.stsland.ru.



Методические рекомендации
1. Начните изучение вопроса со знакомства с первыми письменными свидетельствами о древних славянах, которые относятся к началу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы называют славян «венедами» (римский писатель Плиний Старший, историк Корнелий Тацит, I в. н. э.; греческий географ Птолемей Клавдий, II в. н. э.).

Уясните, когда произошло обособление из единой славянской общности ветви восточного славянства. На конкретном историческом материале покажите взаимоотношения славян с кочевыми народами, соседними государствами.

В VI в. славяне неоднократно совершали походы против одного из крупнейших государств того времени – Византии. Походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами славян. Племенные союзы – это этап на пути складывания государственности у восточных славян. На основе летописного рассказа изучите географию расселения славянских племен. Объясните роль и значение общины в социально-экономической жизни славян. Подчеркните, что к моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная или соседская община. Расскажите об общественном строе и религиозных верованиях славян.

2. Историки предполагают, что накануне образования Древнерусского государства существовали крупные объединения славянских племен (Куяба, Славия и Артания), имевшие признаки ранней государственности. По мнению известного отечественного историка Б.А. Рыбакова, в начале IX в. на основе полянского союза племен сложилось крупное политическое объединение Русь. Что вам известно о дискуссии историков по вопросу происхождения термина «Русь»? Какие предпосылки способствовали складыванию государственности у восточных славян?

Летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства, которая впервые была сформулирована немецкими учёными Миллером и Байером, приглашенными в Россию в XVIII в. В чем суть этой теории? Как отечественные историки доказывают несостоятельность этой теории?

Древнерусское государство представляло собой раннефеодальную монархию. Раскройте понятие «раннефеодальное государство», его функции, социальный и политический строй.

3. До середины Х в. господствующей религией в Древнерусском государстве было язычество. В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Объясните причины принятия на Руси христианства как государственной религии. Почему первая религиозная реформа Владимира I (попытка превращения языческой религии в государственную) оказалась неудачной?

Принятие христианства в форме православия стало одним из определяющих факторов дальнейшего развития Древнерусского государства, оказало влияние на историческую судьбу России. В этой связи покажите историческое значение крещения Руси.

С принятием христианства по Руси началось формирование церковной организации. Уясните структуру первоначальной организации Русской православной церкви, которая стала митрополией константинопольского патриарха.

В заключение важно раскрыть роль церкви в укреплении Древнерусского государства, великокняжеской власти.

4. Прежде всего, покажите, что внутренняя и внешняя политика первых древнерусских князей (Олега, Игоря, Святослава, Ольги, Владимира I) способствовала формированию Древнерусского государства.

Изучая эту проблему, необходимо принять во внимание тот факт, что внутренняя политика Руси мало исследована.

Проанализируйте основные направления внешней политики (защита границ, колонизация, завоевание новых земель, дела связанные с династическими браками, внешняя торговля и др.).

Расскажите о взаимоотношениях Киевской Руси с Византией, Хазарским каганатом, Волжской Булгарией, степными племенными союзами (печенегами, половцами).

В домонгольский период внешней политикой Древнерусского государства руководил лично великий князь. С захватом Киева в 1240 г. монголо-татарами была ликвидирована самостоятельность внешней политики Руси. С этого периода внешняя политика Руси стала определяться великим ханом.
Вопросы для дискуссии и обсуждения


  1. Согласно «Повести временных лет», радимичи, вятичи, северяне и кривичи умерших сжигали, пепел и останки костей складывали в сосуд и ставили на столбах в маленьких срубах у дорог. Вятичи иногда зарывали срубы – гробы с сожженным прахом в землю. Во многих местах над могилами насыпали курганы, рядом с которыми проводили ристания – военные состязания в память об умершем и поминальные пиры тризны. Откуда берут истоки эти обычаи и до какого времени они продолжались?

  2. «Киевская Русь была частью европейского мира». Согласны ли Вы с подобной оценкой? Приведите аргументы за или против.

  3. В исторической литературе христианизация Руси нередко трактуется как процесс, осуществленный насильственно. Согласны ли Вы с этой точкой зрения?

  4. Какова роль православия в формировании сознания человека средневековой Руси?

  5. Распад Древнерусского государства: упадок ли это или поступательное движение вперед?


Темы творческих работ


  1. Обычаи, нравы и верования восточных славян.

  2. Города Древней Руси.

  3. «Русская Правда» – древнейший памятник славянского права.

  4. Древняя Русь и кочевники: проблема взаимоотношений.

  5. Ярослав Мудрый – исторический портрет.


Тема 2. Русские земли и княжества в период политической

раздробленности. Образование и развитие единого

Российского государства в XIIXVII вв. (4 часа)
Вопросы 1-го семинара


  1. Политическая раздробленность. Проблема выбора пути развития: Северо-Восточная Русь, Новгородская земля, западнорусские княжества.

  2. Борьба русских земель и княжеств против агрессии и за независимость в XIII веке. Русь и Орда.

  3. Начало политической рекомендации на Руси и роль московских князей в этом процессе.

  4. Образование единого Российского государства, его социальный и политический строй.

Самостоятельно изучите вопрос:

Культура России в XII–XVII вв.


Дополнительная литература и Интернет-ресурсы


  1. Шахматов М.В. Исполнительная власть в Московской Руси. – М.: Феория, 2009.

  2. Ключевский В.О. Курс русской истории // http://www.his95.narod.ru.

  3. http:/rushistory.stsland.ru.


Методические рекомендации
1. Древнерусское государство на рубеже XI–XII вв. распалось на ряд отдельных княжеств и земель. Это был период политической раздробленности, который продолжался до конца XV в. На бывшей территории Киевской Руси в середине XII века сложилось 15 земель и княжеств, к началу XIII в. – около 50, а в XIV в. их было примерно 250.

Докажите, что политическая раздробленность – закономерный этап в истории развития Древней Руси.

Проанализируйте причины политической раздробленности (изменение отношений между князем и его дружинниками, сепаратизм удельных князей и местного боярства, устаревший родовой порядок престолонаследия по старшинству, натуральное хозяйство и т.д.).

Подчеркните, что политическая раздробленность стала новой формой организации русской государственности, сменившей раннефеодальную монархию.

Выясните положительные и отрицательные стороны политической раздробленности, покажите особенности социально-экономического и политического развития Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств, Новгородской и Псковской земель.

Децентрализация позволила лучше приспособить политическое устройство земель к местным условиям. В одних землях великокняжеская власть установилась в форме монархии (Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества), другие стали боярскими республиками (Новгород, Псков). В связи с этим на Руси возникла возможность выбора пути развития. Подумайте, какие социокультурные модели развития древнерусского общества и государства были возможны в тот период для русских земель и княжеств?

Рассмотрите последствия политического дробления Руси.

2.В XIII в. русскому народу пришлось вести тяжелую борьбу с иноземными захватчиками. С запада Русь и земли народов Восточной Прибалтики подверглись агрессии немецких, шведских и датских рыцарей-крестоносцев, а также венгерских и польских завоевателей; с востока началось вторжение монголо-татар.

Рассмотрение вопроса целесообразно начать с рассказа о героической борьбе русского народа и других народов нашей страны против монголо-татарского нашествия.

Монголо-татары начали свою завоевательную политику на стадии становления у них государственности. Расскажите о политическом и социально-экономическом развитии Монгольского государства, о монгольском войске, о завоевательных походах монголов в Среднюю Азию, Иран, Закавказье, о битве на реке Калке, о подготовке похода на Русь и вторжение в русские земли.

Проанализируйте причины поражения Руси (разобщенность военных сил в условиях политической раздробленности; численное превосходство врага; использование захватчиками китайской военной техники, пороха и т.д.).

Борьба против монголо-татар не ограничивалась периодом их нашествия, а продолжалась в последующие века. Покажите ход и этапы этой борьбы, приведшей к падению монголо-татарского ига. Как отразилось это нашествие на социально-экономическом и политическом развитии нашей страны?

На основе анализа исторических событий и фактов расскажите о борьбе Руси против агрессии крестоносцев. Объясните значение побед русских войск на реке Неве (1240 г.) и на Чудском озере (1242 г.).

Подчеркните, что героическая борьба русского народа и других народов нашей страны против завоевателей спасла европейскую цивилизацию. Страны Центральной и Восточной Европы, заслоненные Русью от Золотой Орды, были избавлены от многолетнего ига и получили возможность дальнейшего экономического и культурного развития.

Обратите внимание на взаимоотношения русских земель и Золотой Орды. В отличие от завоеванных монголами стран Средней Азии, Прикаспия и Причерноморья, Русь сохранила свою государственность и вынуждена была признать вассальную зависимость от Золотой Орды. Охарактеризуйте особенности этой системы вассальной зависимости.

В заключение рекомендуется рассмотреть последствия монгольского завоевания и золотоордынского ига для Руси.

3. В XIV в. наметились предпосылки политического объединения русских земель и княжеств в единое государство. Проанализируйте эти предпосылки: борьба за свержение монголо-татарского ига, ставшая главной национальной задачей; синхронность в политическом, экономическом и культурном развитии княжеств. Раскрывая социально-экономические предпосылки образования единого государства, выясните, какие социальные группы были заинтересованы в объединении, а какие выступали против и почему.

В этот период решался вопрос о том, где будет центр объединения. На лидерство в этом плане претендовали Тверь и Москва. Покажите, как начался процесс объединения и какую роль сыграли в нем московские князья (Иван I Калита, Дмитрий Донской и др.). Объясните, что необходимость освобождения от монголо-татар ускорила объединение русских земель. Подчеркните историческую роль Москвы, которая заключалась в том, что именно она возглавила оба процесса – объединение и освобождение.

Изучая ход политического объединения русских земель в единое государство, важно разобраться не только в событиях, ускоривших этот процесс, но и в событиях, замедлявших его.

Политическое объединение русских земель было замедлено в начале XVв осложнением отношений Руси с Золотой Ордой, а также продолжавшейся более 20 лет феодальной войной (1431–1453 гг.).

4. Процесс объединения русских княжеств в единое государство занял почти два века и завершился во время княжения Ивана III (1462–1505гг.) и первых лет княжения его преемника Василия III (1505–1533 гг.).

Наиболее трудной задачей было присоединение Новгородской земли, в которой сохранились традиции самостоятельности. Что стало поводом для военного похода Ивана III на Новгород? Отметьте значение присоединение Новгородской земли.

Покажите, как и когда окончательно было завершено свержение монголо-татарского ига.

Запомните, что создание единого Российского государства завершилось в 1485 г. с присоединением Твери. Расскажите о внешней политике Ивана III, о развитии отношений с Великим княжеством Литовским.

Объединительную политику Ивана III продолжил его сын Василий III. Какие земли вошли в состав российского государства при нем? Рассмотрите особенности формирования единого российского государства по сравнению с формированием единых государств в странах Западной Европы. Охарактеризуйте социальный и политический строй единого Российского государства.
Вопросы для дискуссии и обсуждения
1.Согласно оценкам многих историков, в Великороссии около 1300 г. самым сильным княжеством было Тверское, самым воинственным – Рязанское, самым культурным – Ростово-Суздальское, самым богатым – Новгородская республика. Главным же городом России вскоре становится Москва. Почему?

2.Что общего в деятельности Александра Невского, Даниила Галицкого, Дмитрия Донского, Ивана III? В чем отличие?



  1. 3.В чем Вы видите причины появления в России самодержавия, как специфической формы абсолютизма: во внешнеполитических условиях (борьба со степью и Великим княжеством Литовским), в социально-экономических условиях (патриархально-общинная организация, закрепощение сословий), в восточной политико-культурной традиции (государственное устройство, формы власти)?



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




База данных защищена авторским правом ©www.vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница