Закон об образовании и перспективы образования национальных меньшинств



страница1/5
Дата31.01.2019
Размер366 Kb.
#69937
ТипСтатья
  1   2   3   4   5



СПРАВКА

о реформе школ национальных меньшинств

в Латвийской Республике.

1990 – 2011 годы
Подготовили: Яков Плинер, доктор педагогики

Валерий Бухвалов, доктор педагогики


В справке отражены основные этапы и результаты реформы школ национальных меньшинств в Латвийской Республике за годы после восстановления государственной независимости. В первой части справки дается краткий анализ состояния национальных школ в Латвийской Республике (1919 – 1940 гг.).

Национальные школы в первой Латвийской республике (1919 - 1940 гг.)
В законе об учебных заведениях в Латвии от 8 декабря 1919 года записано:
Статья 39.

Обучение во всех обязательных школах должно осуществляться на языке семьи учащихся.


Статья 40.

Языком семьи учащихся признается тот язык, который называют родители детей при записи ребенка в школу и на котором он может свободно излагать свои мысли.


Государство и органы самоуправления имели право открывать и содержать для каждой национальной группы столько школ, сколько необходимо для обучения их детей. На госязыке изучались латышский язык и литература, история и география Латвии. В волостях, где количество этих детей было невелико, разрешалось открывать национальные классы в латышских школах. При министерстве образования был создан департамент школ национальных меньшинств с управлениями русских, немецких, еврейских, польских, а позднее, в 1921 году, и белорусских школ. Начальники управлений подчинялись непосредственно министру и с правом совещательного голоса принимали участие в заседаниях правительства при рассмотрении вопросов культуры и образования национальных меньшинств.

За время существования Латвийской Республики до 1934 года количество латышских школ увеличилось на 43 %, количество учебных заведений национальных меньшинств — на 161 %. По известным причинам с 1933/34 учебного года по 1939/40 учебный год школ национальных меньшинств в Латвии стало значительно меньше, но деятельность их не прекращалась.


Количество основных учебных заведений

Латвии в 1919 - 1940 гг.




Школы

Учебный год

Количество школ

Латышские школы

1919/20

1053




1924/25

1390




1929/30

1413




1933/34

1502




1934/35

1472




1937/38

1506

Школы национальных меньшинств

1919/20


212





1924/25

464




1929/30

531




1933/34

555




1934/35

479




1937/38

398


Примечание: В количество основных учебных заведений (четырехклассные школы, шестиклассные школы, дополнительные школы) включены и детские дошкольные учреждения.
Количество общеобразовательных средних школ

в Латвии в 1919 - 1940 гг.




Школы

Учебный год

Количество школ

Латышские школы

1919/20

36




1922/23

52




1926/27

51




1933/34

55




1936/37

53




1939/40

53










Школы национальных меньшинств

1919/20


29





1922/23

54




1926/27

40




1933/34

41




1936/37

23




1939/40

17

Интеграция в образовании в латвийских школах 20-30-х годов достигалась на основе следующих условий: 1) дети, как правило, обучались на языке семьи; 2) в любой национальной школе могли учиться дети разных национальностей; 3) качественно преподавался латышский язык; 4) в основной школе изучался латышский язык, география и история Латвии; 5) учащиеся знакомились как с основами культуры, обычаями и традициями своего народа, так и с основами культуры и традициями латышей; 6) широко отмечались в школах Латвии государственные праздники, а также праздники соответствующего национального меньшинства и латышские народные праздники; 7) между школьниками различных школ и членами национальных спортивных обществ проводились соревнования; 8) в деятельности ряда общественных организаций, например, Добровольном пожарном обществе, принимала участие молодежь разных национальностей; 9) в Латвии функционировали смешанные школы.



Реформа школ нацменьшинств в 1995-1998 годах

После восстановления независимости ЛР в 1991 году был принят закон об образовании; он не ущемлял права нацменьшинств на обучение в средней школе на родном языке.

До 1995 года в Латвии образование для русской лингвистической группы предоставлялось на русском языке (33,4% учащихся общеобразовательных школ): успешно работали польские, еврейские, украинская, белорусская и другие школы национальных меньшинств (0,4% всех учащихся).

В 1995 году Сейм Латвии принял поправку к пятой статье закона об образовании, в соответствии с которой в школах нацменьшинств два предмета в основном звене (1-9 классы) и три предмета в среднем звене (10-12 классы) должны изучаться на государственном (латышском) языке.

Поправка была принята без предварительной подготовки учителей и учащихся школ нацменьшинств преподавать и изучать предметы на государственном языке.

В 1997 году, волевым решением министра образования и науки М. Гринблатса было принято распоряжение об обязательном владении учителями школ нацменьшинств государственным языком на высшую категорию. Те, кто не смог пройти аттестационный экзамен вынуждены были уволиться из школ. За «профнепригодность» – из-за недостаточного знания латышского языка было уволено из школ нацменьшинств 160 учителей.

В 1998 году, министром Ю. Целминьшем было подписано еще одно распоряжение о запрете учебной литературы, изданной в других странах. Это лишило школы нацменьшинств возможности использовать оригинальную учебную литературу из стран являющихся их этнической родиной (в 2000 году это распоряжение отменено).




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




База данных защищена авторским правом ©www.vossta.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница