Тема «Расчет пути и времени движения»



Скачать 96.71 Kb.
Дата02.04.2019
Размер96.71 Kb.
#77628
ТипУрок

Тема «Расчет пути и времени движения».

Цели урока:

Научить обучающихся рассчитывать путь, время и скорость равномерного движения, сформировать умения “читать” и строить графики равномерного движения, производить расчёты для задач в устной форме.

Развивать умение обобщать знания о целостном представлении механического движения. Закрепить навыки перевода единиц измерения физических величин: скорости, пути и времени; развивать самостоятельность при решении физических задач и познавательный интерес к предмету.

Воспитательная цель урока – овладение умением аккуратно оформлять физические задачи, аккуратно строить графики.



Оборудование урока: компьютер для учителя, мультимедийный проектор, экран,

План урока:

1. Орг.момент

2. Основная часть. Изучение нового материала .

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний.

1.Организационный момент. Демонстрация презентации. (Презентация)

2. Объявление темы урока .

Слайд 1. Расчёт пути и времени.

Слайд 2. Работа с классом.

I. Фронтальный опрос:

Что такое скорость?

Какие единицы скорости Вы знаете?

Что такое векторная величина?

Дайте определение средней скорости.

Скорость зайца 15 м/с, а скорость дельфина 18 км/ч. Кто из них быстрее движется?

Какими физическими величинами характеризуется механическое движение?

Слайд 3.

II. Перевод единиц измерения в СИ

Самостоятельная работа. Подумай и ответь. Распечатанные карточки у каждого ученика (Приложение 5).



Слайд 4.

Проверь свои ответы. Поставь себе оценку.



Слайд 5.

Решение задачи у доски.



Задача № 1. Определить скорость самолёта, который за время 0,5 ч пролетел расстояние 450 км. (Проверка правильности оформления и решения задачи по материалам слайда).
Подведение итогов тестирования учеников, работавших за компьютерами.

III. Основная часть. Изучение нового материала.

Слайд 6.

Пробуем решить задачу устно.

Задача № 2.

Как вы думаете, за какое время африканский страус пробежит стометровку, если его скорость 72 км/ч?



Ответ: 5 с.

Какую формулу вы использовали для определения времени движения страуса?



Слайд 7.

Пробуем решить задачу устно.



Задача № 3.

Как вы думаете, какое расстояние пролетает птица за 1 минуту, если её скорость 144 км/ч?



Ответ: 2400 м.

Какую формулу Вы использовали для расчёта времени полёта птицы?



Слайд 8.

Схема для запоминания формул расчёта v, t, S при равномерном движении.



Запомни!

Слайд 9.

Решение задачи у доски.



Задача № 4.

Паровоз движется со скоростью 36 км/ч. Какое расстояние он пройдёт за 10 минут? Ответ: 6000 м. (Проверка правильности оформления и решения задачи по материалам слайда.)



Слайд 10.

Как выглядят графики зависимости пути от времени и скорости от времени?



(Анализ графиков представленных на слайдах 10 и 11).

Слайд 11 и Слайд 12. (Анализ графиков)

Самостоятельное решение задачи в тетради.



Задача № 5

Дан график движения тела. Каков вид этого движения? Чему равна скорость движения тела? Каков путь, пройденный телом за 8 секунд?

Постройте график скорости тела для данного движения.

Слайд 13.

(Проверка правильности оформления и решения задачи по материалам слайда).

Слайд 14.

А теперь подведём итоги нашего урока. Вам необходимо ответить на вопросы “Рефлексии”. Подведение итогов урока

Распечатанные карточки с вопросами “Рефлексия” у каждого ученика (Приложение 6):

Слайд 15.

Д/З: п. 16, Упр. 5 (2,4); Л № 128.

Подведение итогов урока и выставление оценок.

Урок 20

Тема: « Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость».

Цели урока: изучить движение тел в гравитационном поле Земли. Углубить понимание закона Всемирного тяготения и движения по окружности путем их применения для вывода формулы первой космической скорости. Познакомить учащихся с историей запусков ИСЗ, с успехами и трудностями, которые пришлось преодолеть нашим ученым, физикам, конструкторам первых космических аппаратов.

Задачи:

Образовательные:


  • изучить движение тел в гравитационном поле Земли. Углубить понимание закона Всемирного тяготения и движения по окружности путем их применения для вывода формулы первой космической скорости;

  • выработать умения воспринимать и излагать новый материал;

  • показать практическую значимость изучаемого материала;

  • познакомить учащихся с успехами в освоении космического пространства.

Воспитательные:

  • сформировать интерес учащихся к изучаемому материалу. Рассмотреть примеры из истории космической техники, показать роль ученых, физиков, конструкторов ;

Развивающие:

  • продолжить обучение умению выделять главное, существенное в изучаемом материале на основе сравнения скоростей, сообщаемым телам в горизонтальном направлении у поверхности Земли, с траекториями движения в поле тяготения Земли, анализировать , проводить сравнения, находить общие и отличительные черты , делать выводы;

  • развивать внимание, память, устную речь;

  • развивать познавательную, информационно-коммуникативную компетенциию

Оборудование урока:

  • Мультимедийный проектор, компьютер, фотографии и иллюстрации о космосе

  • Видеоресурсы : (Запуски ИСЗ, космических ракет, документальные кадры запуска первого в мире ИСЗ 4 октября 1957 года)

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Проверка дом.задания

Опрос:


  • Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

  • Приведите примеры движения по окружности.(Стрелки часов, колеса автомобиля, планеты вращаются вокруг Солнца и др.)

На столе у вас лежит лист, подпишите его и выполните следующее задание.

- на листе записать определение центростремительного ускорения

- формула центростремительного ускорения

- направление

- период вращения

- частота вращения



2.Объяснение нового материала

Тема нашего урока – Искусственные спутники Земли. Слайд№1

Что вы хотите узнать об искусственных спутниках? (что это такое, какие бывают, что необходимо сделать, чтобы тело стало ИС)

Ребята, подумайте и сделайте вывод о том ,как будет двигаться тело, если его бросить в горизонтальном направлении? ( Правильно по участку параболы.)

А если тело движется по окружности вокруг Земли, то какая сила удерживает его, не давая ему упасть?



(Сила тяжести. ( использование тематических стихов… все тяготеют друг к другу и падая мчатся по кругу )

Слайд№4 Предложите модель , которую можно использовать для рассмотрения движения тела вокруг Земли? ( ответы учащихся )

Слайд№5 1) Земля является однородным шаром с радиусом 6400 км.

2). На тело не действуют никакие силы, кроме силы тяготения, направленной к центру Земли.

3). Спутник будем считать материальной точкой.

Слайд№6 Что же необходимо сделать, чтобы тело стало ИСЗ? Посмотрим анимационную модель. (демонстрируется модель движения шарика вблизи Земли с различными скоростями.) Проанализируйте анимацию и сделайте вывод о том, как могут двигаться тела в поле тяготения Земли?

Слайд№7 Слайд№8 Анимация движений тел по разным траекториям с разными скоростями ( прямая, окружность, эллипс, парабола, гипербола ) каждая анимация начинается одна после другой .(не надо переключать кадр пока не закончится анимация)

Слайды №9,10,11 показывают расчетные формулы для 1-ой, 2-ой и 3-ей космической скорости.

На доске учитель , совместно с ребятами производит аналитический вывод первой космической скорости, привлекаются знания, полученные учащимися на предыдущих уроках по теме « Закон Всемирного тяготения» и знания по теме «Движение по окружности с центростремительным ускорением».



Давайте сделаем вывод. Какую скорость необходимо сообщить телу у поверхности Земли в горизонтальном направлении, чтобы оно стало ИСЗ ? ( первую космическую, равную приблизительно7,9 км/с.

В октябре 1954г оргкомитет Международного геофизического года обратился к ведущим мировым державам с просьбой рассмотреть возможность запуска ИСЗ для проведения научных исследований. Президент США Дуайт Эйзенхауэр объявил, что США запустят такой спутник. Вскоре с таким же заявлением выступил Советский Союз.



Выступление учащихся о неудачном запуске Американского ИСЗ.(Организация работы с группой учащихся по опережающем у обучению)

Слайд №12 Мы гордимся своей страной. 4 октября 1957 года в СССР был успешно запущен первый ИСЗ-П (простейший )

Слайд№13,14,15,16 Стихотворение о первом ИСЗ, основные параметры спутника, позывные первого ИСЗ аудиозапись(подлинная) (1 минута ) Сообщения ТАСС.

Слайд№17

Дата запуска считается началом космической эры человечества, а в России отмечается как памятный день Космических войск.



Слайд№18 3 ноября того же 1957 года был запущен второй ИСЗ весом 508,3 кг. Это была уже настоящая научная лаборатория. Впервые в космическое пространство отправилось живое существо — собака Лайка.

Слайд №19 Фотографии современных ИСЗ.

Слайд №20 Вклад наших ученых, конструкторов в освоение космического пространства (информация о том, что запуск первого спутника Земли был произведен в год 100-летия К.Э.Циолковского-основоположника космических полетов).

Слайд №21 Документальные кадры запуска 1-го ИСЗ с космодрома Байконур, С.П.Королев следит за движением спутника. Отделение головной части ракеты.

( 2 минуты) подготовлены учащимися

В США запуск первого спутника привел в настоящий шок. Оказалось вдруг, что СССР, страна, не успевшая еще толком оправиться от войны, имеет мощный научный, промышленный и военный потенциал, и что с ней надо считаться. Престиж США как мирового лидера в научно-технической и военной области пошатнулся. Это вызвало недоумение и страх: в небе над головой беспрепятственно и безнаказанно летает чужой аппарат!



Слайд №22,23,24,25 Памятники первому искусственному спутнику Земли .Какими могут быть спутники?

Слайд №26 Анимация. Движение ИСЗ по орбите вокруг Земли.

Слайд № 27,28 Внешний вид современных ракет. Первая ракета «Восток-1»

Слайд №29 Видеозапись Запуск ракеты и отделение 1-ой и 2-ой ступеней. Подготовлена учащимися (1,5 мин)

Слайд №30,31,32 Космодром Байконур. Вид из космоса.

Давайте попробуем и мы посмотреть на наш город Фокино используя спутниковую связь Работа в Интернете в режиме реального времени ( карта нашего города и острова Путятин из космоса ) через спутник. Проводит группа учащихся.



Слайд №33

За годы освоения космоса в мире созданы и эксплуатируются более 20 космодромов и ракетных полигонов, сотни боевых ракетных шахт и пусковых установок, всего запущено свыше 6000 космических объектов, из них около 700 в настоящее время эксплуатируются на околоземных орбитах. Ежегодно осуществляется около 100 запусков объектов в космос, в которых участвуют более 20 стран.



Первая космическая скорость

Закрепление

1.Теперь проверим ОК.( При заполнении ОК учащиеся должны выделить главное из материала презентации и заполнить лист ОК)

2.Проверим верные и неверные утверждения.(Учащиеся заполняют таблицу по материалу урока)

Д/З

§ 20, вопросы к параграфу. , Упр.19 (№1)

Игра «Последний герой»

(Неделя физики и информатики)

Сегодня у нас пройдет игра «последний герой» в которой мы выявим учащегося, хорошо знающего информатику, умеющего логически мыслить, принимать быстрые и верные решения. В игре участвуют две команды: команда 8(1) класса и команда 8(2) класса. В ваших командах собрано по 10 человек. Вам предстоит сыграть 9 конкурсов, которые вы будете выбирать сами. В каждом конкурсе будет предложено выполнить некоторое задание за определенное время. В конкурсе побеждает та команда, которая наберет большее количество очков. При равном количестве очков победившей считается команда, выполнившая задание за меньшее время. После каждого конкурса из игры будут выбывать 2 игрока: команда-победитель имеет право выбрать одного человека из команды соперников, который покинет игру, а так же должна выбрать одного игрока из своей команды, который так же прекратит участие в игре. После ухода игроков право выбора конкурса переходит к команде-победителю.

Чтобы определить команду, которая первой будет выбирать задание, предлагаю вам ответить на вопрос. Команда, которая раньше правильно ответит на него, получит право первой выбирать задание.

ВОПРОС: Глава компании Microsoft (Билл Гейтс)

Презентация



Задания и ответы

1. История информатики и ВТ

Сейчас вам будут предложены 10 вопросов, касающихся истории развития информатики. Каждый вопрос имеет 3 варианта ответа. Ваша задача ответить верно на все вопросы. На выполнение этого задания вам отводится ______ мин. Победит та команда, которая ответит верно на большее количество вопросов.



  1. С фамилией какого из древних ученых связано происхождение слова АЛГОРИТМ: (Аль-Хорезми).

  2. Кто считается автором самого первого алгоритма (Евклид)

  3. Кого называют первой в истории женщиной-программистом (Аду Лавлейс)

  4. Когда был создан первый арифмометр – механическое счетное устройство (В XIX веке)

  5. Когда была создана первая в мире электронно-вычислительная машина ENIAC (В 1946 году)

  6. Сколько поколений ЭВМ принято считать созданными до настоящего времени: (Четыре)

  7. Когда фирма Intel создала первый в мире микропроцессор (В 1971 году)

  8. Когда фирмой IBM были созданы персональные компьютеры: (В 1982 году)

  9. Первая ЭВМ в нашей стране появилась (В 1951 году)

  10. Основоположником отечественной вычислительной техники является (Сергей Алексеевич Лебедев)




2. Ответы ищи в приведенном тексте


В данном конкурсе вам будут предложены 10 предложений. Ваша задача состоит в том, чтобы в этих предложениях найти 10 терминов, относящихся к информатике. Например:

ПРИМЕР: В чем был смысл, Эшби так и не понял.

Слэш (смыСЛ, ЭШби) – название символа «/»

На выполнение этого задания вам отводится ______ мин.


  1. Этот процесс орнитологи называют миграцией.

  2. Потом они торжествовали и радовались, как дети.

  3. Несмотря на это его феска не раз падала с головы. (Феска – мужской головной убор в виде усеченного конуса с кисточкой, распространенный в некоторых странах Ближнего Востока и Северной Африки)

  4. Река Днепр интересна тем, что на ней имеются несколько гидроэлектростанций.

  5. По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол.

  6. Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки.

  7. Я его привез в указанное место, но там никого не оказалось.

  8. Когда-то он работал в идеологическом отделе.

  9. Он сказал «Пройдемте к стене».

  10. Оказалось, что граф и Казанова – одно и то же лицо.

3. В одной связке

Сейчас вам будет предложено восстановить несколько словосочетаний, относящихся к информатике, устройству и работе компьютера. Будет дано одно слово из сочетания. Необходимо назвать второе слово соответствующего словосочетания.



НАПРИМЕР: оптическая мышь, лазерный диск, …

На выполнение этого задания вам отводится ______ мин.





  1. Администратор … сети

  2. Виртуальная … реальность

  3. Графический … файл, редактор

  4. Жесткий … диск

  5. Загрузочная … дискета

  6. Звуковая … колонка

  7. Информационные … технологии, системы

  8. Лицензионная … программа

  9. Магнитный … диск

  10. Материнская … плата

  11. Матричный … принтер

  12. Носитель … информации

  13. Оперативная … память

  14. Операционная … система

  15. Оптический … диск

  16. Персональный … компьютер

  17. Сетевая … плата

  18. Системный … блок

  19. Соединительный … кабель

  20. Струйный … принтер

  21. Трехкнопочная … мышь

  22. Функциональная … клавиша

  23. Центральный … процессор

  24. Электронная … почта



4.“Странный” язык

Недавно был открыт новый, неизвестный компьютерный язык. Удалось понять только 3 фразы:

Фраза на компьютерном языке «каля маля» в переводе на русский означает «красное солнышко», «фаля маля баля» - «большая красная груша», «цаля баля» - «большое яблоко».

Ваша задача за ______ мин. выяснить как на этом языке записать слова: ГРУША, ЯБЛОКО, СОЛНЫШКО.


Ответ: ГРУША – фаля

ЯБЛОКО – цаля

СОЛНЫШКО - каля


5. Компьютерные жаргонизмы

Очень часто в своих разговорах вы используете различные жаргонные слова, обозначающие что-то, связанное с информатикой. Сейчас мы и узнаем, насколько хорошо вы разбираетесь в используемых терминах. Для каждого из представленных компьютерных жаргонизмов будут приведены три определения, из которых верным является только одно. Необходимо его указать. На выполнение этого задания вам отводится ______ мин.



  1. Апгрейдить – модернизировать компьютер.

  2. Винт – жесткий магнитный диск.

  3. Емеля – электронная почта.

  4. Железо – совокупность аппаратных средств компьютера.

  5. Загрузчик – программа начальной загрузки компьютера.

  6. Засэйвить – сохранить файл на диске.

  7. Иконка – пиктограмма.

  8. Камень – процессор.

  9. Кликнуть – щелкнуть кнопкой манипулятора «мышь».

  10. Кулер –вентилятор охлаждения компьютера.

  11. Корень – каталог (папка), который не вложены в другой каталог (папку).

  12. Логин – имя пользователя.

  13. Майл – электронная почта.

  14. Мама – материнская плата.

  15. Рама – оперативная память компьютера.

  16. Сетевуха – сетевая карта.

  17. Слот – разъем расширения на материнской плате.

  18. Софт – программное обеспечение компьютера.

  19. Спикер – динамик в компьютере.

  20. Трафик – перемещаемые по глобальной компьютерной сети данные.

  21. Флоп – гибкий магнитный диск.

  22. Хард – аппаратные средства компьютера.

  23. Хост – компьютер в Интернете, обеспечивающий круглосуточное хранение и передачу информации.

  24. Чип – микросхема.

  25. Юзер – пользователь компьютера.


6. Веришь – не веришь


Сейчас вам будут предложены несколько высказываний. Вы должны будете сказать верно ли каждое из высказываний или нет. На бланках ответов можете просто поставить + (ДА) и – (НЕТ). На выполнение этого задания вам отводится ______ мин.

Верите ли вы…



  1. что к материнской плате одного компьютера можно подсоединить жесткий магнитный диск другого компьютера и сделать так, чтобы на первом компьютере было как бы два жестких магнитных диска? (+++)

  2. что в Великобритании есть города Винчестер, Адаптер и Дигитайзер? (---)

  3. что были первые модели персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий магнитный диск? (+++)

  4. что операционная система Windows допускает, чтобы в одной папке находились файлы с именами список.doc и Список.doc? (---)

  5. что основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования? (+++)

  6. что операционная система Windows допускает, чтобы на одном диске находились два файла с абсолютно одинаковыми именами? (+++)

  7. что если содержание двух файлов объединить в одном файле, то размер получившегося файла может быть меньше суммы размеров двух исходных файлов? (+++)

  8. что кроме дискет 3,5 и 5,25 дюйма, ранее использовались дискеты диаметром 8 дюймов? (+++)

7. Анаграмма

Ваша задача из предложенного слова сформировать как можно больше слов, имеющих смысл. Эти слова должны состоять только из букв предложенного слова и каждая буква должна встречаться не большее число раз, чем она встречается в исходном слове. На выполнение этого задания вам отводится ______ мин.



КОПИРОВАНИЕ.

8. Последствия вируса

В наш компьютер «забрался» вирус, который перепутал все буквы в словах. Ваша задача восстановить исходные слова из предложенных исходных букв. Все они связаны с информатикой. На выполнение этого задания вам отводится ______ мин.



Ответ: ДИСКЕТА, ПРИНТЕР, ДЖОЙСТИК, КЛАВИАТУРА, КОЛОНКИ

9.Шифровка

Сейчас вам нужно будет расшифровать некоторое высказывание, пользуясь предложенной кодировочной таблицей. Способ кодировки вы должны разгадать сами






0

1

2

3

4

5

6

7

8

0

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

1

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

2

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

3

Ы

Ь

Э

Ю

Я

_

.

,

?

4

:

;

-

!

«

»

(

)

%

Расшифруйте закодированный текст

25201538350304053835111503040038

На выполнение этого задания вам отводится ______ мин.

Ответ: Что? Где? Когда? (каждая буква кодируется двумя цифрами)

10.Нарисуй…

Сейчас за ___ мин. вы должны будете на листе формата А-4 нарисовать простейшее и самое древнее приспособление для счета.



Ответ: РУКА - это первое с помощью чего человек учится считать.

11. Третий – лишний

Известно, что некоторые слова могут иметь несколько значений. Вам будут предложены несколько терминов. Для каждого из терминов приведены три определения, одно из которых ему не соответствует. Необходимо указать это определение (поставить букву). На выполнение этого задания вам отводится ______ мин.



  1. Винт – крепежная деталь и жаргонное название жесткого магнитного диска.

  2. Вирус – возбудитель инфекционного заболевания и программа, обладающая способностью к самовоспроизведению.

  3. Дерево – образное представление схемы организации на диске файлов и каталогов (папок) и многолетнее растение с твердым стволом.

  4. Диалог – разговор между двумя лицами и форма взаимодействия пользователя с компьютером.

  5. Диск – носитель информации и спортивный снаряд.

  6. Дорожка - специально устроенная дистанция для бега, плавания и т. п. и участок магнитного диска.

  7. Меню – перечень блюд в ресторане и изображаемый на экране список вариантов, из которых пользователь выбирает необходимый вариант.

  8. Мышь – грызун и манипулятор в компьютере.

  9. Папка – обложка, в которую вкладывают листы бумаги и группа файлов, объединенных по какому-либо признаку.

  10. Периферия – внешние устройства компьютера и местность, удаленная от центра.

  11. Порт – точка подключения внешних устройств к шине компьютера и место для стоянки и разгрузки судов.

  12. Расширение – увеличение ширины чего-либо и часть имени файла.

  13. Софт – мягкий (в переводе с англ.) и программное обеспечение компьютера.

  14. Ярлык – значок на экране, щелкнув мышью на котором, можно открыть некоторую программу, документ или папку и листок с наименованием товара и другими сведениями.

12. Собери словечко

У вас на столах есть 11 обрывков слов. Ваша задача: из этих кусочков собрать два слова, связанные с информатикой. После этого должно остаться 4 обрывка.



Р РЬ НЕ ТОР ТЕ ТА ИН ЕР НИ ПР МО

Ответ: ПРИНТЕР, МОНИТОР РЬ ЕР НЕ ТА

Тема урока «Разветвленные алгоритмы».

Цели урока.

Учебные:
- дать понятие разветвленного алгоритма, простого и составного условия, ветвления полной и неполной формы;
- формирование навыков определения истинности составных условий, составления разветвленных алгоритмов полной и неполной формы и их записи разными способами, определения результата выполнения готового алгоритма.

Развивающие:
-развитие логико-алгоритмического мышления, образного мышления, способность учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные:
-повышение мотивации учащихся на уроке, достижение сознательного уровня усвоения материала учащимися, формирование чувства коллективизма.

Ход урока:


I. Организационный момент
II. Актуализация знаний


Задание 1. Учащимся предлагается по заданным предложениям угадать известную поговорку
или пословицу.

1. Если первый раз что-то делаешь, то хорошо не получится.



Ответ: "Первый блин комом".

2. Если человек один, то ему трудно выстоять, добиться чего-либо, победить в борьбе.



Ответ: "Один в поле не воин".

3. Если все хорошо, то не надо искать лучшего.



Ответ: "От добра добра не ищут".

4. Если сделал кому-то зло, то это зло обязательно вернется к тебе.



Ответ: "Не рой другому яму, сам в нее попадешь".


Задание 2. Опишите последовательность действий, если вам необходимо позвонить по телефону.

Примерный ответ:




  1. Снять трубку.


  2. Услышав гудок, набрать номер.


  3. Если гудки короткие, то положить трубку и перезвонить позже.


  4. Если гудки длинные, но долго никто не отвечает, то положить трубку.


  5. Если после нескольких длинных гудков вам ответили, то поговорить с ответившим и положить трубку.


Задание 3.

На каких из рисунков изображены прямоугольные треугольники?

1 2 3 4

Сформулируйте правило определения прямоугольного треугольника.



Ответ: если один из углов треугольника равен 90°, то такой треугольник называется прямоугольным.


Учитель: Что общего во всех предложениях, алгоритме и сформулированном правиле?

Ответ: Конструкция если ...то.


http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/360/359709/359709_html_m4383ba03.gifhttp://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/360/359709/359709_html_59ae0253.gifhttp://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/360/359709/359709_html_6c3febaf.gifhttp://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/360/359709/359709_html_m432d9924.gif

Такая конструкция присуща разветвленному алгоритму.




Алгоритм, в котором выбор действий зависит от некоторого условия, называется разветвленным.

III. Объяснение нового материала
Задание 1. Приведите примеры разветвленных алгоритмов из жизни.

Задание 2. Составьте словесный алгоритм перехода дороги по пешеходному переходу, нерегулируемому светофором.


Показать учащимся алгоритм перехода улицы в виде рисунка.
В качестве условий ветвления действий в алгоритмах могут указываться любые равенства и неравенства над величинами и алгебраическими выражениями.

Выражения, используемые в качестве условий.
http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/360/359709/359709_html_m243a594b.gif


A < B

A меньше B

A <= B

A меньше или равно B

A = B

A равно B

A > B

A больше B

A >= B

A больше или равно B

A<>B

A не равно B

Условия такого типа называют простыми условиями. Простое условие состоит из двух операндов, соединенных операциями отношения. Его значение считается истиной, если это отношение соблюдается, или ложью в противоположном случае.

В операторах условного перехода можно использовать не только простые, но и так называемые составные (или сложные) условия.

Составные (сложные) условия получаются из простых с помощью логических операций и записываются:


1.C логической операцией отрицания НЕ, например: НЕ (х > 0). Условие истинно, если х <= 0, и ложно в противном случае.

2.C логической операцией И (0 < x) И (x < 1). Условие истинно, если истинны оба простых условия, его составляющих.


3.C логической операцией ИЛИ, например: (x = 0) ИЛИ (y = 0). Условие истинно, если истинно хотя бы одно из простых условий, его составляющих.

Условия такого типа называют логическими выражениями.


  1. В списке указаны пять фамилий женщин и их возраст.


  1. Иванова Е. И., 26 лет;


  2. Петрова А. Л., 21 год;


  3. Крылова С.В., 20 лет;


  4. Светлова И.К., 18 лет;


  5. Попова Е. Н., 16 лет.


а) Определите фамилию женщины, если известно, что эта женщина не старше 25 и не моложе 16 лет. Кто из них? Запишите условие.



Ответ: Петрова А. Л., 21 год; (возраст>=16) И (возраст<=25).

б) Назовите фамилии женщин, чьи данные удовлетворяют условию (первая фамилия буквы=С) или (возраст>24).



Ответ: Светлова и Иванова
  1. Указаны данные о четырех автомобилях.


  1. черный джип с номером 1101;


  2. красный "Запорожец" с номером 9903;


  3. черная «Тойота» с номером 2136;


  4. белая "Волга" с номером 2709.


а) Определите марку и номер машины, если известно, что цвет машины черный, а номер начинается с цифры 2. Запишите условие.



Ответ: черная «Тойота» с номером 2136; (цвет=черный) И (первая цифра номера=2)

б) Данные о каком автомобиле удовлетворяют условию ((цвет=красный) или (цвет=белый)) И (последняя цифра номера=9).



Ответ: белая "Волга" с номером 2709.






Полная и неполная формы ветвления.
Полная форма ветвления: ЕСЛИ …ТО…ИНАЧЕ…

^ Если в четырехугольнике с равными сторонами углы прямые, то это квадрат, иначе – ромб.

Задание: составить алгоритм в виде блок-схемы.

Вы отправляетесь в кино. Подойдя к кинотеатру, вы обнаруживаете, что сегодня идут два фильма: новая серия «Гарри Поттера» и новый боевик с Сильвестром Сталлоне. Если есть билеты на первый, то пойдете смотреть его, иначе будете смотреть боевик.

Задание: какое значение примет переменная Z после выполнения следующего алгоритма при а) X=2, Y=6; б) X=-3; Y=-3; в) X=7, Y=-1?


Неполная форма ветвления: ЕСЛИ…ТО…

Если погода будет хорошая, то перед тем, как делать уроки, покатаюсь на лыжах.
http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/360/359709/359709_html_m3f9e1e10.gifhttp://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/360/359709/359709_html_764e8033.gifhttp://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/360/359709/359709_html_371394cb.gif


Задание: составить алгоритм в виде блок-схемы.



Вы отправляетесь на дачу. Вам надо прополоть и полить грядки и, если созрела виктория, то собрать ее


http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/360/359709/359709_html_362a1f5b.gif

Задание: какое значение примет переменная Z после выполнения следующего алгоритма при



а) X=2, Y=6, Z=1; б) X=9; Y=-3, Z=2?


http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/360/359709/359709_html_78d88ba6.gifhttp://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/360/359709/359709_html_m54a53c2a.gif



IV. Закрепление материала.

Учащиеся в группах выполняют задания.


  1. Составить в словесной форме или нарисовать алгоритм заваривания чая.


  2. Определите истинность составных условий


а) (5>2) И (2>-3);

б) (5<8) ИЛИ (10<6);

в) (январь – зимний месяц) ИЛИ (сейчас на улице идет дождь);

г) (Москва – столица России) И (буква Б – гласная).

3. Даны сведения о 5 учащихся – участниках олимпиады: ФИО, класс, город, предмет.



^ Иванов В.И., 5 класс, г. Москва, математика

Гвоздиков С.В., 7 класс, г. Омск, русский язык

Рыжикова С.С., 6 класс, г. Новосибирск, математика

Поспелова К.Е., 7 класс, г. Иваново, химия

^ Горелова И.И., 8 класс, г. Москва, физика

Какие из данных удовлетворяют условию:



а) (Класс=7 класс) И (Предмет=химия)

б) (Предмет=математика) ИЛИ (Город=г. Иваново)

в) (Город=г. Москва) ИЛИ (Класс=5 класс)

4.Расположи условия и инструкции ветвления соответственно столбцам таблицы






Условие




Инструкция


ЕСЛИ





ТО



5.Запишите в виде блок-схемы следующие ветвления: http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/360/359709/359709_html_m1d11194e.gif

а) «Если ласточки летают высоко - долго будет стоять хорошая погода. Если они летают низко - жди дождя».

б) «Если воробьи кувыркаются в пыли - будет дождь».

6.По данной блок-схеме алгоритма вычислите значения Y. Заполните таблицу значений.

http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/360/359709/359709_html_m7b1d0a5b.gif

7.Пусть а, b, c – три числа. Из предложенных блоков и надписей составьте алгоритм проверки существования треугольника со сторонами a, b и с.

a+b>c b+c>a a+c>b ввод a,b,c вывод: треугольника не существует

вывод: треугольник существует




Проверка полученных результатов.http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/360/359709/359709_html_4d90d1d1.gifhttp://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/360/359709/359709_html_4d90d1d1.gifhttp://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/360/359709/359709_html_m5b3ab5b4.gifhttp://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/360/359709/359709_html_m5b3ab5b4.gifhttp://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/360/359709/359709_html_m25c5061b.gifhttp://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/360/359709/359709_html_m25c5061b.gifhttp://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/360/359709/359709_html_m5b3ab5b4.gifhttp://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/360/359709/359709_html_m25c5061b.gif


V. Итоги урока. Оценки за урок.


VI. Домашнее задание: п.3.2.1

Составить и записать в виде блок-схемы алгоритм решения задачи:


1.Точка на плоскости задана координатами (x,y). Определить, принадлежит ли точка плоскости, ограниченной окружностью с центром в начале координат и радиусом R
(условие принадлежности x2+y22)






Скачать 96.71 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница