В педагогике



страница1/5
Дата21.07.2018
Размер1.41 Mb.
#39228
  1   2   3   4   5

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Институт педагогического образования и образования взрослых РАО

Тюменский областной государственный институт

развития регионального образования

Н.Н. Суртаева
ПОНЯТИЙНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ

В ПЕДАГОГИКЕ

(Словник)

Санкт-Петербург — Тюмень

2013
УДК 37

ББК 74.00
Обсуждено и одобрено к печати кафедрой социальной педагогики
РГПУ им. А.И. Герцена, лабораторией инноватики и управления
педагогическим образованием ФГНУИПООВ РАО


Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом АОУ ТОГИРРО,

протокол № 1, 16 января 2012 года


Составитель и автор идеи: Н.Н. Суртаева – д.п.н., профессор

В подборе и рассмотрении содержания отдельных понятий принимали участие: профессор, к.п.н. Ройтблат О.В., к.п.н. Суртаева Ж.Б., к.п.н.,
к. ист. н., доцент Суртаев П.Б.


Рецензенты:

д.п.н., профессор, ректор ФГБОУ ДПО ИПК СПО – Никитин В.Я.

д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики ФГБОУ ДПО «Тобольская государственная

социально-педагогическая академия им. Д.И.Менделеева» Яркова Т.А.

Понятийная интервенция в педагогике (Словник). Изд. 2-е, доп.-

Тюмень: АОУ ТОГИРРО, 2013. - 40 с.

Словник понятий (понятийная интервенция в педагогике) предназначен для оказания помощи практикам и исследователям, занимающимся вопросами педагогики. Предполагаем, что данный словник поможет на старте сориентироваться в понятийном пространстве педагогического знания бакалаврам и магистрам.


ISBN 978-5-89967-464-8
isbn 978_5_89967_464_8.tif

© АОУ ТОГИРРО, 2013

© Н.Н. Суртаева, 2013


ПРЕДИСЛОВИЕ
«… словарик не узаконитель, а раб языка,

что есть, то он обязан собрать»

В.И. Даль
Предлагаемый словник преследовал следующую цель — сбор и представление понятий, вошедших в педагогическую отрасль «образование» из различных научных областей и практик (философия, социология, техника, психология, медицина и т.д.).

«Язык есть дом бытия. В жилище языка обитает человек. Мыслители и поэты — хранители этого жилища. Их стража — осуществление открытости бытия, насколько они дают ей слово в своей речи и тем самым сохраняют ее в языке». М. Хайдеггер. Бытие и время. М.: Аd. Marginem, 1997 . — С. 314.

«Внутри слова – вот на самом деле способ, каким мы говорим…. Самозабвение принадлежит к существу языка. По этой именно причине прояснение понятий… может быть всегда лишь частичным. Оно бывает полезным и нужным лишь там, где либо помогает раскрыть сокрытие, происходящее из-за отчуждения, одеревенелости языка, либо заставляет разделить языковую нужду, достичь необходимой напряженности в осмыслении чужой мысли…. Только тот мыслит философски, кто перед лицом имеющихся в языке выразительных возможностей чувствует недостаточность…» (Г.Г. Гадамер. Актуальность прекрасного. — М.: Искусство,1991. — С.36).

Познание окружающего мира происходит в форме понятий, которые представляют собой «логически оформленную общую мысль о предмете» (С.И. Ожегов). Усвоение понятия непременно связано с пониманием, то есть «способностью осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь» (С.И. Ожегов), в нашем случае — пониманием тех процессов и явлений, которые относят к инновационным.

Автор приводит определение понятий, содержание которых разделяет и не разделяет. В отдельных случаях по одному и тому же понятию приводится несколько определений, как правило, если они очень сильно отличаются.

Словник состоит из трех частей. Часть I – алфавитный перечень понятий с раскрытием содержания. Часть II представлена раскрытием содержания понятий, используемых на современном этапе при рассмотрении методологических вопросов. Часть III представлена рассмотрением различных подходов к определению понятия «педагогические технологии».

Словник может быть использован как при первоначальном погружении в предмет педагогики, так и при более глубоком изучении.

Предлагаемый словник не претендует на исчерпывающий вариант и предполагает дальнейшую работу по подбору понятий и рассмотрение различных смыслов одного и того же понятия.

Речь идет о понятиях, которые в последнее время вошли в педагогическое знание из разных областей (социология, конфликтология, психология, философия, экономика, технология, строительство и др.), существенно изменив понятийное пространство традиционной педагогики.

«Прежде чем спорить,

давайте договоримся о понятиях».

Плеханов Г.В.

ПЕРЕЧЕНЬ ТРАДИЦИОННЫХ ПОНЯТИЙ ПЕДАГОГИКИ
Внеурочные формы обучения, воспитание, воспитательный процесс, дети, дидактика, дисциплина, коллектив, контроль, методы, методики, методики воспитания, методы обучения, методики обучения, об-разовательный процесс, обучение, образование, оценка, педагогика, педагогические требования, педа-гогический процесс, педагогический совет, приемы, принципы, подходы, ребенок, средства обучения, теория воспитания, цели (обучения, воспитания, развития), урок, учет, учитель, функции учителя и др.

ПЕРЕЧЕНЬ ПОНЯТИЙ, ВОШЕДШИХ В ПЕДАГОГИКУ
ИЗ РАЗЛИЧНЫХ НАУЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Приводим ряд понятий в алфавитном порядке, которые наиболее часто встречаются в педагогических исследованиях как привнесенные из других предметных областей (социология, философия, психология, конфликтология, управление, биология и др.), все более получающих или уже получивших статус меж-дисциплинарных.

Ассоциация (педагогов, руководителей образовательных учреждений), бенчмаркинг, блоки, брокерство, команды (педагогические), консилиум (педагогический), консенсус (педагогический), контроллинг, концепт, концепция, контекст, маркетинг, методология, методология педагогики, модерация, модерационные тех-нологии, модуль, парадигма, проект, пространство, поле, сообщество (педагогическое), сообщество педагогов, среда, структуры (организационно-педагогические, управленческие), терапия (педагогическая), технологии (педагогические) и др.



ЧАСТЬ 1.

АЛФАВИТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПОНЯТИЙ
С РАСКРЫТИЕМ СОДЕРЖАНИЯ

АДАПТАЦИЯ (adaptation) – путь, которым социальные системы любого рода (например семейная группа, деловая фирма, национальное государство) «управляют» или отвечают на среду своего обитания. Согласно Толкоту Парсонсу, «адаптация – это одно из четырех функциональных условий, которым все социальные системы должны отвечать, чтобы выжить». Он утверждает, что в индустриальных обществах потребность в адаптации удовлетворяется посредством развития специализированной подсистемы – экономики. С. 17 // Большой толковый социологический словарь/ Составители Д. Джери и Дж. Джери. М.: Вече: АСТ, 1999.

АВТОДИДАКТИКА (от греч. αὐτός – «сам», διδακτός – «изучаемый, приобретаемый учением»). Авто-дидактика – технология самообразования включает такие элементы, как «техника раздвоения Я», повтор, компаративная методика, алгоритм занятий, полифонизация, психолингвистическая фокусировка и др. Автодидактика включает современную философию образования, проистекающие из нее методологические тренды, формы общения с изучаемым предметом, социогруппой и самим собой, общую организацию просвещения, максимальное взаимопроникновение образования и культуры. С. 4// Социальные технологии. Толковый словарь /Под ред. Л.Я. Дятченко, В.Н. Иванова, М.: Белгород: «Центр социальных технологий»,1995.

АДАПТИВНАЯ СИТУАЦИЯ — «адаптивная ситуация складывается под влиянием многих обстоятельств, ведущих к нарушению равновесия между социальной системой и средой… Признаками адаптивной ситуации выступают нарушение баланса между социальной системой и средой, состояние напряженности, дискомфорта, невозможности достижения жизненно важных целей». С. 260. Л.В. Корель.

АДАПТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — технологии, обеспечивающие воспроизводство процессов включения личности в группы, коллективы, в новые условия социальной среды, деятельности, отношений. Адаптивные технологии рассматриваются как активный, целенаправленный, организованный процесс, в результате которого адаптирующаяся система, изменяясь сама, преобразует среду и овладевает ею. С. 5// Социальные технологии. Толковый словарь / Под ред. Л.Я. Дятченко, В.Н. Иванова. М.: Белгород: «Центр социальных технологий», 1995.



АНИМАТОР СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ – профессионал занимается разработкой, постановкой проек-тов анимации и содействием в их реализации, включающей в себя деятельность культурного, социального или воспитательного характера. Социально-культурный аниматор работает со всеми категориями граждан — детьми, подростками, взрослыми, пожилыми людьми. / Социальная работа и подготовка специалистов за рубежом /Составитель В. А. Фокин, И.В. Фокин. Тула, 2005. — С.186.

АРТЕФАКТ ЭКСПЕРИМЕНТА – такое положение вещей, когда вместо предполагаемых результатов экс-перимента получаются другие, совершенно неожиданные данные. С. 124.

Артефакт эксперимента – это такое положение вещей, когда ты предполагаешь, что причина какого-то явления в одном, а оказывается, есть какие-то малозаметные и «незначимые» факторы, которые влияют на то, что ты изучаешь. С. 124 // Сергеева В.П., Подымова Л.С. Инновации в образовательном процессе (учебно-методическое пособие). М.: Перспективы, 2012. — 182 с.).



АССИСТЕНТ ТЕХНИКА-АНИМАТОРА – профессионал, деятельность которого выражается в различных формах: принимать, информировать различные категории граждан, помогать этим людям и принимать участие в работе группы профессионалов, содействовать организации и управлению группами, заниматься анимацией группы и ее деятельности./Социальная работа и подготовка специалистов за рубежом /Составитель В.А. Фокин, И.В. Фокин. Тула, 2005. — С.186.

БАЗА ДАННЫХ (basis — основание) — содержание информации в информационном банке. С. 40 //Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений/ Автор-сост. В.А. Мижериков. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1998.

БЕНЧМАРКИНГ (benchmarking) – это метод современного менеджмента, который представляет собой аналитический процесс точного измерения и сравнения всех операций по разработке и производству продуктов мирового класса как на собственном предприятии, так и у конкурентов. С. 77. Бенчмаркинг – система учета информации о конкурентах С. 179 // Карминский А.М., Фалько С.Г., Жеваго А.А., Иванова Н.Ю. Контроллинг. М.: ИНФРА—М., 2009.

БЕНЧМАРКИНГ 1) является важным инструментом в работе вузов, не только как средство получения лучшего опыта, усовершенствования работы вузов и качества предоставляемых услуг, но и как важный элемент управления в системе качества. Образование, предоставляемое в США, пользуется популярностью во всем мире, и далеко не последнюю роль в этом играет бенчмаркинг, с помощью которого вузы используют все только лучшее в своей работе. http://scholar.su/content/opyt-benchmarkingovoi-deyatelnosti?page=0,14;

2) для вузов может выступать не только как современный маркетинговый инструмент, инструмент эффективного управления и достижения высшего качества, но и как инструмент поиска инноваций и наилучших путей их внедрения в данное учебное заведение. Помимо этого, на базе проведенного с помощью бенчмаркинга анализа также возникает ряд новых идей, разработок, нововведений уже внутри вуза. Бенчмаркинг рассматривается не как новый маркетинговый метод, а лишь как инструмент поиска инноваций, которые могут затрагивать практически любой аспект деятельности вуза, могут быть радикальными или улучшающими, базисными или псевдоинновационными. Бенчмаркинг – это лишь новый, усовершенствованный этап в подобной, уже укрепившейся практике вузов делиться опытом друг с другом.

Из-за точных данных и хорошей методологии исследования бенчмаркинг идеально подходит для высших учебных заведений, где преподаватели и профессоры достаточно хорошо знакомы с подобного рода исследованиями. Бенчмаркинг помогает создать прочную структуру для внешней оценки деятельности как данного вуза, так и других вузов, а также помогает создать новую сеть коммуникаций между вузами;



3) бенчмаркинг является позитивным процессом в деятельности вуза, он также позволяет объективно определить первоначальную стоимость услуги, определить те нововведения, которые необходимы для деятельности вуза, и пути для их наименее болезненного внедрения;

4) бенчмаркинг включает в себя процесс оценки как внутреннего состояния предприятия, так и оценки внешней среды, который основан на постоянном сборе различных фактов. Эти факты могут представлять собой некоторые слабые сигналы, появляющиеся в зоне функционирования предприятия, которые в будущем могут оказать на него благотворное либо деструктивное влияние. В данном случае в качестве таких сигналов могут рассматриваться изменения определенных параметров, функций, процессов внутри предприятия и во внешней среде – у прямых и непрямых конкурентов, партнеров, клиентов. Преимуществом технологии бенчмаркинга является низкая затратность и высокая эффективность процесса, поскольку предприятие обеспечивается информацией о решении аналогичных проблем, возникавших либо у прямых конкурентов, либо на предприятиях, имеющих подобную структуру, следовательно, обеспечивается реализация проверенных методов управления

//.http://www.be5.biz/ekonomika1/r2010/01076.htm;



5) бенчмаркинг – это взгляд на внутренние функции, деятельность и опыт со следующими целями: определить лучшие результаты; проанализировать свою работу; выявить недостатки в функционировании; устранить слабые места; создать мотивацию к постоянному улучшению.

Бенчмаркинг можно рассматривать как одну из важнейших техник антикризисного управления. Применение этой техники управления предприятием с учетом слабых сигналов способствует существенному изменению процессов на предприятии. На основе результатов бенчмаркинга разрабатывается антикризисная стратегия фирмы. В современном мире конкуренция приобретает глобальный характер и основной целью большинства компаний становится достижение мировых стандартов. Бенчмаркинг — один из лучших методов для установления соответствия целей компании требованиям мирового рынка.

Концепция бенчмаркинга зародилась в конце 50-х годов, когда японские специалисты посещали ведущие компании США и Западной Европы с целью изучения и последующего использования их опыта. В Японии понятие «бенчмаркинг» соотносится со словом «dantotsu», означающим «усилие, беспокойство, забота лучшего (лидера) о том, чтобы стать еще лучшим (лидером)». Термин «бенчмаркинг» появился в 1972 г. в Институте стратегического планирования Кембриджа (США). Сегодня существуют различные определения понятия «бенчмаркинг». Руководитель Глобальной сети бенчмаркинга (GlobalBenchmarkingNetwork) докт. Роберт К. Кэмп считает: «Бенчмаркинг — это постоянный процесс изучения и оценки товаров, услуг и опыта производства самых серьезных конкурентов либо тех компаний, которые являются признанными лидерами в своих областях». Исполнительный директор компании AlliedSignal Лоуренс Боссиди под бенчмаркингом понимает анализ конкретных приемов, заимствование выгод, полученных на основе анализа опыта других компаний, и использование в собственной компании лучших приемов, привнесенных в нее извне. Профессор Норвежского университета науки и технологии Бьерн Андерсен отмечает, что перевод английского термина «benchmarking» буквально означает «каменная скамейка» и приводит следующий пример: «Представьте себе, что на вершине горы, хорошо всем видной, две каменные плиты установлены на ребро и слегка отодвинуты друг от друга. Сверху на них положена третья плита. Получилась каменная скамейка. Данная идея — сравнение с неким эталоном — нашла широкое применение в экономике. Б. Андерсен дает наиболее полное определение бенчмаркинга: «Бенчмаркинг — это постоянное измерение и сравнение отдельно взятого бизнес-процесса с эталонным процессом ведущей организации для сбора информации, которая поможет рассматриваемому предприятию определить цель своего совершенствования и провести мероприятия по улучшению работы». «Бенчмаркинг — изучение и внедрение методов управления других, успешно работающих при их помощи организаций, путем сравнения с ними после выявления слабых сторон своей организации. Бенчмаркинг — более эффективный метод, чем просто сбор информации. Этот инструмент позволяет выявлять возможности самосовершенствования, определять объекты совершенствования и стимулировать непрерывность данного процесса в целях повышения конкурентоспособности компании. // И. Данилов, С. Михайлова, Т. Данилова. Бенчмаркинг — эффективный инструмент повышения конкурентоспособности. //
«Стандарты и качество».

Бенчмаркингом обычно называют изучение положительного опыта, иными словами — чтобы найти эффективное решение, необходимо знать опыт других предприятий, которые добились успеха в похожих услугах. Он помогает определить, что можно сделать для повышения качества и удовлетворения клиента.// Аренков, И.А. Бенчмаркинг и маркетинговые решения / И.А. Аренков, Е.Г. Багиев. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.



БЛОК I. (Нем., голл. + древненем. Bloch «засов, задвижка») – 1. Устройство для поднятия тяжестей в виде колеса с желобом для троса на ободе. 2. Конструктивный сборный элемент в строительстве. 3. Узел технического устройства, состоящий из нескольких одинаковых частей. 4. Листы книги или тетради, подготовленные для вставки в обложку. 5. Крупный пакет ценных бумаг. 6. Упаковка, содержащая несколько пачек товара.

II. (Англ. «преграждать») — спортивный прием, нейтрализующий атаку противника. С. 95.//Большой словарь иностранных слов. Сост. А. Москвин. М.: «Центрополиграф», ООО «Полюс», 2003.

БРОКЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ – (от англ. Broker – посредник при заключении сделок) посредническая деятельность, связывающая «производителя» образовательных услуг и их «потребителя» посредством распространения информации и консультаций взрослого населения относительно характера имеющихся образовательных услуг, возможностей и путей их получения. С. 53—54. // Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений./ Автор-сост. В.А. Мижериков, Ростов-на-Дону.: изд-во «Феникс», 1998.

БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ (англ. Business) — образование, имеющее целью подготовку человека к карьере в сфере коммерции или промышленного производства. С. 49. // Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений./ Автор-сост. В.А. Мижериков, Ростов-на-Дону.: изд-во «Феникс», 1998.

БИЗНЕС-ШКОЛА – образовательное учреждение, осуществляющее регулярное образование в области бизнеса и менеджмента и действующее, как правило, на коммерческой основе. С. 49—50. // Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений./ Автор-сост. В.А. Мижериков, Ростов-на-Дону.: изд-во «Феникс», 1998.

ВЕБ-КВЕСТ – специальным образом организованный вид самостоятельной исследовательской деятельности, для выполнения которой студенты осуществляют поиск информации в сети Интернет по указанным ссылкам. С. 206./Дука Н.А. Дидактика высшей школы: от классических оснований к постнеклассическим перспективам. [Текст]/ Дука Н.А., Макарова Н.С., Чекалева Н.В. Омск. — 2011. — 228 с.

ВОСПИТАТЕЛЬ РАННЕГО ДЕТСТВА — социальный работник, единственный специалист, занимающийся детьми. Он выполняет три функции: воспитание, превенция и координация – и работает с детьми с их рождения до 7 лет. Создавая окружающую среду, воспитатель раннего детства стимулирует развитие ребенка и занимается социализацией его личности, что необходимо воспитуемому для поступления в школу. Около 50% специалистов работают в различных структурах, осуществляющих прием детей, таких, как общественные или семейные ясли, детские сады, детские комнаты. Они также задействованы в больницах и учреждениях или службах, специализирующихся на приеме детей-инвалидов, находящихся в сложной жизненной ситуации. Во Франции обязательно поступление в школу в возрасте 6 лет. Тем не менее большая часть детей начинает ходить в материнские школы (детские сады), находящиеся под эгидой Министерства национального образования, с трехлетнего возраста. /Социальная работа и подготовка специалистов за рубежом. /Сост. В.А. Фокин, И.В. Фокин. Тула, 2005. — С.183.

ВОСПИТАТЕЛЬ ТЕХНИЧЕСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ — специалист выполняет двойную задачу: во-первых, это воспитатель, а во- вторых, это специалист по адаптации или профессиональной реадаптации инвалидов (молодежи и взрослых). В общих словах, эта профессия ориентирована на людей, испытывающих большие трудности в профессиональной адаптации. Данные специалисты работают в центрах трудотерапии, мастерских для инвалидов, центрах перевоспитания. Таким образом, их основными работодателями являются ассоциации (95%). /Социальная работа и подготовка специалистов за рубежом. /Сост. В.А. Фокин, И.В. Фокин. Тула, 2005. — С. 182—183.

ДЕСТАБИЛИЗАЦИЯ — направление трансформации дидактики, предполагает потерю стабильности, нарушение установившегося ритма, динамики процессов при возникновении новых элементов или изменении свойств уже имеющихся. Дестабилизацией можно считать проникновение нелинейных процессов в дидактические основания. С. 208./Дука Н.А. Дидактика высшей школы: от классических оснований к постнеклассическим перспективам. [Текст] / Дука Н.А., Макарова Н.С., Чекалева Н.В. Омск. — 2011. — 228 с.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ — описание процесса обучения, абстрагированное от конкретной практики, отражающее его существенные свойства и включающее понимание целей, содержания, средств реализации, результатов. С.208.//Дука Н.А. Дидактика высшей школы: от классических оснований к постнеклассическим перспективам. [Текст]/ Дука Н.А., Макарова Н.С., Чекалева Н.В. Омск. — 2011. — 228 с.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ — (позднелат. diversificatio — изменение, разнообразие, от лат. diversus — разный и facio — делаю) означает: 1. Проникновение фирм в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной отрасли их деятельности. Диверсификация связана с процессом концентрации производства на межотраслевом уровне и структурной перестройкой хозяйства, наибольшее развитие получила после 2-й мировой войны. 2. В широком смысле означает разнообразие, разностороннее развитие производства, расширение видов предоставляемых услуг и номенклатуры производимой продукции с помощью средств, не связанных с технологией ее приготовления; качественно новое явление в экономике развитых стран. // Шакирова Т.И. Диверсификация в сфере образования в Понятийно-терминологическом словаре по аспекту управления образованием как социальной системой» (авт. Хридина Н.Н. Екатеринбург: Уральское издательство, 2003).

Термин «диверсификация в сфере образования» возник в конце 60-х – начале 70-х годов в Западной Европе, когда встал вопрос о структурном реформировании образовательных систем, и подразумевал разнообразие, разностороннее развитие, расширение видов предоставляемых услуг, приобретение новых видов деятельности. Таким образом, общими признаками диверсификации являются новизна и расширение деятельности за счет этой новизны. Такая деятельность не должна иметь аналога в предыдущем опыте. Понятие «новизна» связано с понятием «инновация», но не всякая инновация является диверсификацией. Диверсификация в первую очередь – это реакция на внешние условия, то есть не имеет аналога в предыдущем опыте. Признаками диверсификации в образовании являются: 


межпредметность: 1) межпредметные связи; 2) межпредметная интеграция, т.е. взаимодействие знаний, результатом которого является получение нового знания, и в данном аспекте речь уже может идти о понятии «межпредметный экзамен»; вариативность – разнообразие существующего одномоментно (школа, лицей, гимназия, так как на выпуске все равно существует Госстандарт знаний выпускников); многоуровневость – бакалавриат/магистрат или ПТУ-техникум – ВУЗ; номенклатура – компетенции студентов, программа и т.п.; возможность образования новыми технологиями. // (Артюхов М.В. Диверсификация муниципальной системы образования. Опыт и перспективы. М., Образование, 1, 2003).



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




База данных защищена авторским правом ©www.vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница